Конспект образовательной деятельности «Коммуникация» Тема: «Использование устного народного творчества в работе с детьми старшего дошкол
26 Ноя 2013, 23:21
Воспитатель логопедической группы Соловьева Надежда Андреевна г. Москва. Конспект образовательной деятельности «Коммуникация» Тема: «Использование устного народного творчества в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Программное содержание: -Учить детей самостоятельно придумывать сказку, соблюдая композицию и выразительность изложения. -Продолжать формировать умение пользоваться паузами, логическими ударениями при чтении произведений фольклора. -Вспомнить с детьми характерные особенности весенних месяцев, их характеристики по народному календарю. -Продолжать развивать интерес к народному творчеству. -Способствовать проявлению творческого потенциала: передавать выразительность ритмических движений в соответствии с музыкой. Предварительная работа. Изучение материала о народных праздниках. Разучивание потешек, считалок, перевертышей. Инсценирование стихотворения С.Михалкова «Как старик корову продавал». Разучивание танца «Кадриль». Материал для занятия. Для оригами: бумага, ножницы, карандаш. Аудиозапись «Пение птиц». Ход образовательной деятельности. Дети свободно заходят в зал и присаживаются на стульчики. В. : Дети, сегодня мы с вами собрались поговорить о народном творчестве. А что это такое? Ответы детей. В.: Правильно, народное творчество очень разнообразно. Это разные заклички, считалки, поговорки, сказки, игры, потешки, обрядовые праздники. Совсем недавно мы провожали зиму и встречали весну. Какой праздник у нас был? Дети: Масленица. В.: А давайте вспомним, как мы весну зазывали. Дети говорят заклички. В.: Скажите, а какой день называют днем птиц? Дети: 3 марта – дети кормили птиц пирожками, выпеченными из овсяной муки. Пирожки эти назывались овсяничками. Считалось, что птицы - вестники весны. В это время птица овсянка издавала звуки, схожие по ритму и тону со словами: «Покинь сани! Покинь сани!». Воспитатель предлагает послушать пение птиц и сделать из бумаги - вестников весны. (Под пение птиц дети складывают бумажных птиц (оригами). В.: В этот день не только ожидали прилета птиц, но ещё и хороводы водили, разгадывали весенние загадки, играли в игры, рассказывали сказки. Вот и мы с вами поиграем в игру «гори, гори ясно». Но сначала давайте посчитаемся. Проводится игра. В.: Хорошо поиграли. Теперь можно и сказки рассказывать. Я придумаю присказку и зачин, а вы кульминацию (основное действие) и развязку. Как за синею рекой Летел сокол молодой. И на лесочек Уронил свой сапожочек… Дети придумывают 3-4 волшебных историй. Воспитатель вместе с детьми подводит итог придуманным сказкам. Спрашивает детей, чья сказка понравилась больше и почему. В.: Хорошо потрудились. А теперь станцуем! Исполнение танца «Кадриль». В.: Весной много народных праздников. Давайте вспомним , какие праздники есть в апреле? 1) 1 апреля – никому не верим! Дети объясняют, почему так говорим. Воспитатель предлагает вспомнить перевертыши и небылицы. 2) 16 апреля - Никитин день. Дети объясняют почему. В.: А вот и наш водяной. Исполняется танец водяного с детьми. 3) 6 мая – день Егория. Ответ детей. Показ сценки «как старик корову продавал». В.: А наша корова волшебная и принесла нам «Чудо – молоко». Мужик раздает молоко, дети уходят в группу.
Текстовой материал к занятию. Праздники. 1 апреля – никому не верим. Этот праздник шутки, день смеха появился очень давно, в древней Руси. Считалось, что смехом и шуткой можно отогнать от себя нечистую силу. Человек становился крепче душой и телом. На Руси были особые люди – скоморохи, которые ходили из города в город, из деревни в деревню и веселили людей, принося радость. Их деятельность оживлялась именно в апреле. И считалось, чем веселее прожить этот день, тем больше счастья будет в новом году.
16 апреля – Никитин день. По народному поверью в этот день просыпается водяной. Чтобы он был добрым необходимо его умилостивить, принести жертву. Особенно важным это магическое действие было для рыбаков. Они приговаривали: «Вот тебе дедушка гостинец на новоселье, люби да жалуй нас». И в этот день первую пойманную рыбку бросали в воду, как дань водяному. Этот день считался праздником рек, озер, ручейков. Водяное царство ослабевало от долгой зимней спячки. Ребята хлопали по воде ладошками, пробуждая его, бросали в воду краюшки хлеба, пшенную кашу, поливали воду маслицем, прикармливая реальных обитателей рек и озёр.
6 мая – день Егория. Имя этому празднику дал Георгий Победоносец – покровитель земледелия и пастушества.В древности этот день начинался гуляньями, игрищами, освещением воды в источниках, первым выгоном скота в поле, а завершался ночным пением на горах. В этот день катались по росе. Так как Егорьева роса считалась лекарственной. Верили, что сам Егорий объезжает Русскую землю и там, где коснется он копьем, все зеленеет. В этот день пели былины и духовные стихи о Егории, верили, что он расколдует Русскую землю, оживит её и превратит из дремучей и темной в светлую, святорусскую. Хозяйки с детьми пекли обрядовое печенье в виде лошадок и коровок. А Егорий представлен в народе в образе всадника, оберегающего Русскую землю от недуга, от Змея. И не случайно Георгий Победоносец стал символом-эмблемой Москвы и всей Московской Руси.
Заклички. Дождик, дождик дай воды, Дождик, дождик, поливай- По колено глубины. Будет хлеба каравай, Дождик, дождик, пуще Будут булки, будут сушки, Будет в поле гуще. Будут вкусные ватрушки.
Жаворонки прилетите Весна, весна красная! Весну красную принесите. Приди, весна с радостью, Нам зима-то надоела. С великой милостью, И весь хлеб наш поела, Со льном высоким, И дрова все пожгла, С корнем глубоким, И солому всю пожгла, С хлебом обильным. Молоко все унесла.
Считалки.
Катилася торба Ехал мужик по дороге С высокого горба Сломал колесо на пороге. В этой торбе Сколько нужно гвоздей? Хлеб, соль, пшеница Говори поскорей. С кем ты хочешь Не задерживай Поделиться? Наших людей. Говори поскорей, - Пять! Не задерживай добрых Раз, два, три, четыре, пять. И честных людей. Начинай считать опять.
Шел баран - Заяц белый, По крутым горам, Куда бегал? Вырвал травку, -Лыко драл. Положил на лапку, Куда клал? Кто её возьмет- -Под колоду, Тот и вон пойдет. Под пенёк Под передний уголок. Перевертыши.
Из-за тучи, из-за гор Ехала деревня мимо мужика, Ехал дедушка Егор, Вдруг из-под собаки лают ворота, Он на пегой, на телеге, Выскочила палка с бабкою в руке На скрипучей лошади, И давай дубасить коня на мужике Топорищем подпоясан Лошадь ела сало, а мужик овес, Сапоги нараспашку, Лошадь села в сани, а мужик повёс. На босу ногу зипун.
Небылица. -Федул, что губы надул? -Кафтан принес починить. -Починить можно, да иглы нет. -а ты пальцем придержи. -А велика ли дыра? -Остались ворот да рукава.