Вопросы для беседы с ребенком. Ориентирование в окружающем мире, запас знаний, отношение к школе.
Разговаривать с ребенком нужно доверительно, не торопить и не ругать за неправильный ответ.
Рекомендуемые вопросы:
Как тебя зовут?
Сколько тебе лет?
Как зовут твоих родителей?
Как называется город (село), где ты живешь?
Каких ты знаешь диких (домашних) животных?
В какое время года на деревьях появляются листья?
Что остается на земле после дождя?
Чем отличается день от ночи?
Хочешь ли ты идти в школу?
Как ты думаешь, что интересного будет в школе?
Как, по-твоему, лучше учиться - дома с мамой или в школе с учительницей?
Итоговый уровень ориентирования в окружающем, запаса знаний определяется на основе подсчета правильных ответов. Чем их больше (правильных ответов), чем подробнее их аргументация, тем выше уровень информированности ребенка, запас его знаний.
Правильными считаются следующие ответы: Вопросы 1 - 4: верный ответ (в том числе, если называются уменьшительные имена). Вопрос 5: не меньше двух домашних и двух диких животных. Вопрос 6: "весной", "когда зима кончилась" и т.п. Вопрос 7: "лужи", "грязь", "мокрость" и т.п. Вопрос 8: "днем светло", "ночью спят" и т.п. Вопрос 9: утвердительный ответ. Вопрос 10: указание на занятия, получение знаний и т.п. Вопрос 11: предпочтение школьного обучения домашнему.
1. Понимание грамматической конструкции. Произнесите предложение: "Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу". Предложение нужно произносить медленно и четко. Желательно повторить его дважды, чтобы быть уверенным, что ребенок его расслышал. Затем задать вопрос: "Что Петя делал раньше - смотрел кино или читал книгу?".
2. Выполнение словесных поручений. На столе в беспорядке лежат карандаши. Попросите ребенка: "Собери карандаши, сложи их в коробку и положи коробку на полку". После выполнения задания спросить: "Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?". Если ребенок не может правильно выполнить задание, оно упрощается. Скажите: "Возьми карандаши и убери их в ящик". Затем задаются те же вопросы.
3. Изменение существительных по числам. Инструкция: "Я назову тебе словом один предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу КАРАНДАШ, а ты должен ответить КАРАНДАШИ". Далее назвать 11 существительных в единственном числе: КНИГА, РУЧКА, ЛАМПА, СТОЛ, ОКНО, ГОРОД, СТУЛ, УХО, БРАТ, ФЛАГ, РЕБЕНОК.
Задание считается выполненным правильно, если ребенок допускает не более 2 ошибок. Ошибки могут быть разными:
перестановка ударения (стол - стОлы);
искажение формы множественного числа (город - городы, ребенок - ребенки, ухо - ухи).
Задание выполнено неправильно, если ребенок допустил 7 или более ошибок. Средний результат - 3-6 ошибок.
4. Рассказ по картинкам. Перед ребенком в беспорядке кладут 4 картинки, на которых изображена определенная, хорошо известная ему последовательность событий (например, на одной картинке мальчик просыпается, на другой - умывается, на третьей - завтракает, на четвертной - идет в школу). Попросите ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил так или иначе.
Не считается ошибкой изменение последовательности картинок, если оно разумно обосновано ребенком. Средний результат - ребенок логично выстраивает последовательность картинок, но не может ее обосновать. Задание не выполнено, если последовательность картинок случайна.