Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида №38»
"Использование стихотворной формы речи в презентации проектов заикающихся дошкольников"
Автор: Грязнова Марина Анатольевна
Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Когда подготовлены основные условия для работы над проектом (планирование, среда), начинается совместная работа воспитателя, детей и родителей. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Заключительным этапом работы над проектом является презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок, мини-музеев, творческих газет. Но обязательным элементом в презентации проекты является выступление одного ребенка (если проект индивидуальный) или группы дошкольников (если проект групповой). Метод проектной деятельности используется мною в работе уже много лет. С 2012 года я работаю с заикающимися дошкольниками. Заикание – это нарушение темпо–ритмической стороны речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. В ходе работы по проектной деятельности я столкнулась с трудностью выступления заикающимися дошкольниками на этапе презентации проекта. Очное участие с выступлением ребят в различных конкурсах разного уровня было ограничено для нас. Большое желание детей выступить, донести результаты своего исследования навело меня на поиски оптимального способа презентации. Целью работы явилась оптимизация формы выступления – презентации проектной деятельности заикающихся дошкольников. На речь заикающихся благотворно действуют плавность и ритмичность. Действительно, при пении, ритмичной стихотворной речи или при разговоре «нараспев» речевые судороги заикающихся или вовсе отсутствуют, или значительно уменьшаются. Следовательно, необходимо было сделать презентацию проекта в стихотворной форме. Это по прошествии времени совместными усилиями с ребятами было сделано. Разработана схема выступления по презентации в стихотворной форме. С успехом мы это применили, участвуя в городской конференции «Юные исследователи» с индивидуальным проектом «Долго лодочка плыви!». Важно, безусловно, в данной работе опираться на рекомендации учителя – логопеда. Работа по проектной деятельности в нашей группе началась с третьего периода обучения – в марте. Так как, согласно программе и методическим рекомендациям по работе с заикающимися дошкольниками, связная речь активно используется во всех видах деятельности только после первого и второго периода обучения. В данный момент мы начала работу по проекту «Я поэтом быть хочу…», так как у ребят возник большой интерес к стихам, к процессу их сочинения. Представляю вам текст выступления по проекту «Долго лодочка плыви!» (индивидуальный проект, воспитанник Шихирин Павел, 7 лет):
У меня была проблема: долго лодка не плыла.
Занялся я этой темой, хоть и трудной она была.
Что же делать, как мне быть? Как проблему мне решить?
Я однажды рисовал воском по бумаге, потом гуашью покрывал
И заметил важное: что бумага-то не мокнет, там, где воском натирал.
Класс! Ведь это мне поможет, чтобы лодочка плыла!
Я решил, что буду долго лодку свечкой натирать,
Нужно мне соревнования лодок выиграть все на «5»!
Я у воспитателя свечку попросил, Марине Анатольевне проблему объяснил. Вместе много мы узнали о воске и бумаге.
Энциклопедии читали, в Интернете даже!
Сведения я собирал, о вощении узнал.
И копил я материал, свое решение искал.
Пароходы, лодочки разложил по полочкам.
Тут по цвету, по размеру, лодочки в коробочки.
Навощили мы бумагу, на опыте проверили:
Капли быстро вниз стекают, внутрь они не проникают.
Соревнования выиграла лодочка моя,
Заинтересовалась дома вся моя семья!
Решил я книгу написать для всех ребят с наукой,
Как лодку вечную создать без плача и без муки.
Можно сделать все самим с утюгом и свечкой.
Борта у лодки навощить, и будет плавать вечно.
Вот такая книга получилась у меня.
Делать помогала мне дома вся семья.
Для вас сейчас я выступаю,
Меня вы не судите строго!
На память лодки я вручаю,
Плавание пусть длится долго!
|