Конспект комплексного занятия логопеда и воспитателя.
| 15 Сен 2012, 23:09 |
Конспект комплексного занятия логопеда и воспитателя «Путешествие в Африку» по воспитанию вопросно-ответной речи у детей с заиканием старшего дошкольного возраста по лексической теме: «Животные жарких стран»
Коррекционно-развивающие цели: • Закрепление навыка спокойной речи: умение дать четкий ответ развернутой фразой на поставленный вопрос педагога, сверстника; • Активизация словаря по лексической теме «Животные жарких стран»; • Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных, согласование существительных с числительными, употребление предложно-падежных конструкций); • Развитие оптико-пространственного восприятия; • Закрепление навыков звукослогового анализа; • Развитие мелкой моторики; • Развитие певческих навыков; • Координация речи с движением.
Образовательные цели: • Закрепление знаний детей о животных жарких стран; • Закрепление умения детей ориентироваться на листе бумаги; • Закрепление пространственных представлений: слева, справа, перед, за, между, рядом, далеко, близко; • Закрепление умения определять пространственное расположение предметов относительно себя; • Закрепление умения определять на глаз величину предметов: выше, ниже, длиннее, короче; • Закрепление знаний детей о необходимости соблюдать правила безопасности; • Закрепление умений детей играть на музыкальных инструментах в ансамбле; • Закрепление знаний детей о профессиях на флоте, ветеринара в зоопарке, журналиста на телевидение.
Воспитательные цели: • Развитие умения детей быть доброжелательными и корректными собеседниками; • Побуждение детей к более широкому и творческому использованию в играх полученных знаний об окружающей жизни; • Способствование укреплению устойчивых детских игровых объединений, установлению в игре ролевого взаимодействия.
Оборудование: костюмы моряков, капитана, журналиста, ветеринара; фотоаппарат, микрофон, бинокль, музыкальные инструменты (металлофон, треугольник, маракасы, кастаньеты); карта «Растительный и животный мир Земли»; демонстрационная картина «Обитатели Африки»; предметные картинки для слогового анализа (спасательный круг, сундук, бочка, корзина, компас); фланелеграф; элементы букв; пульверизатор; лист картона; магнитофон, аудиозаписи (логопедические распевки, шум моря); маркер; разлинованная карта; узелковое письмо; канат; камушки для звукового анализа; мнемотаблица для диалога журналиста и ветеринара; фотографии животных.
Предварительная работа: • Познавательно-речевое развитие Коммуникация. Беседы с детьми о климатических условиях Африки. Свободное общение: «Как приспосабливаются к жизни животные жарких стран?», «Почему животные жарких стран, не могут жить на севере?» Познание. Рассказ педагогов: «Природные зоны Африки». Рассматривание иллюстраций, картин, фотографий с изображениями природы, животных жарких стран. Рассказ педагогов: об обитателях петербургского зоопарка и работе ветеринара. Поисково-исследовательская деятельность: «Какие животные обитают в различных климатических зонах Африки?» Отгадывание и заучивание загадок о животных Чтение художественной литературы. Писатели и поэты о природе жарких стран Интегрированная деятельность: чтение, обсуждение, заучивание стихов, слушание музыки. • Социально-личностное развитие Социализация. Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Путешествие по реке», «Телевидение» Безопасность. Беседа на тему: «Как правильно вести себя в зоопарке; на корабле». • Художественно-эстетическое развитие Художественное творчество. Продуктивная деятельность: • лепка « Жираф» • рисование: «Зебра», «Павлин». • конструирование «Зоопарк» Музыка. Игра на музыкальных инструментах русской народной песни «Во саду ли, в огороде» Прослушивание аудиозаписи « Звуки моря», разучивание логопедических распевок «Пароход», «Слон» • Физическое развитие Физкультура. Подвижные игры сюжетного содержания « Ловля обезьян» Физкультурный досуг: «Путешествие в Африку» Пальчиковая гимнастика «Я в путешествие попал…» Здоровье. Свободное общение, беседа: «Что мы знаем о том, как вести себя в жару»
Технологии: здоровьесберегающие, личностно - ориентированные, социоигровые, технология проектирования, информационно-коммуникативные.
Организационный момент.
Педагог: Ребята, к нам сегодня пришли гости, поздоровайтесь. Дети здороваются. Педагог: Друг к другу лицом повернулись, улыбнулись, Руку правую подали, рукой левой помахали. И друг друга мы обняли. Отошли и поклонились. Вы готовы заниматься? Дети: Все готовы заниматься. Будем очень мы стараться! Педагог: В нашей группе все дети очень старательные и любознательные, им очень интересно, что происходит вокруг, но они не любопытные, в отличие от Варвары. Расслабление мышц шеи: Любопытная Варвара смотрит влево.. Смотрит вправо... А потом опять вперед, Тут немного отдохнет. Шея не напряжена и расслаблена. А Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно - расслабление - приятно! Шея не напряжена и расслабленна... А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись! Возвращается обратно - расслабление приятно! Шея не напряжена и расслабленна...
Педагог: Помните, некоторое время назад, мы с вами говорили о животных жарких стран. Многих из них вы могли видеть в нашем Петербургском зоопарке, но, к сожалению, среди них нет слона. Об этом узнали жители других стран. И вот: В нашу группу очень рано Постучалась обезьяна. И с порога закричала: «Вот, примите телеграмму!»
Телеграмму мы раскрыли И ужасно удивились! Не из Америки, не из Бразилии, Не из Японии и не из России. А ведь всего за два часа, Она из Африки дошла.
Педагог: Вы уже догадались, что это? Дети: Это узелковое письмо. Педагог: Ребята, откуда к нам пришло это письмо? Дети: Письмо пришло из Африки. Педагог: У нас есть возможность узнать, что здесь написано. Посмотрите, узелок, какого цвета находится между синим и оранжевым? Дети: Серый. Педагог: Если серый находится между синим и оранжевым это означает, что вы найдете то, что ищете. А что мы ищем? Дети: Слона. Педагог: А где находится розовый узелок? Дети: Розовый находится после зеленого. Педагог: Если розовый висит после зеленого, это означает, что в Африке есть слон, который подойдет для нашего зоопарка. Педагог: Если оранжевый узелок висит справа от серого - значит, жители Африки могут нам его подарить, а если слева – то только продать. Где висит оранжевый узелок? Дети: Оранжевый висит справа. Педагог: Нужны нам будут деньги для покупки слона? Дети: Нет. Педагог: Посмотрите на синий узелок. Чем он отличается от остальных? Дети: Синий узелок самый длинный. Педагог: Правильно, синий узелок означает длину нашего пути. Как вы думаете, долго нам придется добираться до Африки? Дети: Долго, потому что Африка далеко от России. Педагог: Если зеленый узелок висит перед синим, это означает «Не приезжайте!», а если перед розовым, то нас ждут, можно собираться. Где висит зеленый? Дети: Зеленый узелок висит перед розовым. Педагог: Правильно, что нам надо делать? Дети: Собираться в путь!
Основная часть.
Педагог: Давайте найдем Африку на карте. Изображая на карте Африку, люди использовали много желтого цвета. Как вы думаете, что обозначает желтый цвет? Дети: Африка – царство самого жаркого в мире солнца и горячего песка. Педагог: Как вы думаете, на каком транспорте мы можем добраться до Африки? Дети: До Африки можно добраться на корабле. Педагог: Кто управляет кораблем? Дети: Кораблем управляет капитан. Педагог: Миша, кто будет тебе помогать на корабле? Дети: Матрос, радист и лоцман. Педагог: Что делает лоцман? Дети: Лоцман составляет маршрут передвижения корабля. Педагог: Что делает радист? Дети: Передает сообщения, поддерживает связь с берегом и другими кораблями. Педагог: Миша, кто еще отправится с вами в путешествие? Дети: Ветеринар, журналист. Педагог: Зачем с нами едет ветеринар. Дети: Ветеринар будет ухаживать за слоном. Педагог: Что будет делать журналист? Дети: Журналист будет передавать новости в Россию и делать фотографии. Педагог: Для того чтобы отправиться в путь, нам надо проложить маршрут на карте. Дети диктуют направление и количество клеточек, один ребенок рисует маршрут по клеточкам под диктовку. 4→, 2↓, 4→, 5↑, 4→, 3↓, 5→, 2↓, 4→, 4↑, 4→, 2↓, 2→. Педагог: Где бы человек не находился, он должен соблюдать определенные правила. Для чего? Дети: Чтобы уберечься от опасности, чтобы избежать неприятностей, чтобы не мешать другим людям работать или отдыхать. Педагог: Как вы думаете, какие правила надо соблюдать на корабле? Дети: Не отвлекать капитана от работы, выполнять все команды капитана, не перегибаться через борт, чтоб не упасть в воду. Педагог: Итак, в путь!
Педагог: У каждого корабля есть название. Дети выкладывают недостающие буквы (м, ш) из элементов и читают слово «Малыш». Педагог: Пришло время подняться на борт корабля. Наш корабль отправляется в путь. Дети располагаются на палубе корабля. Логопедическая распевка: «Па – гудит пароход…» Педагог: Закройте глаза и послушайте (включается аудиозапись «Шум волн»). Что вы услышали? Дети: Шум волн, крики чаек. Педагог: Еще раз закройте глаза (машет картоном на детей). Что сейчас происходит? Дети: Дует ветер. Педагог: А теперь протяните руки вперед, ладонями вверх, скажите, что вы теперь почувствовали? Дети: Капельки воды на ладонях. Педагог: Да, это брызги волн, которые ударяются о борт нашего корабля. Педагог: Во время шторма, корабль так сильно раскачивало, что вещи, находящиеся в трюме на полках, упали со своих мест. Вам надо навести порядок - разложить предметы следующим образом: на нижнюю полку положить те предметы, в названии которых – один слог, на среднюю – в названии которых – 2 слога, на верхнюю – 3 слога. Дети раскладывают: лом, круг (спасательный), сундук, бочка, корзина, компас.
Педагог: Вот мы и на месте. Животные уже почуяли приближение человека и спрятались, но вы можете видеть разные части этих животных. Посмотрите в бинокль, и скажите, что вы видите. Дети: Я вижу крокодилью пасть. В реке плавает крокодил. Я вижу слоновий хобот. В саванне нас встречает слон. Я вижу львиную гриву. В саванне нас встречает лев. Я вижу страусиные ноги. Нас встречает страус. Я вижу обезьяньи лапы. В джунглях нас встречает обезьяна Я вижу павлиний хвост. Нас встречает павлин. Я вижу верблюжий горб. В пустыне нас встречает верблюд.
Педагог: Прежде чем сойти на берег, покажите обитателям Африки, что вы хотите с ними подружиться. Выберите любое животное и расскажите, какое оно. Дети называют слова – признаки, держась за канат и перебирая руками узелки, сходят на берег. Дети: Обезьяна – ловкая, смышленая, любопытная Зебра – полосатая, травоядная, быстроногая Лев – хищный, грозный, сильный Слон – толстокожий, огромный, медлительный Носорог – неуклюжий, неповоротливый, крупный Жираф – высокий, длинношеий, длинноногий Крокодил – скользкий, опасный, зубастый
Педагог: Вот мы и на берегу. Отдохнем после долгого путешествия (включается музыкальное сопровождение: медленная музыка и шум волн). Присядьте на песок, руки свободно опустите вниз. Кончиками пальцев правой руки нарисуйте длинную прямую линию на песке (то же левой рукой). Плавно отведите правую руку вправо и назад, нарисуйте закругленную линию, старайтесь провести ее как можно дальше (то же левой рукой). Наберите в ладони теплый песок, а теперь медленно раскрывайте ладони, высыпая песок. Свободно опустите руки вниз. Мы немного отдохнули и можем двигаться дальше. Педагог: Перед нами ворота. Они закрыты и откроются только для детей из России. Давайте сыграем русскую народную песню « Во саду ли, в огороде». Дети играют на металлофоне. Педагог: Нас узнали. Ворота открылись. Посмотрите, кто нас встречает? Дети: Жители Африки. Мальчик и девочка. Педагог: Что мы можем о них сказать, чем они отличаются? Дети: Мальчик выше девочки, а девочка пониже мальчика. Педагог: Где находится обезьянка? Дети: Обезьянка находится между мальчиком и девочкой. Педагог: Нас еще встречает жираф, он какой? Дети: Жираф высокий. Педагог: А крокодил? Дети: Крокодил длинный. Педагог: Еще нас встречает зебра, в какую сторону она бежит? Дети: Зебра бежит вправо. Педагог: Посмотрите, нам, всех перечисленных обитателей животных хорошо видно, они большие, крупные, а верблюды, идущие в пустыне, выглядят маленькими. Почему? Дети: Потому что они находятся далеко. Педагог: Правильно, сколько верблюдов вы видите? Дети: Четырех. Педагог: Верблюды разные по размеру, какие они? Дети: Первый верблюд большой, второй поменьше, третий еще меньше, а четвертый самый маленький. Педагог: Дальше дорогу к слону нам укажет обезьяна. Смотрите и рассказывайте, что она делает. Дети: Обезьяна спрыгнула с дерева запрыгнула на дерево перепрыгнула с ветки на ветку прыгнула за дерево выпрыгнула из-за дерева перепрыгнула через слона. Педагог: Перед нами тот самый слон, который отправится в Петербургский зоопарк.
Педагог: А теперь пришло время, взять интервью у ветеринара. Диалог ветеринара и журналиста о слоне с опорой на мнемотаблицу. 1 – ый ребенок (журналист): Я, имя, фамилия, веду репортаж прямо из Африки. Здравствуйте. Расскажите, пожалуйста, как выглядит слон? 2 – ой ребенок (ветеринар): У слона массивные голова и туловище, огромные уши, бивни, длинный хобот. 1 – ый ребенок: Для чего слону нужен хобот? 2 – ой ребенок: Хобот заменяет слонам руку. Им слоны отправляют в рот пищу и воду, обливают себя, осыпают пылью. Хоботом слон может поднять тяжелое бревно. 1 – ый ребенок: Зачем слону такие большие уши? 2 – ой ребенок: Большие уши помогают слону бороться с жарой. Слоны обмахиваются ими, как веером. 1 – ый ребенок: Сколько весит слон? 2 – ой ребенок: Слон весит, как 5 легковых автомобилей. 1 – ый ребенок: Слон умеет плавать? 2 – ой ребенок: Слон хорошо плавает. 1 – ый ребенок: Чем питается слон? 2 – ой ребенок: Питаются слоны травой, побегами деревьев и кустарников, корешками и плодами. 1 – ый ребенок: Я, имя фамилия, специально для первого канала.
Педагог: Расскажем, как проходит день слона. Логопедическая распевка «Рано утром слон проснулся..»
Педагог: Слону легче будет перенести далекое путешествие, если он будет спать. Помогите слону скорее уснуть: выложите слово СОН из камушков (звуковой анализ). Педагог: Нам пора возвращаться на корабль. Дети располагаются на палубе корабля. Педагог: Давайте вспомним, каких животных мы видели во время нашего путешествия. Пальчиковая гимнастика: Я в путешествие попал И в жарких странах побывал, И увидел там шакала, Страуса, гиппопотама, Обезьяну, тигра, льва, Крокодила и слона. Хорошо живется им – Не бывает снежных зим.
Педагог: Вот мы и у родного берега. Слон остается на корабле, ждать, когда его заберут в зоопарк. А мы с вами покидаем корабль.
Окончание занятия Логопед: Во время нашего путешествия мы сделали фотографии. Расскажите, что на них изображено. Дети: На моей фотографии два слоненка и три львенка; пять тигрят и два верблюжонка; три страусенка и пять слонят т.д. Педагог: Молодцы. Можете показать эти фотографии родителям. Вам понравилось наше путешествие? В следующий раз мы отправимся в путешествие на Север. Попрощайтесь с гостями, мы отправляемся разрабатывать новый маршрут.
|
Категория: Заикание | Добавил: Татьяна
|
Просмотров: 4485 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 5.0/1 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|