Статья по теме: «Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в СКОУ VIII вида».
19 Янв 2014, 01:03
Статья по теме: «Коррекционно-развивающая направленность обучения на уроках географии в СКОУ VIII вида». Подготовила: Кидняева Оксана Николаевна Воспитатель 1 кв.категории СП "Детский сад "Чебурашка" г.о.Новокуйбышевск Основная задача коррекционной школы VIII вида — научить ребенка адаптироваться в современных условиях жизни, поэтому главное назначение подготовка детей к самостоятельной жизни и труду. Очень важно, чтобы выпускник, выйдя за порог школы-интерната, не растерялся в этой сложной жизни, мог самостоятельно реализовать себя. Для этого необходимо обеспечить ученика знаниями, выполняющими развивающую функцию, способствующими не только предметной подготовке, но и становлению социального опыта, коррекции его личности на всех этапах обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Уроки географии как предмета, совмещающего образное восприятие и логическое мышление, обладают уникальными возможностями для коррекционной деятельности, которая заключается в чувственном познании окружающего мира и приобретении сенсорного опыта, а также в логическом познании мира — формировании приемов умственной деятельности, таких как выявление причинно-следственных связей в геопроцессах, сравнение и др. Основными способами обеспечения коррекционно-развивающей направленности обучения являются: - комплексное планирование и конкретизация задач образования, воспитания, развития и коррекции; - обоснование соответствия содержания задачам обучения с выделением в содержании учебного материала главного, существенного; - выбор наиболее удачной структуры урока (последовательность опроса, изучение нового, упражнений, закрепления, домашнего задания, обобщения); - осознанный выбор педагогом наиболее рациональных методов и средств обучения для решения определенных учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих задач; - выбор темпа урока; - дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам, который предполагает сочетание различных форм обучения; - создание благоприятных условий для обучения, воспитания, развития и коррекции ребенка; - анализ результатов обучения одновременно в образовательном, воспитательном, развивающем и коррекционном аспектах. Реализацию принципов коррекционно-развивающей направленности совершенствования содержания образования мы видим во включении в содержание учебно-воспитательной работы коррекцию психических процессов для компенсации отклонений в психическом развитии. Коррекция тех отклонений в психическом развитии, которые способны перестроить психику ребенка, адаптировать его к новым условиям жизни, наметить жизненные ориентиры, нацелить на саморазвитие, совершенствование, развитие творческой и познавательной активности. В структурное содержание уроков по географии, обеспечивающих коррекционную направленность, нужно вводить такие элементы, как: • чтение и рассказывание вслух содержания прочитанного, прослушанного, воспринятого во время урока материала; • проведение экскурсий; • использование картотек, картинок-иллюстраций; • изготовление пространственных макетов для изучения объектов; • изготовление моделей и макетов в пластилиновой технике, каркасных моделей и макетов развивающих пространственное мышление обучающихся; • использование трафаретов; • узнавание перспективных изображений на экране; Формы подготовки: • чтение литературных текстов; • словесное объяснение; • наблюдение за предметами, процессами или явлениями в реальной жизни; • проведение опытов; • звуковое сопровождение фильма, раскрывающее смысл картины; • зарисовка персонажа, прибора, опыта; • ознакомление с иллюстрациями к учебникам или книгам; • изображение образов путем лепки, моделирования; • использование различного раздаточного материала, который может иметь самые различные формы: рисунки; картины; открытки; тексты для упражнений; схемы, таблицы; упражнения, способствующие развитию приемов классификаций, рассуждений, умозаключений; разнообразная наглядность: натуральные объекты; модели, макеты; чучела птиц и животных; действующие механизмы, игрушки, имеющие познавательное значение; чертежи, диаграммы, условные обозначения и т.п. К проведению уроков предъявляются особые методические требования: • иллюстрированные пособия следует развешивать на видном месте, на уровне глаз обучающихся; • при выполнении лабораторных и практических работ необходима предварительная инструкция, раскрывающая цель. Содержание работы, средства, способы и ход ее выполнения; • в процессе подачи нового материала необходимо использовать различные технические средства; • умелое сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения УО школьников; • индивидуальный, дифференцированный подход к обучающимся; • использование различных типов уроков: урок усвоения знаний, урок-лекция; урок-семинар;урок-конференция; урок-новелла; урок-путешествие; урок-консультация; урок усвоения умений и навыков; урок применения ЗУН; урок коррекции; урок-концерт, урок -экскурсия; комбинированный урок; лекционно-практическое занятие; семинарское занятие; и т.д. Примером коррекционно-развивающей направленностью в обучении географии является создание “образа территории”. В работе используются следующие принципы: • принцип доступности; • принцип индивидуальной направленности; • принцип самостоятельной деятельности; • принцип наглядности; • принцип моделирования (предполагающий активизацию процесса усвоения материала за счет создания новой предметной “реальности”, в которой ребенок является активным действующим лицом); • принцип связи теории с практикой; • принцип прочности усвоения (реализующийся за счет подбора интересного и разнообразного материала); • принцип мотивации (поддержания у детей интереса к изучаемому предмету); • принцип проблемности (предусматривающий необходимость осуществления ребенком самостоятельной поисковой деятельности, вызванной проблемной ситуацией). Коррекционно-педагогическая работа, так же как и общее образование, триедина и состоит из коррекционного обучения, коррекционного воспитания и коррекционного развития. География в переводе с латинского языка — “землеописание”, это “земной предмет”, предмет “дома, в котором мы живем”. География в школе дает представление об окружающем пространстве, помогает подготовиться возможному путешествию, способствуя восприятию природы и населения своей страны и других стран, формирует логическое, географическое и экологическое мышление. Комплексное изучение территории через создание ее образа является одним из средств развития географической культуры, которая заключается эмоционально-ценностном отношении к своей Родине, духовно обогащает личность.