Продуктивные формы взаимодействия семьи и специалистов детского сада в вопросах ранней профилактики нарушений речи через психомоторное разви
31 Июл 2013, 18:41
Дошкольный логопедический пункт:
« Продуктивные формы взаимодействия семьи и специалистов детского сада в вопросах ранней профилактики нарушений речи через психомоторное развитие у младших дошкольников»
Игротека-практикум
Сценарий выступления на районном семинаре. [size=9]Актуальность В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Я работаю с детьми, имеющими : фонетико-фонематическое недоразвитие речи и общее недоразвитие речи. У таких детей отмечается общая моторная недостаточность, отклонения в развитии движений пальцев рук, лексико-грамматическое недоразвитие, несформированность фонематических процессов. Обхват детей логопунктом: подготовительные и старшие группы – когда ребенок уже имеет стойкие нарушения звукопроизношения, несформированность фонемат.слуха и связной речи. Поэтому, чтобы спрофилактировать вторичное нарушение речи и сделать коррекционный процесс на логопункте более комплексным и эффективным , и , с учетом, что речевые отклонения возникают уже в младшем возрасте, возникает необходимость в раннем воздействие на речевые процессы ,а именно в профилактике речевых нарушений уже в младшем возрасте, где формируются предпосылки для нормального речевого развития. Возникает большая необходимость в привлечение самого родителя, как активного помощника, непосредственного участника педагогического процесса, научить его адекватно оценивать и развивать своего ребенка ,взаимодействуя со специалистами детского сада. Поэтому специалистами нашего сада используются различные приемы работы с родителями детей всех возрастных групп. (1 слайд) Например: мы хотим предложить вашему вниманию одну из «продуктивных форм взаимодействия с родителями, направленных на профилактику речевых нарушений детей младшего возраста» - это игротека-практикум: (2слайд) Эта форма работы помогает родителям научиться : • общаться научиться контактировать со своим ребёнком, , • играть, разучить разнообразные игры и игровые упражнения • развивать своего малыша, не прикладывая огромных усилий.перенести их в домашние условия, лучше увидеть и оценить своего малыша.
(3слайд)Систематически используя игротеку в работе с родителями, мы смогли: • найти «ниточку взаимодействия», которая помогает всем нам идти к одной цели, • повысить эффективность коррекционно-развивающего воздействия на детей, • преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в речевом развитии каждого ребёнка нашего детского сада. (4слайд) При совместной деятельности специалистов: инструктора по физической культуре, воспитателя младшей группы в игротеке-практикуме:"Мой веселый звонкий мяч:" были использованы интегрированные методы работы и поставлены цели: • повышение компетентности родителей в вопросах физического и речевого воспитания детей ; • ознакомление их с разнообразными играми с мячом, способствующих профилактике речевых нарушений. (5 слайд) Коллеги я хочу обратить ваше внимание на взаимосвязь общей и речевой моторики, которая изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых , моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика). Для формирования речевых зон в коре больших полушарий важную роль я отвожу развитию кисти руки, так как именно она имеет самое большое представительство в коре головного мозга. Ученые доказали, что с анатомической точки зрения • две трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко к речевой зоне. • именно величина проекции руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как “орган речи”, такой же, как артикуляционный аппарат. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику пальцев рук. Задача педагогов, детских психологов и логопедов – донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. (6слайд) Поэтому в нашей практике работы с детьми младшей группы: • Мы опираемся на то,что для полноценного формирования навыков устной речи ребенка важно развивать у него мелкую моторику рук; • Мы прослеживаем прямую зависимость между уровнем сформированности речи и развитием моторики пальцев рук у каждого отдельного ребенка; (7 слайд) Мы предлагаем вам комплекс игр и упражнений для развитие речи и профилактике речевых нарушений через развитие общей и мелкой моторики, где ведущее место занимают игры с мячом (разные виды мячей) (8слайд) Нами были предложены : 1.Игры с мячом, направленные на развитие общей моторики: "Домашний боулинг" оборудование: мяч, кегли • Цель:. развитие статической и динамической координации, закрепление умения отталкивать мяч пальцами рук, оценивая направление и рассчитывая силу толчка.( инструктор, музыка) Задание: сбить мячом расставленные кегли на расстоянии 1-2 м от играющих детей. (9 слайд) "Догони мяч" • Цель: закрепление представления ребенка о форме (или величине), развитие ловкости. Задание: встать вкруг и передавать мяч по кругу .
(10слайд) "Песенка звуков" • Цель: развитие длительного плавного речевого выдоха; закрепление произношения гласных звуков. Задание: пропеть любой гласный звук А, О, У, И, Э с одновременным прокатыванием мячика по столу или на полу от родителя к ребенку. (11 слайд)2. Игры с мячом, направленные на профилактику речевых нарушений Цель: развитие и обогащение словарного запаса и грамматического строя «Соберем в корзинку разные соринки»- • а) формирование умения ориентироваться в пространстве . Задание: (логопед, инструктор, музыка) мячи (гладкие, колючие, мягкие ,твердые) разбрасываются по комнате, дети собирают их в «корзинку» -обруч.
"Найди ежиков"- • б) формирование правильного употребление предлогов. (логопед загадывает загадку) Ребенок отгадывает загадку и, ориентируясь в пространстве, собирает мячики под столом, стулом, на полке и т д., берет по одному мячу и говорит, где нашел. (12слайд) 3. Игры с мячом , направленные на развитие мелкой моторики: "Барабанщик" – • Цель: развитие слухового внимания, быстроты реакции, произвольного внимания. Задание: малыш стоит возле мяча и барабанит по нему ладонями. По сигналу "стоп" он должен прекратить стучать по мячу. (13 слайд) « Я ежом круги катаю » • Цель: укрепление мышц кистей рук ( самомассаж ) ,развитие координации движения и кинестетических ощущений , двигательной памяти , мыслительной деятельности и внимания. Задание: логопед раздаёт мячи-ёжи, разминочные упражнения с мячом-ежиком, движения соответствуют тексту. Мы рекомендуем шире использовать разнообразные игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук не только родителям детей младших групп, но и воспитателям как речевых, так и общеразвивающих групп. (14 слайд) Обратите внимание на виды мячей для развитие мелкой моторики пальцев рук и кинестетических .ощущений. (15 слайд) Мне бы хотелось напомнить вам что, при подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие принципы: • (что ) игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
• (это) постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к сложному.
• ( и главное) дошкольное воспитание состоит прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и способностей ребенка, его неповторимости и самобытности.
(16слайд) Таким образом ,хочется ещё раз напомнить: • Игротека-практикум является хорошим помощником в работе с родителями по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста.
Романова Любовь Владимировна Учитель-логопед.2кв.кат МБДОУ детский сад №283 г.Екатеринбург
Список литературы Журба Л.Т. Мастюкова Е.М. Нарушение психомоторного развития детей первого года жизни. М.: Медицина, 1987. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками – развиваем речь. – СПб.: изд-во «Лань», 1999. Соботович Е.Ф. Психологические механизмы, структуры и формы первичных нарушений речевого развития. Недоразвитие и утрата речи. Вопросы теории и практики. Под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Изд-во МГУ, 1985. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов ребенка. – М.: Изд-во АПН РСФСП, 1956. Крупенчук .О.И. Тренируем пальчики –развиваем речь! Младшая группа детского сада-СПб.,2009. Воробьева.Т.А . Крупенчук .О.И. Логопедические игры с мячом.-СПб.,2010. Дошкольный логопедический пункт: эффективные формы взаимодействия специалистов и родителей в профилактике речевых нарушений детей раннего возраста .htt://festival.1 september.ru/authors/ [color=blue][b]