Обмнн опытом: "Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста"
| 04 Дек 2014, 19:58 |
Опыт работы «Нетрадиционные техники рисования с детьми дошкольного возраста» подготовила воспитатель Сердобинцева Ольга Николаевна
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ РОЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА ПРИНЦИПЫ НАПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ РИСОВАНИЮ С ПОМОЩЬЮ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК. ОПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ ТЕХНИК НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
ПРИЛОЖЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КРУЖКА «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Введение
Знакомство детей с изобразительным искусством и приобщение их к художе-ственному творчеству начинается уже с дошкольного возраста, т. к. это один из признанных путей формирования личности, развития её творческого потенциала. С древних времён считается, что выдающийся талант – это, прежде всего, наследственность, каприз природы. Однако подробный анализ ранних лет жизни такого гения как, например, Моцарт, говорит о том, что он не был рождён таковым, а его талант развился максимально быстро благодаря тому, что ему с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование. И наоборот, если новорожденный воспитывается в среде, чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример – история двух девочек, Амалы и Камалы, воспитанных в стае волков и найденных людьми в 1920-х годах в Индии. Были приложены все усилия, чтобы вернуть детям человеческий облик, но все усилия оказались напрасны. Дело в том, что у ребёнка к трём годам формируется до 80 % мозга взрослого потенциала. В раннем возрасте дети способны усваивать информацию почти мгновенно, при условии, что это им интересно. Вызвать интерес к окружающему миру, осознать себя в нём, отразить личное впечатление о чём-либо, развить воображение и фантазию, воспитать эмоциональную отзывчивость, вызвать стремление детей видеть в окружающем мире прекрасное, формировать эстетическое отношение к миру и многое другое поможет ребёнку художественное творчество, развитие которого, поэтому, должно начинаться как можно раньше. Художественная деятельность – специфическая детская активность, направ-ленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот почему изобразительная деятельность выступает как содержательная основа и важнейшее условие эстетического развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства.
Роль использования нетрадиционных техник рисования в художествен-ном развитии дошкольников.
С самого раннего возраста дети пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения. Вначале созданные детьми «картины», так называемые «каракули», понятны только самим «художникам». На раннем этапе им иногда не нужны краски, кисточки и карандаши. Малыши рисуют пальчиками, ладошками на запотевшем стекле, палочкой на песке, мелом на асфальте, иногда оставленной без присмотра маминой помадой или пастой на зеркале, водой, разлитой на столе, составляют изображения пуговицами или бусинками, взятыми из бабушкиной шкатулки. То есть всем тем, что может оставлять видимый след. При этом дети не только отражают, что они видят и чувствуют, а ещё знакомятся с разными по свойствам и качествам материалами, предметами. Становясь постарше, дошкольники приобретают вначале простейшие умения и навыки рисования традиционными способами и средствами. А со временем уже осмысленно изыскивают новые приёмы отражения окружающей действительности в собственном художественном творчестве. В тот момент педагог может сделать эту работу целенаправленной и познакомить детей с имеющими место в изобразительном искусстве нетрадиционными техниками. Включить в учебный процесс самые необычные средства изображения: трубочки для коктейля, парафиновую свечку, расчёску, зубную щётку, ватную палочку, нитки и многое другое. Такое нестандартное решение развивает фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции. Это свободный творческий процесс, когда не присутствует слово нельзя, а существует возможность нарушать правила использования некоторых материалов: а вот пальчиком да в краску. Проведение таких занятий способствует снятию детских страхов, обретению веры в свои силы, внутренней гармонии с самим собой и окружающим миром, подарят детям новую широкую гаму ощущений, которые станут богаче, полнее и ярче. Для своей работы я выбрала тему нетрадиционных техник рисования потому, что она интересна мне, моим детям и моим воспитанникам. Все они, без исключения, быстро и охотно включаются в работу на занятиях, а после её выполнения очень эмоционально реагируют на результат своего труда – свой рисунок. Маленькие творцы с удовольствием демонстрируют её своим родителям, бабушкам, братьям и сёстрам, погружают их в это увлекательное занятие и с гордостью несут из дома рисунки выполненные вместе с родными. Таким образом, становится понятно, что занятия с использование нетради-ционного рисования могут оказать неоценимую услугу в разностороннем развитии детей, помогут воспитателю найти контакт с ребенком и наладить сотрудничество с ним в других видах деятельности, а также способствуют взаимодействию педагога с родителями.
Условия возникновения и становления опыта
С 2001 года осуществляю педагогическую деятельность в МДОУ д/с « ЧЕЛНОЧОК» г. Балашова. С 2005 года являюсь руководителем кружка « Юный художник» (нетрадиционные техники рисования». Каждый год группа детей, посещающих кружок, пополняется детьми старшего дошкольного возраста. Выбор темы исследования, посвященного проблеме использования нетрадиционных техник рисования, влияющих на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности, возник не случайно. Работая с детьми дошкольного возраста, заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Проанализировав рисунки дошкольников, пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Приобщая детей к искусству, я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Среди них много таких, которые дают самые неожиданные, непредсказуемые варианты художественного изображения и колоссальный толчок детскому воображению. Их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Таким образом, возникла необходимость создать такую систему занятий изобрази-тельной деятельностью, которая стимулировала творческий потенциал детей, развивала их художественно – творческие способности.
Актуальность опыта Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Наличие развитого воображения в зрелые годы обуславливает успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Занятия рисованием, изобразительным творчеством смогут дать ребенку те необходимые знания, которые ему нужны для полноценного развития, для того чтобы он почувствовал красоту и гармонию природы, чтобы лучше понимал себя и других людей, чтобы выражал оригинальные идеи и фантазии, чтобы стал счастливым человеком. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить. Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование нетрадиционных техник удовлетворит его любопытство. За время работы с дошкольниками, обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохра-няется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отве-денного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора. Принципы Свою работу воспитатель строит на следующих принципах: - От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным. - Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, развивающей, воспитательной. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность. - Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление. - Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс. - Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с воспитателями и другими педагогами дополнительного образования, с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности. - Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полу-ченное ребенком от окружающей действительности. - Принцип доступности материала. Разработка специального цикла занятий с использованием нетрадиционной техники рисования, включающих систему творческих заданий, направленных на формирование у детей способности создавать новые образы, используя для этого средства разных видов искусства и создание проблемно-поисковых ситуаций, использование игровых упражнений и развивающих дидактических игр, активизирующих творческое воображение. Начинать заниматься творчеством лучше с детьми трехлетнего возраста – считает кандидат педагогических наук Н. Михайлова, когда происходит закрепление естественного, природного, врожденного. Занятия лучше начинать не с предметного рисования, а с развития у детей чувства цвета. Каждому ребенку необходимо найти своё понимание цвета и научиться, с его помощью выражать свои эмоции. В 4-5 лет у ребенка появляется интерес к линии, её пластичности выразительности. В этом возрасте с детьми можно заниматься графикой, обогащая ей цветом, которым они уже владеют. В процессе своей работы важное значение придаю творческому и эстетическому развитию детей. Но творить без определенных знаний детям не так-то и легко. Поэтому в ходе игр, познавательных бесед, наблюдений, чтения художественной литературы и рассматривания к ней иллюстраций, я стараюсь донести до детей красоту окружающего мира, воспитываю эмоциональную отзывчивость к красоте природы, показываю разнообразие форм, цветов, совершенство строения. Полученные во всех видах деятельности знания помогают детям глубже раскрывать свои художественные способности. В свободное от занятий время я приглашаю детей поиграть с красками, водой и бумагой. Дети охотно отзываются, так как им интересно играть в такие игры, они испытывают радость, восторг. Занятия такого рода помогают больше узнать о красках, запомнить название цветов и их оттенков. Игры с красками, водой и бумагой развивают пространственное воображение, воспитывают потребность искать, думать, принимать самостоятельные решения. А такие черты характера необходимы подрастающему человеку и сейчас, и в будущем, кем бы он ни стал - художником, строителем, педагогом или физиком. Многое зависит от нас, кто окажется рядом с ребенком у входа в сложный и многообразный мир. Стараюсь расширять кругозор детей и обогащает впечатления в процессе наблюдений, рассматривая произведения изобразительного искусства, и образцы нетрадиционной и техники рисования. Знакомлю детей со свойствами и качествами разнообразных предметов, из которых можно изготовить материал для необычных занятий. Прогулка является неотъемлемой частью для последующих занятий, например, сбор листья, наблюдение за птицами, рассматривание ветки ёлки и т. п. Целенаправленное руководство со стороны педагога способствует успешному развитию детского изобразительного творчества, в том числе при освоении техник изобразительной деятельности, которые дарят детям радость познания, творчества. Освоение многообразных техник изобразительной деятельности предоставляет возможность почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунков.
Направления обучения рисованию с помощью нетрадиционных техник Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях: - от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию; - от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным; - от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить; - от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла; - от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения; - от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования.
ОПИСАНИЕ НЕКОТОРЫХ ТЕХНИК НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ
Рисование пальчиками.
Этот способ рисования можно применять с детьми, начиная с двухлетнего возраста. Для проведения занятия понадобятся пальчиковые краски или гуашь, салфетки и плотная бумага небольшого размера с нанесённым на неё рисунком или аппликацией, т. к. дети младшего возраста могут лишь дополнить работу недостающими деталями. Это может быть мухомор без пятнышек на шляпке, ветка рябины без ягод или Новогодняя ёлка без праздничных шаров и т. д. Ребёнку предлагается опустить пальчик в краску и нанести точки, пятнышки на бумагу для завершения рисунка. Рисовать можно как одним цветом, так и несколькими, причём краски разного цвета можно набирать на разные пальчики. После работы пальчики вытирают салфеткой, а затем легко смывают краску. Рисование пальчиками доставляет большую радость детям, раскрепощает и повышает их самооценку.
Рисование мятой бумагой
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце, либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
Вместо красок – пластилин
Еще больше укрепит пальчики и подготовит их к письму рисование… пластилином. На картонную основу нужно нанести простой рисунок, а затем отщипывать маленькие кусочки пластилина и размазывать их пальчиками по рисунку, как будто закрашивая. Работа получается законченной и очень декоративной, если такими "красками" покрыта вся поверхность картинки – и рисунок, и фон. Пластилиновые кусочки неплохо смешиваются друг с другом и получаются новые, неожиданные цвета. Издалека такая работа выглядит, как написанная маслом. Руки и пальцы – это универсальный инструмент, который всегда с ребенком, а вместо бумаги и холста в его распоряжении целый мир. Разве можно удержаться и не порисовать загорелым пальцем на теплом песке у кромки моря, чтоб волны, как огромный ластик смывали рисунок? А как не изобразить смешную мордочку на запотевшем стекле или не провести пальцем по пыльному боку машины? Как не расковырять причудливо наледь на замороженном окошке троллейбуса, если порой от этого не могут удержаться даже взрослые? Давая ребенку все ощутить и попробовать самому, все пропустить через свои руки, мы расширяем границы его познания, творческие горизонты. Ведь грязный палец легко отмоется мылом или влажной салфеткой, а подавленное в раннем детстве желание творить может уже никогда не проснуться. Рисуем пеной Возьмите краски, шампунь, воду, стакан и трубочку для коктейлей. И сделайте себе в стакане много цветных пузырей. А потом вместе с детьми прикладывайте бумагу к разноцветной пене, и там отпечатывались цветы, салюты, мороженое и многое другое, что вы с малышом можете увидеть.
Точечный рисунок
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш или обыкновенную палочку для чистки ушей. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Для каждого цвета вам понадобится отдельная палочка. С помощью этой техники прекрасно получаются цветы сирени или мимозы. Проведите линии-веточки фломастером. А гроздья цветов уже делайте палочками. Но это уже высший пилотаж! Не меньшее удовольствие принесет ребенку и рисование более простых вещей – цветочки и ягодки (стебельки можно нарисовать фломастером). А можно вырезать из бумаги платье (платок, скатерть, варежки) и украсить орнаментом из точек.
Изонить
техника, напоминающая вышивание. Она заключается в создании художественного образа путем пересечения цветных нитей на картоне. Эта техника может быть использована на занятиях с детьми в старшей группе детского сада, при подготовке их к обучению в школе. Научиться изображать в технике изонити различные углы легче, чем окружности. Поэтому начинать занятия следует именно с изображениями углов. Сначала надо научить детей изображать один угол, затем композицию из двух и трех отдельных углов. Постепенно, когда навык выполнения углов, становится устойчивым, задания усложняются. Дети знакомятся с двумя смежными углами, тремя и четырьмя углами, имеющими одну общую вершину, осваивают выполнение этих углов в технике изонити. При этом расстояние между отверстиями на сторонах углов уменьшается до 0,5 см. Дети должны хорошо усвоить на этом этапе знакомства с техникой изонити, что количество отверстий на обеих сторонах углов должно быть одинаковым, откуда бы ни начинался отсчет.
Поролоновые рисунки
Почему-то мы все склонны думать, что, если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда. На помощь может прийти поролон. Советуем сделать из него самые разные разнообразные маленькие геометрические фигурки, а затем прикрепить их тонкой проволокой к палочке или карандашу (не заточенному). Орудие труда уже готово. Получается большая кисточка без волосков. Палочка держится строго перпендикулярно к поверхности листа, без наклона. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон в отличие от ваты хорошо моется). Вначале дети хаотично будут рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты – сначала из одного вида фигур, затем из двух, трех.
Нестандартные подходы к организации занятия, вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, раскрепощенными, уверенными, что их работа лучше всех. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, одаренность, продуктивность, потенциал и интуиция. Следует помнить, что творческие способности, следует целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут.
Оттиск печатками из картофеля.
Эта техника рисования может применяться с детьми, начиная с трёх лет. По-требуются следующие материалы: коробочка с тонкой поролоновой штемпельной подушкой, пропитанной гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля. Это могут быть овощи, листья деревьев, цветы, прямоугольники или квадраты для рисования окон и дверей в доме и др. Для получения изображения ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка. Дети младшего возраста дополняют готовый рисунок недостающими деталями, например, овощами на нарисованных грядках, цветами на стеблях букета, окнами в доме и т. д., а дети старшего возраста могут использовать эту технику в сочетании с традиционным рисованием. Оттиск печатками позволяет подготовить малышей к последующему изобра-жению предметов окружающего мира с натуры, обучению композиционному рисованию, учит координировать движения рук.
Тычок жёсткой полусухой кистью.
Жёсткой кистью можно рисовать с детьми любого возраста. Этот способ рисования используется для получения необходимой фактуры рисунка: пушистой или колючей поверхности. Для работы потребуется гуашь, жёсткая большая кисть, бумага любого цвета и размера. Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Такой способ рисования позволяет придать рисунку нужную выразительность, реалистичность, а ребёнку получить удовольствие от своей работы.
Восковые мелки и акварель.
С четырёхлетнего возраста можно начать освоение приёмом рисования восковыми мелками. Ребёнок рисует ими на белой бумаге, а затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся не закрашенным. Эту технику рисования используют для создания нужного общего тона или заднего плана рисунка, например: небо, песок, вода и др.
Монотипия.
Предметную монотипию используют для рисования симметричных предметов с детьми старше пяти лет. Ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений. Также этот способ используют для рисования пейзажа – пейзажная монотипия. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке. Рисунок выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок после отпечатка оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.
Кляксография.
Начиная с пятилетнего возраста с детьми можно пробовать способ рисования пятнами, кляксами, которые ребёнок получает, выливая жидкую гуашь пластиковой ложкой на лист бумаги. Затем лист накрывают другим листом, прижимают и снимают. Полученное изображение рассматривают, определяют, на что оно похоже и дорисовывают недостающие детали. Также используют кляксографию с трубочкой, когда на небольшое пятно, капельку краски, вылитую на лист бумаги дуют из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При этом лист бумаги можно поворачивать в разные стороны или дуть в трубочку с разных сторон. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются. Таким образом можно рисовать деревья, водоросли, салют и др.
Набрызг.
Этот способ хорошо использовать для рисования падающего снега, звездного неба, для тонирования листа и др. с детьми старше пяти лет. Краски нужного цвета разводят в блюдечке с водой, обмакивают в краску зубную щетку или жёсткую кисть. Направляют щётку на лист бумаги, резко проводят по ней карандашом (палочкой) по направлению к себе, в этом случае краска будет брызгать на бумагу, а не на одежду.
Граттаж.
Граттаж – способ выполнения рисунка путем процарапывания острым предметом. Плотный лист бумаги натирается свечой, по восковому слою наносится тушь или гуашь, в которую добавлено несколько капель жидкого мыла. Предварительно поверхность листа можно покрыть гуашью одного цвета или нанести пятна краски ярких цветов без просвета, тогда изображение будет цветным. Когда основа высохнет, заострённой палочкой рисунок процарапывается до слоя краски. Основу под граттаж выполняет взрослый , так как процесс трудоёмкий, требует терпения и затраты времени. Но работа на необычной поверхности вызывает у детей интерес к такому нетрадиционному способу изображения.
Батик.
Батик – это рисование по ткани. Можно использовать старые простыни. Ткань предварительно крахмалится, проглаживается, натягивается на рамку, коробку из-под конфет или др. Рисование производится гуашевыми или акварельными красками по намеченному карандашному контуру или спонтанно, без предварительной подготовки.
Термин "триптих" имеет два значения:
Произведение искусства из трех картин , барельефов и др., объединенных одной общей идеей или темой. Триптих является разновидностью полиптиха, что обозначает работу из множества панелей или картин. Средняя работа, как правило, наибольшая, а по бокам располагаются две меньшие, относящиеся к ней работы. Пример: "Воздвижение Креста" (Питер Пауль Рубенс). Икона, состоящая из трех частей : средней доски, занятой главным изображением, и из двух привешенных к ней на петлях боковых створок с побочными изображениями (напр., на средней доске – Богоматерь с Младенцем, на створках - предстоящие ей святые). Створки, вращаясь на петлях, могут ложиться на среднюю доску и полностью заслонять собою находящееся на ней изображение, причем и то, что написано на них самих, делается невидимым. Иконы такого рода известны на Руси под названием "складней". Они появились очень давно, прежде всего в Византии и Италии, откуда перешли и в другие страны Европы. Их брали с собой в путешествия и походы, хранили в домашних молельнях, помещали на алтарях и над алтарями, раскрывая во время богослужения или для поклонения верующих.
Мраморная бумага
Для детей в творчестве больше важен сам процесс, чем полученный результат. Мы же, взрослые, заинтересованы в конечном продукте нашей деятельности. Сегодня мы хотим вам предложить такой вид игры с красками, который удовлетворит потребности как детей так и взрослых. Ребятишки получат удовольствие от самого процесса создания т.н. "мраморной бумаги", ведь это так здорово - смешивать папин крем для бритья с разноцветными красками, создавая красивыми узорами. А родители будут приятно удивлены тем, какая красивая бумага для детских поделок получится в результате.
Для изготовления "мраморной бумаги" вам потребуются: крем (пена) для бритья акварельные краски или пищевые красители плоская тарелка для смешивания пены для бритья и красок бумага. Паспарту.
Начинать работать с детьми в технике паспарту можно с раннего возраста. С помо-щью этой нетрадиционной техники рисования можно превратить детские "каляки-маляки" в настоящий рисунок, в буквальном смысле придав им форму. Вообще, паспарту – это кусок картона или бумаги с вырезанным в его середине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием, под рамку, в которую вставляют рисунок или гравюру так, что их легко заменять другими. В нашем случае паспарту – это нарисованный на плотной бумаге простой рисунок, часть деталей которого вырезана. Например, можно нарисовать бабочку и вырезать у нее крылышки. Или нарисовать цветок и вырезать у него лепестки. Удобно использовать для этого маникюрные ножницы. Если вы не очень хорошо рисуете, то наберите в любом поисковике, например, в Яндексе или Гугле , запрос "простые раскраски для малышей", выберите понравившуюся вам раскраску и распечатайте ее на плотной бумаге. После этого какие-то детали изображения вырежьте. На другом листе бумаги ребенок карандашами или красками рисует свои "каля-маля". После того как краска высохнет, наложите на него заранее заготовленное паспарту. В результате у вас получится, например, бабочка с цветными крылышками. Малышу будет интересно наблюдать за превращением своего рисунка. Пример паспарту с "каляка-маляками". Во-первых, нам надо сделать рамку, для этого подойдет лист картона или плотной бумаги. Печатаем или рисуем на нем большую бабочку и вырезаем маникюрными ножницами оконца на месте крыльев, оставляя контур. Изображение бабочки можно взять из интернетовских раскрасок. Затем выбираем лист с самыми красивыми "каляка-маляками". Накрываем "каляки-маляки" нашей рамкой - бабочкой, скрепляем их, и детское паспарту готово, теперь можно повесить его на стену. Пример классического паспарту. Сначала делаем рамку, это может быть лист картона или бумаги. Вырезаем в нем отверстие. В нашем примере оно круглое. Украшаем рамку изображением бабочки - скачаем понравившийся рисунок бабочки из Интернета, распечатаем, вырежем и наклеим его на рамку.
Затем даем ребенку лист плотной бумаги, на котором он должен нарисовать свой рисунок. У нас нарисованы цветы. Теперь осталось поместить рисунок под вырезанную рамку и закрепить его.
Рисование пищевой плёнкой. Своеобразие техники рисования с помощью пищевой плёнки, заключается в сырой поверхности листа, когда на увлажнённую поверхность чистой кисточкой наносится акварельная краска. Цвета при этом смешиваются, образуя обобщённое яркое пятно. Затем, пока краска не высохла, на лист накладывается пищевая плёнка. Плёнку не натягивают и не разглаживают. Выразительность заключается в том, чтобы на плёнке было как можно больше складок. Тогда рисунок получится изящным и интересным по композиции. Как только краска подсохнет, плёнку можно снять. Складки, образованные её, создают удивительный рисунок, который, во-первых, может стать основой фона для аппликации; во-вторых, этот фон можно дорисовать до образа, взяв складки за основу для композиции. Вариаций для этой техники множество
Декупаж
(decoupage) – словечко французского происхождение, которое в переводе означает всего лишь «вырезание». Это особая декоративная техника, близкая к коллажу и аппликации, заключающаяся в вырезании изображений из самых разнообразных материалов (бумаги, дерева, тканей, кожи и т.п.), которые затем прикрепляются или наклеиваются на мебель, посуду, текстиль и другие виды поверхностей для декорирования. В современном декупаже чаще всего используются картинки, напечатанные полиграфическим способом, и это неудивительно, ведь бумажные аппликации можно наклеивать практически на все виды поверхностей – цветочные горшки, вазы, бутылки, деревянные кухонные доски, кружки, книги, свечи. Так, обычную белую тарелку можно превратить в изумительное настенное панно, из невзрачной бутылки сделать шикарную вазу для цветов, а почему бы не украсить симпатичными ромашками или незабудками любимый… унитаз?! Простор для фантазии в декупаже поистине безграничен! Безусловно, для декупажа подойдет далеко не всякая бумага. Чаще всего в ход идут столовые трехслойные бумажные салфетки оригинальных расцветок, которые можно приобрести практически в любом магазине. Эта техника декупажа так и называется – салфеточная. Она на самом деле очень удобна: понравившийся рисунок аккуратно вырезается по контуру, наклеивается и покрывается защитным слоем лака.
Рисование вдвоем на длинной полосе бумаги.
Кстати говоря, формат бумаги полезно менять (т.е. давать не только стандарт). В данном случае длинная полоска поможет рисовать вдвоем, не мешая друг другу. Можно рисовать изолированные предметы или сюжеты, т.е. работать рядом. И даже в этом случае ребенку теплее от локтя мамы или папы. А потом желательно перейти к коллективному рисованию. Взрослые и ребенок договариваются кто, что будет рисовать, чтобы получился один сюжет.
Рисование с секретом в три пары рук.
Берется прямоугольный лист бумаги, 3 карандаша. Распределяются взрослые и ребенок: кто будет рисовать первый, кто второй, кто третий. Первый начинает рисовать, а затем закрывает свой рисунок, загнув листочек сверху и оставив чуть-чуть, какую-то часть, для продолжения (шея, к примеру). Второй, не видя ничего, кроме шеи, продолжает, естественно, туловище, оставив видной только часть ног. Третий заканчивает. Затем открывается весь листок - и почти всегда получается смешно: от несоответствия пропорций, цветовых гамм.
Рисование самого себя или рисование с натуры любимых игрушек.
Рисование с натуры развивает наблюдательность, умение уже не творить, а изобра-жать по правилам, т.е. нарисовать так, чтобы было похоже на оригинал и пропорциями, и формами, и цветом. Предложите вначале нарисовать самого себя, глядя в зеркало. А еще непременно много раз поглядывая в зеркало. А еще лучше, покажите, как вы, взрослые, будете рисовать себя, непременно много раз поглядывая в зеркало. Дальше пусть сам ребенок выбирает себе предмет, Это может быть любимая кукла, мишка или машина. Важно учить длительно наблюдать, сопоставляя части предмета. И еще. Если ребенок отойдет от натуры, внесет что-то свое, в результате чего появится совершенно непохожий предмет или игрушка, - не огорчайтесь. Похвалите своего малыша: "Ты сегодня нарисовал новую машину! Наверно, тебе такую хочется?" Но обязательно в конце такого рисования важно спрашивать: "А чем нарисованная машина отличается от этой?" Скатывание бумаги.
Средства выразительности: фактура, объем. Материалы: салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы. Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
Оттиск смятой бумагой.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага. Свеча + акварель.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
Точечный рисунок.
Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка. Отпечатки листьев.
Средства выразительности: фактура, цвет. Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти. Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
Проводя цикл занятий с использованием разнообразных техник для выявления спо-собностей детей за пройденное время, видно, что у детей, имеются способности к работе красками с использованием нетрадиционных техник. У детей со слабо развитыми художественно-творческими способностями показатели находятся чуть выше, чем в начале учебного года, но за счет применения нетрадиционных материалов улучшился уровень увлеченности темой и техникой и способность к цветовосприятию.
Загадочные рисунки.
Загадочные рисунки могут получаться следующим образом. Берется картон размером примерно 20х20 см. И складывается пополам. Затем выбирается полушерстяная или шерстяная нитка длиной около 30 см, ее конец на 8 - 10 см обмакивается в густую краску и зажимается внутри картона. Следует затем поводить внутри картона этой ниткой, а потом вынуть ее и раскрыть картон. Получается хаотичное изображение, которое рассматривают, обводят и дорисовывают взрослые с детьми. Чрезвычайно полезно давать названия получившимся изображениям. Это сложная умственно-речевая работа в сочетании с изобразительной будет способствовать интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.
Рисование мелками.
Дошкольники любят разнообразие. Эти возможности предоставляют нам обыкновенные мелки, сангина, уголь. Гладкий асфальт, фарфор, керамическая плитка, камни - вот то основание, на которое хорошо ложится мелок и уголь. Так, асфальт располагает к емкому изображению сюжетов. Их (если нет дождя) можно развивать на следующий день. А затем по сюжетам составлять рассказы. А на керамических плитках (которые порой в остатках хранятся где-нибудь в кладовой) мы рекомендуем изображать мелками или углем узоры, маленькие предметы. Большие камни (типа волунов) просятся украсить их под изображение головы животного или под пенек. Смотря, что или кого по форме камень напоминает.
Метод волшебного рисунка.
Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (елочка, домик, а может бать целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой - рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.
Разрисовка маленьких камешков.
Разумеется, чаще всего ребенок изображает па плоскости, на бумаге, реже на асфальте, плитки больших камнях. Плоскостное изображение дома, деревьев, машин, животных на бумаге не так влечет, как создание объемных собственных творений. В этой связи в идеале используются морские камешки. Они гладкие, маленькие и имеют различную форму. Сама форма камешка порой подскажет ребенку, какой образ в данном случае создать ( а иногда взрослые помогут малышам). Один камешек лучше подрисовать под лягушку, другой - под жучка, а из третьего выйдет замечательный грибок. На камешек наносится яркая густая краска - и образ готов. А лучше его закончить так: после того, как камешек высохнет, покрыть его бесцветным лаком. В этом случае блестит, ярко переливается объемный жук или лягушка, сделанная детскими руками. Эта игрушка еще не один раз будет участвовать в самостоятельных детских играх и приносить немалую пользу ее хозяину.
Метод ниткографии.
Существует этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.
Рисование на мокрой бумаге.
До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.
Тканевые изображения.
В мешочек собираем остатки тканей всевозможных рисунков и различного качества. Пригодится, как говорится, и ситец, и парча. Очень важно на конкретных примерах показать, как рисунок на ткани, а также ее выделка могут помочь изобразить в сюжете что-то очень ярко и в то же самое время легко. Приведем несколько примеров. Так, на одной из тканей изображены цветы. Их вырезают по контуру, наклеивают (только клейстером или другим хорошим клеем), а затем подрисовывают стол или вазу. Получается емкое красочное изображение. Бывают ткани, которые могут хорошо послужить в качестве домика или туловища животного, или красивого зонтика, или шапочки для куклы, или сумочки.
Объёмная аппликация.
Очевидно, что дети любят заниматься аппликацией: вырезать что-либо и наклеивать, получая от самого процесса массу удовольствия. И нужно создавать им все условия. Наряду с плоскостной аппликацией научить их делать объемную: объемная лучше воспринимается дошкольником и более реалистично отражает окружающий мир. С целью получения такого изображения нужно хорошо помять в детских руках аппликативную цветную бумагу, затем слегка распрямить и вырезать требуемую форму. После чего едва наклеить и в случае необходимости дорисовать отдельные детали карандашом или фломастером. Сделайте, к примеру, так любимую детьми черепашку. Помните коричневую бумагу, слегка распрямите, вырежьте овальную форму и наклейте, а затем подрисуйте голову и ноги.
Рисуем с помощью открыток.
В самом деле, почти в каждом доме хранится масса старых открыток. Переберите вместе с детьми старые открытки, научите вырезать нужные образы и наклеивать к месту, в сюжет. Яркое фабричное изображение предметов и явлений придаст даже самому простому незатейливому рисунку вполне художественное оформление. Разве может трех-, четырех- и даже пятилетний ребенок нарисовать собаку и жука? Нет. Но к собачке и жучку он дорисует солнышко, дождик и будет очень рад. Или если вместе с детьми вырезать из открытки и наклеить сказочный домик с бабушкой в окошке, то дошкольник, ориентируясь на свое воображение, знание сказок и изобразительные навыки, бесспорно, дорисует что-то к нему.
Учимся делать фон.
Обычно дети рисуют на белой бумаге. Так отчетливее видно. Так быстрее. Но некоторые сюжеты требую фона. И, надо сказать, на сделанном заранее фоне лучше смотрятся все детские работы. Многие дети делают фон кисточкой, к тому же обыкновенной, маленькой. Хотя есть простой и надежный способ: делать фон ватой или кусочком поролона, смоченным в воде и краске.
Результативность опыта Анализируя проделанную работу, направленную на развитие творческих способностей дошкольников в системе занятий по изобразительной деятельности, можно отметить, что в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, свободно выражать свои мысли, стали проявлять инициативу. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности детям. Успешное развитие творческих способностей детей зависит от: 1.Систематической работы с использованием новых методик обучения изодеятельности. 2.Создания условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира. 3.Взаимодействия и сотрудничества педагогов, детей, родителей. Результаты диагностики развития творческих способностей детей (по методике И.А. Лыковой) свидетельствуют о положительной динамике Таким образом, на основе проделанной работы автор опыта увидела, что у детей возрос интерес к рисованию. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тематический план работы кружка «Юный художник».
МЕСЯЦ № п/п ТЕМА СОДЕРЖАНИЕ Сентябрь. 1. Вводное. Познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования, вызвать желание детей работать в этих техниках. 2. Кисть рябины. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования- рисование пальчи-ком, упражнять в умении рисовать концом кисти тонкие ветки рябины, способом бокового мазка- листья рябины. Октябрь. 1. Натюрморт из овощей. Учить детей составлять натюрморт, ис-пользуя шаблоны, познакомить с нетра-диционной техникой рисования – рисование восковыми мелками в сочетании с акварельными красками. 2. Угостим гостей фруктами. Продолжить учить детей составлять на-тюрморт, познакомить с нетрадиционной техникой рисования – «тампонирование». 3. Ковёр из осен-них листьев. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – отпечаток, воспитывать умение работать сообща, дружно. 4. В лес по грибы. Закрепить умение составлять натюрморт, используя технику рисования – «тампонирование». Ноябрь. 1. Осеннее дерево и кустарники. Упражнять в умении рисовать деревья и кустарники концом кисти, листву - нетрадиционной техникой рисования – мятой бумагой. 2. Ёж с яблоками. Закрепить умение рисовать мятой бумагой и пальчиком, учить самостоятельно составлять композицию рисунка. 3. Осенний вет-реный день. Учить выполнять рисунок в смешанной технике – сочетать акварель и цветные карандаши, упражнять в умении располагать предметы «ближе - дальше». 4. Нарисуй, что хочешь про осень. Упражнять в умении самостоятельно вы-бирать работу, используя ранее изученные техники рисования. Декабрь. 1. Весёлые ось-миножки и рыбки. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – рисование ладошкой, развивать воображение, фантазию. 2. Кто как зиму встречает. Учить детей рисовать фигурку дикого животного – зайца, познакомить с нетрадиционной техникой рисования – рисование полусухой жёсткой кистью. 3. Снег кружить-ся, белая вся улица. Продолжить учить детей располагать предметы «ближе - дальше», учить рисо-вать снег « набрызгом». 4. Письмо-рисунок Деду Морозу. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – рисование свечой, закрепить знание холодных цветов. Январь. 1. Рисуем ниткой. Познакомить детей с тем, что рисовать можно и ниткой. Развивать воображение, фантазию, речь детей. 2. Что рисует Мороз на ок-нах. Продолжить с детьми работу в технике рисования восковой свечой. Воспитывать умение работать сообща, дружно, в паре. Февраль. 1. Кто спрятался в пятне. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – « кляксография», развивать воображение и фантазию. 2. Праздничный салют. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования –« граттажем», вызвать желание работать в этой технике, развивать мелкую моторику рук. 3. Сова. Продолжить работу в технике « граттаж» Продолжить работу в технике « граттаж». 4. Сова. Продолжить работу в технике « граттаж», доводить начатое дело до конца. Продолжить работу в технике « граттаж». 5. Нарисуй что хочешь о зиме. Развивать замысел, формировать умение доводить начатое дело до конца, исполь-зовать в работе нетрадиционные техники рисования. Март. 1. Цветы для ма-мы. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – « рисование по – мокрому», развивать эстетический вкус, воспитывать уважение к маме. 2. Подснежники. Упражнять в умении рисовать восковыми мелками в сочетании с акварельными красками, самостоятельно составлять композицию рисунка. 3. Рисуем ножни-цами. Учить детей вырезывать силуэты предметов без предварительного рисунка карандашом, воспитывать аккуратность выполнения задания. Продолжить работать в коллективе, сообща. 4. Чудо цветы. Дать понятие о симметрии, развивать во-ображение, творчество. Апрель. 1. Лес весной. Познакомить с нетрадиционной техникой рисования – рисование на копировальной бумаге, развивать мелкую моторику рук. 2. Бабочка. Упражнять в умении рисовать точками (пунктуалистика). Закрепить знание тёп-лых цветов. 3. Розовая мечта. Познакомить с термином « коллаж». Предложить выполнить рисунок в этой технике, развивать фантазию. 4. По замыслу. Развивать замысел, учить самостоятельно выбирать тему для своего рисунка, использовать в работе знакомые техники рисования. Май. 1. Вот что я умею. Продолжить развивать замысел детей, упражнять в умении доводить начатое дело до конца. 2. Чему мы нау-чились за год (коллективная работа). Упражнять в умении сообща выбирать тему будущей работы, работать дружно, доводить начатое дело до конца.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
А.С. Галанов, С.Н. Корнилова. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. М., Творческий центр, 2000. И.А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика», 2007. С.К. Кожохина Путешествие в мир искусства –программа развития детей дошкольного М.: ТЦ Сфера, 2002. С.Н. Корнилова, А.С.Галанов. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет. М., Рольф,2000. Мелик-Пашаев А. Ребёнок любит рисовать: Как способствовать художественному развитию детей.- М.: Чистые пруды, 2007. Григорьева Г.Г. Малыш в стране Акварели: М.: Просвещение, 2006. Е.П. Арнаутова Педагог и семья. – М.: Изд.дом «Карапуз», 2001. Р.Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планировании, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005. Доронова Т.Н. Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре: М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. Д.Н.Колдина. рисование с детьми 6-7 лет. М., Мозаика- Синтез,2011.
Интернет-ресурсы
зауч.инфо; МААМ; vuzer.info.
|
Категория: Выступления | Добавил: Ольга5444
|
Просмотров: 3539 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|