Новый подход к организации индивидуального логопедического занятия.
02 Мар 2017, 23:13
Новый подход к организации индивидуального логопедического занятия.
Тихонова Т.Г., учитель-логопед. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД№ 1» г. Воркуты
В статье предпринимается попытка обобщения практического опыта с целью определения новых подходов к организации и содержанию индивидуального логопедического занятия.
Новый подход к организации и содержанию индивидуального логопедического занятия.
Проблема повышения эффективности логопедического воздействия является актуальной для практикующих специалистов. Представляемый педагогический опыт «Реализация целей и задач развивающего обучения на индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях» разработан и был апробирован в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением зрения. На современном этапе непозволительна организация занятия по репродуктивному типу обучения, когда взрослый говорит, а ребёнок повторяет. Знания – основа развития ребёнка. Знания – средство активизации познавательной активности, которая развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном и младшем школьном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Именно в таком плане применять знания и позволяет деятельностный подход. Суть коррекции с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность логопеда с ребёнком в реализации вместе выработанных целей и задач. Использование деятельностного подхода на коррекционном занятии обязывает педагога чередовать и сочетать различные виды деятельности: исследовательско-познавательную, игровую, мыслительную и речевую, элементы продуктивной деятельности. Практические действия, выполняемые ребёнком на занятии, дают ему возможность самостоятельно освоить способы достижения поставленной цели, способы получения знаний. Как применять деятельностный подход на коррекционно-логопедических занятиях? Автором выявлена проблема – отсутствие схемы последовательного проектирования индивидуального коррекционного занятия, позволяющего включать методы и приемы развивающего обучения. Достижение положительных результатов зависит от правильной организации учебного процесса, поэтому необходимо разработать такую схему индивидуального занятия, которая позволит как начинающему, так и опытному логопеду разрабатывать конспекты занятий с использованием деятельностного подхода. Предлагаемая структура коррекционно-развивающего занятия опробирована и используется автором с 2012 года. В январе 2015 года опыт работы представлен на городском методическом объединении учителей-логопедов города Воркуты. При разработке структуры коррекционно-логопедической организованной деятельности использовалась схема последовательного проектирования занятия, предложенная Светланой Николаевной Штекляйн – деканом факультета дошкольного образования Коми республиканского института развития образования. Занятие, построенное по разработанной схеме, соответствует современными требованиями развивающего обучения, имеет гибкую структуру, количество этапов может изменяться (уменьшаться или увеличиваться) в зависимости от поставленных задач. Схема последовательного проектирования занятия
Этап занятия Цель, приёмы работы 1 этап. Вводная часть. Эмоциональное приветствие ребёнка на занятие способствует созданию положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию. 2 этап. Постанова мотивации.(проблемная ситуация) Применение данного метода способствует активизации инициативы ребёнка. 3 этап. Введение нового материала. Актуализация личного опыта ребёнка. Взаимодействие педагога с детьми, как с равными участниками занятия. Подбор заданий, расширяющих опыт ребёнка в новых ситуациях.
4 этап. Самостоятельная деятельность ребёнка по освоению нового материала. Деятельность в игровой форме поддерживает высокую работоспособность ребёнка.
5 этап. Оздоровительный момент. проводится для снятия утомления, повышения работоспособности 6 этап. Закрепление материала. Самостоятельная работа позволяет увеличить прочность знаний.
7 этап. Релаксация Упражнения для релаксации способствуют расслаблению, снятию напряжения. 8 этап. Речемыслительный тренинг. Активизация речемыслительной деятельности. Необходимо не только выполнить задание, но и объяснить. 9 этап. Итог. Рефлексия. Вопросы, выводящие ребёнка на то, чтобы увидеть результат и оценить его.
Структура индивидуального коррекционно-логопедического занятия. 1 этап. Вводная часть. В этой части занятия проводится эмоциональное приветствие ребёнка, которое способствует созданию положительного настроя на учение и пробуждению интереса к познанию. I этап занятия краткий, организующий и эмоциональный. Пример: Здравствуй, я рада встрече. Как твои дела? Как настроение? 2 этап. Постановка мотивации (проблемная ситуация). На этом этапе переключается внимание ребёнка, вызывается интерес на предстоящую деятельность, появляется мотивация. Для создания мотивации необходима проблемная ситуация. Первый признак проблемной ситуации в обучении состоит в том, что она создает трудность, преодолеть которую ребёнок может лишь в результате собственной мыслительной активности. Применение данного метода способствует активизации инициативы ребёнка. С помощью проблемной ситуации или объяснения и показа способов действий у ребенка формируется элементарный план: как ему надо будет действовать самому, к какому результату нужно стремиться. Пример. На занятии по автоматизации звука [Р] в прямых слогах учитель-логопед задаёт вопрос: - На прошлом занятии ты научился произносить звук [Р]. Ему так одиноко! Хочешь помочь звуку [Р] подружиться с другими звуками? Как это сделать? 3 этап. Введение нового материала. Актуализация личного опыта ребёнка.
Для успешного самостоятельного выполнения задания ребёнком необходима чёткая, конкретная словесная инструкция или наглядная схема. Пример, на индивидуальном занятии учитель-логопед просит определить характеристику звука и предлагает зеркальце и план-схему. - Что поможет определить положение губ? (зеркальце). Ребёнок самостоятельно даёт характеристику звука, опираясь на план-схему: в каком положении губы, зубы? Где находится кончик языка? Участие голоса. Взаимодействие педагога с ребёнком проходит как с равным участником образовательного процесса. Учитель- логопед при этом подобен опытному дирижеру. В данном случае роль взрослого минимальна: он не занимает пассивной позиции, а незаметно направляет мысль ребёнка и чтобы избежать бесплодных попыток, ненужной потери времени, он предоставляет ребёнку возможность самостоятельно описать характеристику изучаемого звука, предложив наглядный план. 4 этап. Самостоятельная деятельность ребёнка по освоению нового материала. На этом этапе проходит самостоятельная умственная или практическая деятельность ребёнка. Педагог предлагает подобранные задания, расширяющие опыт ребёнка в новой ситуации. В случае затруднения ребенку бывает достаточно совета, напоминания, направляющего вопроса. Педагог дает возможность подумать, попытаться самостоятельно найти выход из затруднительно положения. Деятельность в игровой форме поддерживает высокую работоспособность ребёнка. Пример. А теперь помоги грузовичку «ездить в гости к буквам». Ребёнок берёт машину и ведёт поочерёдно по каждой дорожке: Р----А, Р---О, Р---У, Р----Ы. 5 этап. Оздоровительный момент. Проводится для снятия утомления, повышения работоспособности. В оздоровительный момент включена гимнастика для глаз с использованием офтальмотренажёра. Это упражнение проводится для снятия утомления глаз, повышения зрительной работоспособности, улучшения кровообращения. Учитель-логопед предлагает ребёнку сделать выбор. - За каким объектом мы сегодня понаблюдаем? За машиной. Дошкольник выбирает одну машину из трёх предложенных. Картинка с объектом прикрепляется к указке с помощью магнитика, педагог указывает направление движения глаз, ребёнок прослеживают путь машинки на офтальмотренажёре.
6 этап. Закрепление материала. Самостоятельная работа позволяет увеличить прочность знаний. Ребенок должен иметь возможность максимально использовать свой собственный, уже имеющийся опыт, личностно-значимый для него. Для поддержания работоспособности ребёнка используется игровая ситуация и учебно-игровые действия. Пример. Началось строительство нового микрорайона, вот фундаменты будущих домов (обозначены буквами: А, О, У, Ы). Строители не могут продолжать работу. Как ты думаешь, почему. (Нет кирпича, надо его доставить.) На чём можно доставить стройматериал? Стал грузовичок работать на стройке. Он ездил по дорожкам, возил кирпичи строителям. Ребёнок водит машину по дорожкам и проговаривает слоги [РРРРА, РРРРРО, РРРРРУ, РРРРРЫ] 7 этап. Релаксация. Упражнения способствуют расслаблению ребёнка, снятию напряжения. Пример. Упражнение «Разные колёса» Покажи, какими бывают новые колёса, туго набитые воздухом (напряжение). Что будет с колесом, если его повредить? Покажи, как сдувается колесо (опускается голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и туловище). В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает сдувшееся колесо (расслабление). 8 этап. Речемыслительный тренинг. На этом этапе занятия предлагаются задания для активизации речемыслительной деятельности. Пример: игра «Четвёртый - лишний». Необходимо не только выполнить задание, но и объяснить свой выбор. При организации этого этапа занятия профессиональная позиция учителя-логопеда состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию дошкольника по содержанию обсуждаемой темы. 9 этап. Итог. Рефлексия. Данный этап проводится динамично и проводится в форме диалога. Учитель-логопед заранее готовит вопросы, выводящие ребёнка на то, чтобы увидеть результат и оценить его. Пример. Какие слоги ты научился произносить? - Что было трудно? - Что легко? - Что интересно? - Что помогло тебе справиться с заданием? Вывод. Подобная модель построения индивидуального занятия оставляет педагогу достаточно большой простор для использования различных методик и технологий, поскольку не разрушается психологическая цепочка деятельности: «мотивация – восприятие – осмысление».
Список литературы: 1. Божович Л.И. Изучение мотивации детей и подростков. - М., Педагогика», 1972. - 352 с. 2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. – 240 с. 3. Е.И. Касаткина. Игровые технологии в образовательном пространстве ДОУ. //Управление ДОУ, 2012. № 5. – с 24- 31. 4. Е.М. Косинова. Азбука правильного произношения. – М.: Эксмо, 2005. – 120 с. 5. Е.А. Лутцева. Технология. Ступеньки к мастерству. – М.: Вентана-граф, 2007. – 224 с. 6. Субботина Л.Ю. Мотивы учения. Психологические основы развивающего обучения. //Педагогическая психология. С. 361-368. 7. С. Н. Штекляйн, Т. В. Хабарова. Качественные характеристики современного дошкольного образования // Дошкольная педагогика, 2011, № 3. – С.20-23 8. Т.В. Хабарова, С.Н. Штекляйн: Рабочая учебная программа в дошкольном образовательном учреждении. Методические рекомендации. -М.: Детство –Пресс, 2010. – 80 с.