Интегрированный подход к познавательно-речевому развитию через использование проектной деятельности у детей старшего дошкольного возраста
25 Апр 2013, 01:51
Актуальность: В наше время развития информационной техники, развитие речи актуально. Дети умеют пользоваться этой техникой, проявлять же своё речевое творчество – нет. Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, смс по телефону. Вот почему так необходимо, прежде всего, живое общение с ребёнком и грамотно простроенное обучение родной речи. Одно из направлений работы по развитию речи - функциональное. Формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции: развитие связной речи, развитие речевого общения. По мнению учёного Джона Дьюи, ребёнок прочно усваивает лишь то, что познаёт через самостоятельную деятельность, что требует от него познавательных и практических усилий и в дальнейшем имеет применение в жизни. Мы решили на практике использовать проектную деятельность с целью повышения эффективности познавательно-речевого развития детей. Проектная деятельность предполагает интегрированный подход к процессу воспитания и обучения. Всем известно, что двигатель познания и развития – мотивация. Реализация проекта начинается с выбора темы. Педагог в беседе с детьми подводит их к самостоятельному выбору темы. Например, мы закончили работу над лексической темой «Овощи и фрукты», дети рассказывали о том, как родители заготавливают на зиму урожай. Педагог спрашивает: «Дети, а вы не знаете, животные заготавливают на зиму еду?». Дети рассказали о белочках, спросили, а разве и другие животные делают запасы на зиму? Так возникла мотивация. Вопрос педагога «А может быть мы попробуем узнать побольше о том, как животные готовятся к зиме?», помог детям сформулировать тему проекта. На момент начала работы устанавливаем, какие знания имеются у детей, что их интересует, где можно им пополнить свои знания. Удачным приёмом служит "Модель трёх вопросов". Что мы знаем? Что хотим узнать? Что сделать, чтобы узнать?
Заполненная модель вывешивается в родительском уголке, чтобы родители её увидели, заинтересовались, включились в совместную работу по проекту. С родителями проводится разъяснительная беседа о планируемой проектной деятельности. Мы просим с вниманием отнестись к просьбе детей о помощи. Проводим консультации о том, как учить детей составлять рассказы (описательные, повествовательные…) Родители по-разному реагируют на просьбы детей. Есть и такие, которые игнорируют их. Таким детям мы помогаем сами. На этом этапе развиваются и совершенствуются взаимоотношения детей с родителями. При неформальном отношении к проекту в семье осуществляется совместное чтение, экскурсии, рассматривание картин, предметов исследования, рисование, конструирование, приготовление блюд... Схема проекта: мы работаем над проектами по следующей схеме: I. Копилка проекта: 1. Рассматривание изучаемых предметов или их изображений; 2. Чтение художественной литературы по теме проекта; 3. Разучивание песен, стихов, танцев и т.п. по теме проекта; 4. Детальное изучение предметов через изодеятельность; 5. Практическая деятельность с предметами через сюжетные, подвижные, театрализованные игры; II. Картотека проекта: Анализ и систематизация приобретённых знаний детей 1. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин овощей и фруктов», распределение товаров по отделам овощи и фрукты. «Повара» - распределение продуктов по вкусовым признакам. 2. «Новогодние подарки» - отдел открыток и отдел ёлочных украшений. 3. «Магазин бытовой техники» распределение предметов бытовой техники по отделам: электрические и механические, или уборка, стирка, приготовление пищи. «Пожарники» - распределение предметов на пожароопасные и не опасные. 4. Дидактические игры: «Птицы, звери, насекомые», «Кто, что заготавливает»; 5. Изобразительная деятельность – классификация предметов по форме, цвету, величине. III. Модель проекта: схемы описательных и повествовательных рассказов. Составление рассказов: описательных, повествовательных, по результатам деятельности, загадок и т.п. IV. Продукт проекта: рассказы, рисунки, фотографии, книжки-самоделки, поделки V. Презентация проекта: мастер-класс, дегустация, спектакль, телепередача «Магазин на диване»… В результате проведённой работы дети получили опыт исследовательской деятельности: постановка цели, продумывание пути реализации цели, поиск ответов на свои вопросы и реализация задуманного. Дети с интересом рассказывают о своих открытиях своим друзьям и педагогам с помощью модели (схемы) рассказа. Недавно Денис самостоятельно поставил перед собой цель узнать, кто такой тритон, обратился за помощью к старшей сестре. Они нашли информацию в интернете. Денис нарисовал тритона и подготовил рассказ для детей. Широко применяется интеграция образовательно-воспитательных задач во все виды деятельности. Большинство родителей ответственно относятся к работе над проектами. Жизнь ребенка и родителей наполняется новым содержанием, общими интересами и живым общением.