Дошкольный логопедический пункт: «Продуктивные формы взаимодействия семьи и специалистов детского сада в вопросах профилактики нарушений речи через сенсорно-моторное развитие у детей младшего и среднего дошкольного возраста ».
« Ну – ка, поиграй со мной, мяч веселый, звонкий мой».
игротека-практикум для родителей и педагогов.
Целью данной презентации – помочь родителям и педагогам организовать дополнительную помощь ребенку с нарушениями речи или предупредить нарушение речи. Чтобы освоение новых знаний приносило ребенку радость, необходимо проводить занятия в форме игры. Такая форма позволит вам сделать процесс обучения привлекательным для ребенка и эмоционально мотивированным, так как ребенок 3-4 лет особенно любознателен и подвижен, но его внимание недостаточно устойчиво, а в памяти фиксируются только эмоциональные события и образы. Предлагается практический комплекс игр и упражнений, направленных на развитие и совершенствование речи младшего и среднего дошкольного возраста через сенсорно-моторное воспитание , где ведущее место занимают игры с мячом. В презентацию включены игры: на накопление сенсорного опыта обследования и выделения признаков и соотношения предметов (формы, величины), на определение пространственного положения предметов относительно себя, а так же, на введение первых математических представлений, кроме того, введены упражнения на развитие общей моторики и мелкой моторики. Так как, в основе упражнений, главная цель – это развитие речи, то во всех упражнениях обязательно даётся речевое сопровождение, как педагога, так и ребенка. Все игры с мячом подобраны так, чтобы родитель мог их проводить в домашних условиях, что, в свою очередь, поможет научить общаться и развивать своего малыша, а педагогу - использовать игры на своих занятиях. И так, например, в первой, вступительной игре «Будут весело шагать..» родителю и педагогу будет интересно узнать, что ребенок не только может поиграть с мячом, но и получит понимание о пространстве( ближе, дальше, вправо-влево), познакомится с геометрической фигурой (круг), на своём личном опыте прочувствует свое «соматическое» равновесие, проходя по тактильным – «плантарным - каменистым» дорожкам. В игре «Наши мячики берем..» родитель или педагог может поучаствовать в формировании таких нужных для речи базовых предпосылок, как фонематическое восприятие на основе неречевых и речевых звуков, кроме того, благодаря применению «сюрпризного момента», в железном шаре, палочек Куизенера - процесс сравнения предметов по длине, ширине, цвету, пространственной ориентировки на листе - будет эффективнее понят и эмоционально мотивирован для ребенка. В завершение этой игры взрослый опять выступает «строителем» базовых сенсорно-моторных взаимодействий у ребенка, вовлекая ребенка в игру с использованием фитбольного мяча. Вниманию родителя и педагога представлена третья игра «Раз гостила у меня вся ежиная семья», где ребенок не только развивает мелкую моторику пальцев рук и пространственное положение относительно себя (закрепление правильного использования в активной речи точного значения предлогов), но и обучается умению передвигаться в указанном направлении в соответствии с вербальной инструкцией взрослого. Все эти упражнения конкретно ведут к самому главному, играм на развитие речи, где происходит кульминация всего детского сенсорно-моторного и речевого опыта, накопленного в играх. В, четвертой речевой игре «Боулинг» : происходит совершенствование сенсорно-моторного репертуара и развитие речевых способностей ребенка, например, с закреплением в речи глагольного словаря детей с элементами описательного рассказа решаются задачи развития зрительно-пространственной координации в совершенствовании ловкости, меткости. Таким образом, хочется ещё раз напомнить, что игры с мячом, направленные на развитие и совершенствовании речи ребенка через сенсорно-моторное воспитание являются хорошим помощником родителю и педагогу в профилактике речевых нарушений у детей 3-4 летнего возраста.