Рощенко Анна Геннадьевна, учитель-логопед высшей категории МБОУ « Яйская основная общеобразовательная школа №1», пос. Яя, Кемеровской области.
Работа над словом Тема Знакомство со словами - «предметами» ЗАДАЧИ: • познакомить детей с понятием «слово», его лексическим значением • способствовать практическому усвоению слов, обозначающих живые и неживые предметы. • развивать зрительное внимание, память. ОБОРУДОВАНИЕ: маска лягушки, предметные картинки, звуковая схема слова, раздаточный материал (звуки -кружки, слова -бумажные полоски), кукла. ХОД ЗАНЯТИЯ 1.Организационный момент А)Развитие речевого слуха Игра «Лягушки» Вот лягушки по дорожке Скачут, вытянувши ножки. Увидали комара, Закричали «ква»! Дети по очереди произносят «ква», а один из детей угадывает, чей голос. Б)Психогимнастика. Вам нужно изобразить лягушек, которые охотятся за комарами. Покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке. 2. Сообщение темы занятия -Сегодня мы узнаем о словах, которые обозначают предметы. Будем учиться задавать вопросы. Познакомимся со схемой слов- предметов. 3. Закрепление понятий о звуке «Машенька в волшебном городе» -В каждом замке живут звуки , помогите Маше назвать их. Красный -А-О-У-И. Синий -Д-Ш-Ж-Б. Зелёный - Л - М - Н. Демонстрация картинки «Звуковые замки» 4. Ознакомление с понятием «слово» Демонстрация картинки «Сад» -Кукла Маша попала в сад. Что она увидела? Какие цветы растут в саду? Назовите другие предметы, которые находятся в саду. -Вы произносили слова. Послушайте стихотворение о словах Всему название дано- И зверю и предмету. Вещей кругом полным полно, А безымянных нет И все, что только видит глаз - Над нами и под нами И всё, что в памяти у нас, означено словами. -Волшебница пригласила Машеньку в лес. -Кого мы увидели в лесу? -Что мы увидели в лесу? -Вы назвали много слов - Почему звучали слова? (Потому, что в них есть звуки). Слова состоят из звуков. Утрированное произношение слов - Сложите руки «чашечкой», соберите звуки. Я скажу слова медленно, тихо, а вы - громко и быстро. М-А-Л-И-Н-А, К-О-Т, М-А-Ш-И-Н-А Л-И-С-А, Д-О-М, К-У-К-Л-А Звуковая схема слова. Демонстрация картинки «Мак ».
-Послушайте, как оживают кружочки - они превращаются в звуки. Звуки можно разбросать М - А - К. А затем снова собрать. Получилось слово (мак). Вывод: все слова состоят из звуков. 5. Физминутка -Я назову слово — название животного, а вы должны изобразить движения. (медведь; мышь; белка; птица) 6. Развитие силы голоса Лес качается от ветра. -Осенние листочки на веточках сидят. -Осенние листочки детям говорят: (тихо-громко) Осиновый А - А. Берёзовый И - И. Рябиновый О - О – О Дубовый У - У - У. 7. Дифференциация понятий «звук - слово» -Присядем на лесной полянке и вместе произнесем звуки (А - О -У - И). -Что мы сейчас делали? -Машенька спрашивает, что мы сейчас произносили? А сейчас произнесите по 2 слова. Мы будем обозначать звуки- кружками, а слова -бумажными полосками. Я называю звук или слово, а вы должны поднять кружок -звук или полоску-слово. 8. Усвоение понятий «живой — неживой» Понимание вопросов КТО? ЧТО? Сравнение девочки с куклой. -Чем отличается кукла Маша от наших девочек? (Она неживая) -Нина, кто ты? (Девочка) -Миша кто ты? (Мальчик) -Всё вы кто? (Дети) -Вы, я, мы, мамы, папы - все мы живые люди. Картинки с изображением животных, людей. -Это - живые существа. Если мы не знаем название животного. тогда спрашиваем – «кто это?» Что общего у всех животных? -У всех животных есть органы. Они могут передвигаться, слышать, видеть, дышать, чувствовать. -Посмотрите, сколько вокруг нас предметов. -Они стоят, сами не двигаются, у них нет ни глаз, ни ушей. -Это -неживые предметы. Об этих предметах мы спрашиваем — «что это?» -Слова, обозначающие живые и неживые предметы мы будем обозначать схемой Показ картинок с живыми и неживыми предметами. - Задайте вопрос к каждой картинке КТО? или ЧТО? 9. 3акрепление названий частей тела людей и животных -Человек - самое умное живое существо на планете Земля. Как вы думаете, почему человек самый умный? Что общего между человеком и птицей? Назовите органы, расположенные на голове. Мы назвали много - много (слов). 10. Итог. Что нового сегодня узнали?
ТЕМА Слова –« действия» ЗАДАЧИ: • учить различать слова, обозначающие действие предмета • учить задавать вопросы к словам, обозначающим действие предмета • развивать слуховое внимание, память ОБОРУДОВАНИЕ: звуковые игрушки, предметные картинки, схема слов-«действий» ХОД ЗАНЯТИЙ 1. Организационный момент. Психогимнастика. А)Релаксация «Заводные игрушки». -Дети, вы превратились в заводные игрушки. Вокруг себя повертитесь и в куклу Машу превратитесь (2 — в зайку, 3 — в собачку, 4 - в мячик) -Заводная кукла сломалась. Почувствуйте напряжение, а сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уронила голову, затем правую руку, левую, туловище. Вам очень жалко сломанную куклу, как вы огорчились. Куклу починили. Покажите, как вы радуетесь. Б)Развитие слухового внимания. Рассматривание игрушек. Узнавание их по звуку. 2. Сообщение темы занятия -Сегодня мы узнаем о словах которые обозначают действие. Будем учиться задавать вопросы . Познакомимся со схемой слов- действий 3. Дифференциация понятий «звук - слово». Закрепление -Как плачет Оля? (А - А - А) -Как Дима произносит звук «У»? (У - У - У) -Что мы произносили? (Звуки) -Назовите слова - названия игрушек. (На доске схемы -бумажные полоски на каждое сказанное слово) .Мы назвали много слов. Посмотрите, это полоски - домики слов. Ими мы будем обозначать слова. Вы помните, из чего состоят слова? Сделайте руки чашечкой, соберите звуки, назовите слова Л-О-М С-Т-О-Л Д-О-Р-О-Г-А -Чем мы обозначаем звуки? (Кружком) В правую руку возьмите кружок, в левую - полоску. Услышите слово - поднимаете полоску, звук — кружок. 4. Развитие речевого слуха и фонематического восприятия -В названии каждого предмета есть свои звуки. Если заменить хотя бы один звук, мы не узнаем слово, Я буду произносить слова правильно и неправильно, а вы хлопайте в ладоши, когда услышите правильно сказанное слово. - Зайка, дайка, зуйка. -Туколка, куколка, муколка. -Мама, фама, пама, 5. Ознакомление с понятием и схемой «слова - действия» Актуализация глагольной лексики. -Дети, мы знаем, что нас окружает живой и неживой мир. -Какой вопрос вы зададите, если хотите узнать название живого существа? -А какой зададим вопрос к словам – «предметам» неживого мира? -Если мы хотим узнать о действиях человека, животного, то спросим - что он делает? Картинки животных. -Подберите глаголы к словам котёнок, корова, заяц. (моется, жуёт, скачет) -Эти слова обозначают действия животных. -Все слова действия мы будем обозначать двумя чертами- это схема слова-действия.
6.Сравнение действий живых и неживых предметов -Что делает кукла?(манипуляции куклой) -Что делает девочка Маша? (Установка на выполнение действий даётся шёпотом). -Кукла и Аня выполняли похожие действия, но чем они отличаются? (Рассуждения детей) Вывод: с неживыми предметами человек или животные выполняют какие-либо действия, а живые предметы сами выполняют действия. 7. Физминутка -Я закрою глаза и сосчитаю до 5, а вы постройтесь в круг. -Угадайте, что я делаю? (Показ действий) Игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». 8. Выполнение действии. Усвоение глаголов прошедшего времени Даются указания шёпотом одному ребёнку, остальные наблюдают и отвечают — -Что делает Таня? Обозначение глаголами работы отдельных частей тела человека. -Что делает руками, ногами , глазами? 9. Закрепление понятий «слова - действия» -Сегодня мы употребляли много слов-«действий». Давайте соберём и спрячем их в сундучок до следующего раза. Назвать: • слова – предметы; • слова - действия. 10. Итог. Что нового узнали сегодня на занятии?
ТЕМА Слова – «признаки» ЗАДАЧИ: • познакомить детей со словами, обозначающими признак предмета • учить задавать вопросы к словам, обозначающим признак предмета • учить изменять слова, обозначающие признаки по родам. • развивать слуховое, зрительное внимание, память, тактильные ощущения ОБОРУДОВАНИЕ: предметные картинки, бумажные полоски- слова, кружки-звуки, некоторые овощи. ХОД ЗАНЯТИЯ 1. Организационный момент Мимические упражнения. -Представьте, что вы - семена. Семена посадили в огороде. Они растут, тянутся. Пошёл дождь. -Выросли овощи. Покажите, какие бывают овощи «толстячки», «худышки» 2-3 раза. 2.Сообщение темы -Сегодня мы узнаем какие бывают предметы . Будем учиться задавать вопросы . Познакомимся со схемой слов- признаков. 3. Дифференциация понятий «звук, слово» - Чем мы обозначаем слова? (Полосками) Слова рассыпались на звуки. Давайте соберём их . Л-У-К, К-А-П-У-С-Т-А, Г-О-Р-О-Х -Поднимите полоску, если услышите слово, кружок, если услышите звук. -А теперь подскажите, какого слова не хватает. Бус - бус - бус купили мы (арбуз). Пуста - пуста выросла (капуста), Ох — ох – ох ели мы (горох). А теперь подскажите, какого звука не хватает. Баклажа (н) Капуст (а) Укро (п) Горо (х) 4 . Знакомство со словами- признаками и схемой слов-признаков -Дети, мы знаем много слов, которые обозначают предметы и их действия. Сегодня мы узнаем много других слов. Как же нам узнать о цвете и величине предмета? Надо задать вопрос: «Какой?» (Картинки овощей разных по признакам) Большие и маленькие помидоры. Какой это помидор? А это? Какого цвета? (Зелёный, красный) Моркови, огурцы, капуста, Кто больше назовёт слов- признаков о каждом овоще? Все слова- признаки мы будем обозначать схемой- волнистой линией.
5. Физминутка Пантомима «В огороде» Дети шли, шли, шли, В огород зашли. Там увидели страшилу И обратно поспешили. 6. Образование относительных прилагательных -Мы собрали много овощей и сейчас будем делать салат. Какой салат получится из: Капусты? (Капустный) Кабачков? (Кабачковый) Картофеля? (Картофельный) Салат из овощей? (Овощной) т.д 7. Развитие зрительного внимания и памяти Рисунок, на котором неправильно раскрашенные овощи. Что нарисовано неправильно? Игра «Чего не стало?» 8. Закрепление признаков. Развитие осязания Игра «Что в мешочке?» Узнавание овощей на ощупь. Назвать 2-3 признака овоща. 9. Итог -Как называются слова, к которым мы задаём вопросы Какой? Какая? Какое? Какие?