Тема: Антонимы. Цель: формировать знания учащихся о словах-антонимах и их лексических значениях. Задачи: 1. Уточнять понятие о словах-антонимах, как о словах с противоположным значением. 2. Упражнять в нахождении антонимов, в подборе их к данным словам. 3. Обогащать словарный запас учащихся путём перевода в активный словарь слов-антонимов, и учить употреблять их для более точного выражения мысли. 4. Повторять правила правописания безударных гласных в корне слова, парных согласных в конце и в середине слова. 5. Активизировать мыслительную деятельность. Оборудование: предметные картинки, слова на карточках, таблички для расшифровки слов, заголовки, перфокарты. Ход занятия. I. Оргмомент. II. 1. Сегодня мы отправляемся в путешествие в страну слов. Мы узнаем новые слова. Вот карта нашего путешествия (на доске кружочками обозначены станции). - Что это? (Наш путь.) - Кто мы сегодня будем? (путешественниками) - Путешествуем мы не одни, у нас есть попутчики. (Вывесить табличку.) - Как вы понимаете слово «попутчики»? (Это человек, который вместе с кем-то совершает путь; идущий по одному пути.) - Как мы называем такие слова как: путь, путешественники, путешествие, попутчики? (Однокоренными) Чтобы узнать, кто будут наши «попутчики», нужно: а) найти слова среди букв: КЯЛИСАГОВЛЕВЩ ЛЕРИМЕДВЕДЬИД б) распутать слова: КОЗТАЁЯНОЦК И так, с нами путешествуют (вывешиваются картинки и надписи): ЛИСА, ЛЕВ, МЕДВЕДЬ, КОТЁНОК, ЗАЯЦ - Объяснить правописание слов. 2.Вместе с попутчиками мы незаметно оказались на второй станции. Нас встречают КОТЁНОК и ЛЕВ. Рассмотрите их, опишите. Какие они? (на доске запись и в тетрадях) КОТЁНОК ЛЕВ По размеру: маленький большой По возрасту: молодой старый Шерсть: пушистый гладкий По характеру: ласковый сердитый, грозный
Прочитаем запись. Какие признаки обозначают эти слова? (противоположные) Так называется и эта станция. Прочитаем, запомним.
3. Физкультминутка: Мы шагаем, мы шагаем Выше ноги поднимаем. Влево шаг - ...(вправо) шаг, Шаг вперёд — шаг (назад). Мы шагаем, мы шагаем. Ноги дружно поднимаем. Шаг немного замедляем, Постепенно ... (ускоряем). Сейчас быстро мы пойдем Затем ...(медленно) идем. Руки вверх мы поднимаем, Потом ...(вниз) их ...(опускаем). Мы шагаем, мы шагаем и слова мы подбираем.
- Мы покидаем станцию «Противоположные слова». Что нового вы узнали? (При помощи этих слов можно сравнивать предметы.)
4. Подбор антонимов. 1). Название следующей станции узнаем, если прочитаем слово, используя код. НЗМГОАТДК 123456789 Наберите слово: 2646896 (загадка)
Мы попали на станцию загадок. Загадок вы знаете много, давайте послушаем некоторые. а) Далеко мой стук слышатся вокруг, Червякам я враг, а деревьям друг. (Дятел) б) В сенокос горька, а в мороз сладка. Что это за ягодка? (Рябина) в) Одной рукой всех встречает, а другой провожает. (Ручка дверная) г) Весной в поле лежал. а весной в речку побежал. (Снег) - Назвать противоположные слова.
Вывод: противоположными словами могут быть слова, которые обозначают предметы, признаки, действия. Используют их для сравнения, для более точного выражения мысли.
2). Давайте сами сочиним загадку про зайца, используя противоположные слова.
Загадка - маленькая задача. В ней мы должны перечислить характерные признаки зайца: размер тела, ног, ушей, хвоста. Он сам какой?, а ножки какие?, ушки какие?, а хвост какой? Сам маленький, а ножки большие, ушки длинные, а хвостик короткий. - Вот и получилась загадка. Прочитать, обратить внимание на орфограммы, записать по памяти.
5. Отправляемся на следующую станцию. По первым звукам слов составить ей название: синица, ежи, кран, репа, ели, топор (Секрет)
- Секрет узнаете позднее. А вот попутчики наши заспорили между собой, какая бывает зима. Прочитайте текст, подумайте кто так говорит, впишите пропущенные слова. Заспорили животные, какая бывает зима Зима бывает голодная, - сказал ... Очень уж длинная зима, - мурлыкнул ... Зима холодная и морозная, - заявила ... А… подумал и сказал: «Да что вы? Зима тёплая и совсем короткая, тянется всего одну ночь?
- Прочитать выразительно, передавая интонацию животных! (можно по ролям). Как вы догадались, чьи это слова? Найти а тексте противоположные признаки зимы. (короткая - длинная, холодная - тёплая)
III. Итог занятия - Что нового мы узнали о словах? Антонимы нужны для сравнения предметов, более точного их описания. Они обогащают словарный запас, делают речь живой и яркой, помогают избегать повторений одних и тех же слов.)