Коррекционный уголок в группе для детей с особыми образовательными потребностями, как один из факторов коррекционно-компенсаторного преодо
| 09 Дек 2012, 09:59 |
Коррекционный уголок в группе для детей с особыми образовательными потребностями, как один из факторов коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности речевого развития Вступление. В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды. Под предметно-развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. Задача педагогических работников в ДОУ состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей. Нет определенных жестких требований к наличию в группе тех или иных уголков и центров, утвержденных перечней оборудования. Среда группы отражает индивидуальность педагога и детей, она неповторима и индивидуальна. И это здорово! Создание современной развивающей среды обеспечивает целостное развитие ребенка как субъекта посильных дошкольнику видов деятельности. В логопедической группе детского сада создание предметно-развивающей среды приобретает особое значение, так как она является фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности речевого развития. Среда ориентирована на актуальное, ближайшее и перспективное развитие ребёнка, на становление его индивидуальных способностей. Педагогический процесс и преемственность в организации среды для детей с тяжёлой речевой патологией обеспечиваются как общей системой требований к развивающей предметной среде, так и задачами коррекционной работы. Предметная среда, наполненная специальными объектами, средствами, коррекционно-компенсирующими играми и игрушками, дидактическими пособиями и материалами практически согласуется с уровнем актуального развития ребёнка. В состав предметно-развивающей среды входит коррекционный уголок. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами, а так же для коррекционных пятиминуток воспитателей и для занятий логопеда. Интересной находкой при создании коррекционного уголка в нашей группе послужили иллюстрации к книге Инны Светловой «Домашний логопед». Главным героем коррекционной зоны стал Язычок. Именно он является законодателем правильной речи.( Фотография 1). Материал, содержащийся в коррекционном уголке, имеет многофункциональный характер. Игры подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке в зависимости от лексической темы . Весь материал, в рамках лексической темы, подобран специалистами группы, соответствует возрасту детей. Опора на игру, как на ведущий вид деятельности дошкольников, обеспечивает педагогам значительный положительный эффект в коррекционной работе. Комплектование игрового и дидактического материала в коррекционном уголке по лексическим темам уже предполагает системность в работе. Она регулируется взрослым в соответствии с разделами программы или решаемыми коррекционными задачами. Дети легко привыкают к этой системе. Коррекционный уголок позволяет проводить индивидуальные и подгрупповые занятия в игровой форме с детьми разного возраста и решать различные коррекционные задачи. А Язычок даёт возможность, повышать интерес к занятиям, активизировать речевую деятельность детей. Создавая коррекционный уголок группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Поэтому мы уделяем большое внимание эстетике коррекционного уголка. Его оформление должно быть привлекательным для детей и вызывать у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время необходимо научить детей поддерживать порядок в уголке и воспитывать бережное отношение к игрушкам . Весь игровой и дидактический материал коррекционного уголка убран в нижние полки, закрытые дверцами , к которым дети имеют свободный доступ . Мебель коррекционного уголка выполнена в единой цветовой гамме с мебелью группы.
Методические рекомендации по работе в коррекционной зоне.
Блок 1. « Лексическое дерево». (Фотография 2). Весь период коррекции детей - логопатов ориентируется на тематические циклы. Подбор лексического материала осуществляется приблизительно в следующем порядке: 1.Детский сад. Игрушки. 2.Овощи. Фрукты. 3.Фрукты. Сад. 4.Осень. 5.Деревья и кустарники. 6. Одежда. Головные уборы. 7.Обувь. 8.Моя квартира ( мебель, электроприборы) 9.Продукты. 10.Посуда. 11. Домашние животные. 12.Домашние птицы. 13.Зима. 14.Зимующие птицы. 15.Новый год. 16. Человек. 17.Дикие животные. 18.Инструменты и материалы. 19.Комнатные растения 20.Животные жарких стран. 21.Животные Севера. 22.Наша Армия. Военная техника. 23.Семья. 24.Мамин День Женские профессии. 25.Транспорт 26.Дорожное движение 27 Неделя книги и театра. 28.Весна в неживой природе. 29.Космос. 30.Весна в живой природе. 31.Мой город 32.Насекомые. 33.ДеньПобеды. 34.Рыбы. 35.Первоцветы. 36. Школа и школьные принадлежности. Работа с разделом «Лексическое дерево» предполагает коррекцию детей 5-6 лет с речевой патологией. По мере изучения лексических тем, воспитатели прикрепляют на дерево эмблемы ( картинки) каждой темы. Данный блок используется на занятиях познавательного цикла, во время коррекционных занятий с воспитателем во второй половине дня по формированию лексико –грамматических средств языка, для создания достаточного запаса словарных образов. « Лексическое дерево» помогает ребенку наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка, формирует обобщающие понятие, развивает понимание речи. Основная цель данного блока – обеспечение перехода от накопленных представлений и пассивного речевого запаса к активному использованию речевых средств . Так же при работе с «лексическим деревом» формируется умение выделять части предметов, дети учатся группировать предметы по признакам. Перечень предметных картинок к пособию « Лексическое дерево»: • Груша; • Морковь; • Корзина с грибами; • Ветка рябины; • Пейзаж осени; • Кусок сыра; • Сковорода; • Юбка; • Сапоги; • Кошка; • Гусь; • Пейзаж зимы; • Снегирь; • Ёж; • Снеговик; • Неваляшка; • Тигрята; • Хоккеист; • Стол; • Утюг; • Здание; • Автобус; • Солдат; • Каменщик; • Женщина с ребёнком; • Буратино; • Рубанок; • Пейзаж весны; • Магазин; • Ракета; • Птенцы в гнезде; • Ранец; • Медаль; • Утренняя гимнастика; • Рыба; • Муравьи; • Цветок.
Блок 2. «Наш веселый язычок» ( Фотография 3). Данный блок позволяет логопеду проговаривать артикуляционные сказки, а так же разнообразить работу воспитателя по выработке правильной артикуляции детей по заданию логопеда. Формы работы с детьми в этом направлении могут быть различны: • « Послушай сказку и повтори за мной». • «Выполни, как я» • «Посмотри и покажи» • «Сочини сказку». Работа в этом направлении основывается на накопленный опыт детей во время логопедических занятий и проводится во второй половине дня, как индивидуально, так и группами. Так же данный блок может быть использован в работе логопеда на фронтальных занятиях. Блок 3. Данный блок состоит из нескольких частей: 1 часть. « Разноцветный мостик». ( Фотография 4). Разноцветный мостик состоит из девяти дощечек - по количеству месяцев учебного года. Каждый месяц обозначен своим цветом. Дети изучают по 4 лексических темы в месяц, в году -36 тем. К каждой теме разработаны грамматические упражнения и задания для закрепления различных грамматических категорий, изучаемых на фронтальных занятиях с логопедом. Воспитатель, отработав неделю по этим заданиям, крепит на мостик эмблему « Молодцы». Постепенно отработав все темы года– дощечки мостика заполняются эмблемами. Задания оформлены в 9 папок ( Фотография 5),отмеченные значком в цвет с дощечкой мостика. Упражнения подобраны с учётом возраста детей: №№ 1-5- для старшего дошкольного возраста, остальные для – подготовительного возраста. ( Приложение1). При наборе детей на один год - воспитатели отрабатывают все задания , распределив их на пять дней недели. В зависимости от порядка изучения тем - задания в папках могут перекладываться. Лексико-грамматические упражнения воспитатель отрабатывает с детьми утром на коррекционной пятиминутке перед завтраком и во второй половине на коррекционном часе. А так же использует их на индивидуальных занятиях с детьми, которые испытывают трудности при изучении какой-либо темы. Цветовое обозначение месяцев: • красный - сентябрь; • оранжевый - октябрь; • жёлтый - ноябрь; • зелёный - декабрь • голубой - январь • синий - февраль • сиреневый - март • фиолетовый - апрель • коричневый – май Так же цветовую гамму мостика можно использовать для изучения порядка цветов радуги.
2 часть. « Рыбки». ( Фотография 6). Слева от мостика расположена тематическая часть « Посчитаем слоги». Она представлена в виде рыб: 1 рыбка - слово с одним слогом, 2 рыбки- слово с двумя слогами, 3 рыбки- слово с тремя слогами. Воспитатель может предложить детям покормить рыбок, т.е. подобрать картинки с определённым количеством слогов. А так же может быть дано задание придумать самостоятельно слова с заданным количеством слогов или наоборот, найти рыбку для данного слова. Работа ведётся как с наглядным материалом, так и без него. Работа строится на знаниях, полученных детьми после прохождения темы « Деление слов на слоги» с логопедом и проводится во второй половине дня воспитателем. А так же может быть использовано для организационного момента перед логопедическим занятием. Данная часть блока помогает закрепить умения детей делить слова на слоги, развивает фонематический слух, подготавливает к звуковому анализу слов. Воспитатель или логопед проводит с рыбками следующие игры: • « Сколько слогов в слове?» Цель: закрепление умения делить слова на слоги. • « Покорми рыбку» Цель: назвать картинку, посчитать слоги и найти количество рыбок, соответствующих количеству слогов в слове. • « Подбери слово» Цель: учить самостоятельно подбирать слова на заданное количество слогов. • « Добавь недостающий слог» Цель: учить договаривать слоги до нужного слова.
3 часть. « Камыши» . ( Фотография 7). « Где находится звук?» Для развития фонематического слуха, совершенствования звукового анализа и синтеза используются камыши, которые расположены справа. Они предполагают нахождение место звука в слове – начале, середине, конце. Воспитателями и логопедами используются следующие задания для отработки этих навыков: • Послушай ( назови) слово и определи место звука в слове. • Придумай ( выбери картинку), чтобы заданный звук был в начале ( середине, конце) слова. • Послушай и покажи камыш для каждого слова ( картинки). К каждой части блока 3 прилагается картинный материал, подобранный специалистами группы.
4 часть «Предлоги». ( Фотография 8). Данная часть предполагает умение практически использовать предлоги НА, ПОД, ЗА, В, ИЗ-ПОД, ИЗ-ЗА, ОКОЛО в речи детей. С этим блоком дети могут работать как самостоятельно ( придумывать истории о путешествии Язычка и его друзей), так и со специалистами группы. Блок 3. « Развиваем логическое мышление и пространственную ориентацию» . (Фотографии 9, 10). Часть 1. « Кто спрятался за забором?» Детям предлагается подсчитать лапы и ноги животных, спрятавшихся за забором. «Назови фигуру» Дети должны узнать по контуру геометрическую фигуру. Им может быть предложено найти в игровой комнате предметы, похожие на эти фигуры. « Назови день недели и отметь его своим цветом» Дети ежедневно называют дни недели и отмечают его соответствующим цветом: • Понедельник -голубой; • Вторник - жёлтый; • Среда - синий; • Четверг - коричневый; • Пятница - зелёный; • Суббота - черный; • Воскресенье - красный; « Какое время года ? Сколько месяцев в году?» Дети повторяют название времён года, запоминают их последовательность, а так же порядок месяцев в году. Они наглядно усваивают эти абстрактные понятия.
ПАПКА « Радужный мостик» СЕНТЯБРЬ Приложение 1.
Тема « Фрукты» 1.Назови ласково: Апельсин- апельсинчик, яблоко-…, лимон-…, мандарин-…, банан-…, абрикос-… . 2. Измени по образцу: Одно красное яблоко- много красных яблок. Один желтый лимон-… . Одна спелая слива-… . Одна сладкая груша-… . Сок из абрикосов- абрикосовый, из лимонов-…, из ананасов-…, из граната-…, из мандаринов-…, из апельсинов-…, из персиков-… . Варенье из яблок- яблочное, слив-…, абрикосов-…, персиков-… . 3.Продолжи предложения: В магазине продают яблоки, апельсины,… . Варенье можно сварить из слив, абрикосов,… . Взрослые и дети любят фруктовые соки: яблочный, гранатовый,… . 4. Употреби слово в нужной форме: Мы любим что? - Фрукты. В магазине нет чего? ... Дети спели песенку о чем?... Нас угощали чем?... 5. Какое слово самое короткое? Апельсин, мандарин, лимон, яблоко. Абрикос, ананас, киви, груша. Варенье, компот, повидло, сок. 6.Какое слово самое длинное? Слива, груша, мандарин, лимон. Банан, виноград, гранат, киви. 7.Подбери признак: ( опиши фрукт, отвечая на вопросы о его цвете, форме, вкусе.) Яблоко, ананас, слива, банан, лимон, гранат, персик. 8.Собери предложение: Яблоне, на , растут, яблоки. Варит, слив, из, мама, варенье. 9.Что общего и чем отличаются друг от друга? Яблоко и груша. Мандарин и апельсин. Персик и абрикос. 10. Объясни словечко: Плодоносит, удобрение ,толстокожий. 11. Подбери парное слово Зеленый-киви, желтый-… . Сладко- банан, кисло-… . Косточка- персик, косточка-… . 12. Что лишнее? Банан, яблоко, киви, морковь. Апельсин, мандарин, фрукт, ананас. Цвести, зреть, расти, подметать. Персиковый, абрикосовый, лимонный, кабачковый. 13. Что не так? На яблоне растут груши. Апельсины, яблоки и сливы - это овощи. Из персиков варят абрикосовое варенье. 14.Чего в саду больше – яблок или яблонь?
Тема: « Овощи» 1.Сосчитай до 5: Один большой кабачок-… Одна сочная морковка-… Один красный помидор-… 2.Назови ласково: Огурец-огурчик, свекла-…, помидор-…,тыква-…, лук-…,чеснок-…, морковь-…,баклажан-. 3.Измени по образцу: Один огурец - много огурцов, одна репка-…, одна луковица, одна редиска-.., один помидор, один кабачок-…, один кочан капусты-…, один пучок зелени-… . 4. Измени по образцу: Расти -рос- росла; сажать-…-…-… ; собирать-…-…. ; поливать-…-… ; копать-…-… . 5.Измени по образцу: Растет- рос- будет расти; сажает-…, собирает-…, поливает-…, копает-… . 6. Измени по образцу: Морковь- морковный, свекла-…, тыква-…, лук-…, горох-…, картофель-…, чеснок-…, салат-…, овощ-… . 7.Подбери признак и действие: Картофель ( какой?)-… . Картофель ( что с ним можно делать?)-… 8.Скажи наоборот: Большая тыква- маленькая тыква; длинный огурец- …, крепкий помидор-…, мелкая свекла-…, горький перец-…, крупный кочан-… . 9.Продолжи предложения: Мы купили на базаре: картошку,… На обед у нас был овощной салат из… . Осенью собирают урожай свёклы …. . Дед поставил в огород … . 10.Что лишнее? Картофель, капуста, подберёзовик, морковь. Кабачок, тыква, береза, огурец. Чеснок, груша, баклажан, укроп. 11. Какое слово отличается от других? Лук, лук, плуг, лук. Огурец, огурец, молодец, огурец. Редис, редис, кипарис, редис. Репка, репка, кепка, репка. 12.Брат сестру зовет на прополку в огород. Кто зовет? Кого зовет? Зачем зовет?
Литература :
1. Артамонова О.В. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2005. — №4.
2. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среде: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. /Н.Т. Гринявичене. - М., 2006.
3. Каралашвили Е.С. Экспресс - обзор групп // Управление ДОУ. - 2006. -№5.
4. Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды. /Р. Кирьянова. - Спб.: КАРО, 2007.
5. Кутузова И.А. Что должен знать руководить дошкольного учреждения, М., Просвещение, 2005.
6. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. /Н.В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
7. Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. /В.А.Петровский. - М, Новая школа, 1993.
8. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ, М., Центр педагогического образования, 2008.
9.Светлова И.Е. Домашний логопед. / И.Е. Светлова- Эксмо, 2007.
|
Категория: Для школьников с ОНР | Добавил: dest
|
Просмотров: 3543 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|