Тема занятия: Корень слова. Задачи: • Образовательные: познакомить детей со словообразованием; расширять активный и пассивный словарный запас детей; обучать их подбирать родственные однокоренные слова. • Развивающие: развивать зрительное слуховое внимание к слову; познавательную активность; вербально- логическое мышление; познавательную активность. • Воспитательные: воспитывать самостоятельность; чувство ответственности за результаты своей деятельности; сознательное отношение к учебе; нравственные качества.
Ход занятия.
1. Оргмомент. 2. Определение темы занятия. Логопед читает сказку «Чудо-дерево» одновременно прикрепляя к рисунку дерева таблички со словами. «Жило-было маленькое слово «рос». Оно было коротеньким, почти незаметным. Таким коротеньким и незаметным, что другие большие слова часто забывали, что оно живёт рядом: в гости не звали, на дни рождения не приглашали. Обидно было слову «рос». И пошло оно к царице Грамматике со своей обидой. Просит её: «Помоги мне, царица Грамматика, сделай так, чтобы я выросло и стало большим и длинным». «Будь по-твоему», - сказала царица Грамматика и посадила слово «рос» в землю, как зёрнышко, водичкой полила. Прошло время и появился из земли «росток». Рос росток и превратился в маленькое деревце. Солнышко пригревало, дождик его поливал и деревце «росло», «росло», становилось всё больше. И вот, «выросло» большое дерево, «проросли» на нём веточки и листочки. «Разрослось» чудо-дерево, стало пышным, раскидистым, а вместо плодов на его ветках слова висят». Ученики записывают слова в тетради, находят в каждом слове маленькое слово «рос», определяют общее значение этих слов, которое заключено в этой общей части. Выделяют общую часть знаком корня. Итак, тема занятия будет «Корень слова. Однокоренные слова». Корень является сердцевиной слова, его смысловым центром. От него растут слова, как ветки на деревьях. Чем больше образуется слов от корня, тем больше семья слов. Благодаря тому, что слова живут семьями, их легче понимать и писать. Знаете, как пишется общая часть в каком-либо слове, - пишите ее так во всех родственных словах.
3. Упражнение на нахождение корня слова. • Прочитайте слова, найдите общую часть. Спишите слова, обозначьте в них общую часть, поставьте в словах ударение. Бег, бегун, беговой, пробег, бегаю, выбегу; Варит, варю, варенье, варёный, повар, заварил; Ход, ходит, заходит, переход, поход, выходим. • Прочитайте текст, найдите и назовите родственные слова (т.е. слова, имеющие одинаковое смысловое значение), найдите в них общую часть. Славин папа – моряк. Он плавает на большом морском теплоходе. Папа бывал во многих заморских странах. Слава живёт в Приморском крае. Его называют ещё Приморьем. Славин дом стоит на берегу моря. • К данным словам подберите как можно больше однокоренных слов Мороз - …, лётчик - …, вода - …, сад - … Со словами составить словосочетания, с одним из слов придумать предложение.
4. Физминутка Отдых наш – физкультминутка,- Занимай свои места: Шаг на месте левой, правой, Раз и два, раз и два! Прямо спину все держите, Раз и два, раз и два! И под ноги не смотрите, Раз и два, раз и два! (Повторить 2 раза)
5. Упражнение на подбор родственных слов. • На доске слова: Шипы – (шипучка, зашипел, шиповки, шипучий, шипение Шипит – шипящий, шиповник) Подобрать похожие по смыслу слова. Объяснить почему. Логопед обращает внимание детей на то, что слова с одинаковым корнем имеют разный смысл и не являются родственными. • Найдите «лишнее» словосочетание. Объясните почему. Холодная вода Горный склон Вкусный рис Водный спорт Крутая горка Красивый рисунок Знакомый водник Сгореть дотла Нарисовать стол Водитель автобуса Спуститься с пригорка Юный рисовальщик