Программа по развитию устной речи с ознакомлением предметами и явлениями окружающей действительности
21 Ноя 2012, 18:23
ПРОГРАММА по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для 4 класса на 2012 – 2013 учебный год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Данная программа составлена по программе В.В.Воронковой, использован региональный компонент. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, которые находятся вне поля их чувственного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдая за погодой и сезонными изменениями в природе, расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию. На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся. Цели программы обучения: Направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. Повышение уровня познавательной и речевой деятельности на основе наблюдения за предметами и явлениями окружающей действительности. Задачи программы обучения: формировать элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам; расширять и обогащать представление об окружающем мире; обучать способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности, которые способствуют развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления; обогащать словарный запас учащихся; научить учащихся участвовать в учебном диалоге; способствовать развитию связного устного высказывания (описание, рассказ, рассуждение и пр.) ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Учащиеся должны уметь: Называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости; Активно участвовать в беседе; Связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений; Выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном опытном участке, по уборке урожая; Соблюдать правила личной гигиены; Соблюдать правила дорожного движения; Учащиеся должны знать: Названия и свойства изучаемых предметов, групп предметов, явлений природы; Правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы; КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности 1 четверть (32 ч) № Тема Содержание урока К-во часов По плану Фактически 1-5 Времена года. Как я провел лето. Признаки лета Называние времен года и летних месяцев. Заканчивание предложений. Экскурсия Рисование по итогам экскурсии 5
6-10 Летние работы в селе Заканчивание предложений. Работа с текстом Составление рассказов по картинкам и данным опорным словам о летних месяцах. Классификация сельскохозяйственных культур: овощей, фруктов, зерновых. 4 11- 14 Овощи, фрукты, ягоды. Сравнение овощей, фруктов между собой. Распространение текстов по вопросам. Составление рассказов по картине и вопросам. Составление рассказа по аналогии. 4 15-19 Признаки осени. Название времен года, осенних месяцев. Сравнение признаков лета и осени. Составление рассказов по плану, по картине. Составление рассказов по плану, по картине. Картинки осени. Экскурсия. 4 20-23 Полевые растения Понятие о полевых растениях. Выделение сходства и различия. Составление описательных рассказов по схеме. Зерновые культуры. Составление сухих букетов. 3 24 -25 Грибы Понятие об ядовитых и съедобных грибах. Отгадывание загадок. Составление описательных рассказов. 2 26-29 Распознание деревьев. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья (хвоя). Называние и указывание деревьев. Понятие о делении деревьев на хвойные и лиственные. Классификация. Составление описаний деревьев по схеме, по данному образцу. Загадки. Картинки хвойных и лиственных деревьев. 4 30-31 Комнатные растения Практические работы по выращиванию цветов, выделению их частей, названию. Составление описательных рассказов. Практичес-кая работа.
32 Повторение . Проверка знании и умений за 1 четверть
2 четверть (28 ч) № Тема Содержание урока К-во часов По плану Фактически 1-3 Город, село. Рассказ по картине и вопросам. Экскурсия в музей Рисование по итогам экскурсии 3
4-8 Транспорт. Виды транспорта (название, распознание). Правила дорожного движения. Составление описательных рассказов. Правила дорожного движения. Загадки.Игра «Светофор». 5 9-11 Животные готовятся к зиме. Загадки, приспособленность к зиме. Пересказ ранее прочитанных текстов 3 12-16 Признаки зимы Название зимних месяцев. Слова-праздники. Подбор родственных слов. Рассказ по картинке (по опорным словам). Дополнение предложений рассказа. Антонимы. Составление рассказа по наблюдениям. 5 17-18 Растения зимой. Слова-признаки. Составление пересказа, воспринятого на слух. 2 19-21 Животные и птицы в зимнее время. Слова-признаки. Составление рассказа по картинке, по опорным словам. Пересказ прочитанного на уроках чтения. Картинки животных и птиц. 3 22- 24 Зимние праздники. Меры времени. Названия месяцев. Меры осторожности. Экстремальные ситуации 3 25-27 Отдых и труд дома, в школе. Отдых и труд дома, в школе. Режим сна и питания.
28 Обобщающий урок. 3 четверть (40 ч) № Тема Содержание урока К-во часов По плану Фактически 1-3 Труд людей зимой. Сравнение сезонных видов труда в городе и деревне. Использование рассказов из книги для чтения Рассказы по личным впечатлениям.
3
4-8 Домашние животные. Корова: особенности внешнего строения, пища, уход и содержание. Польза, приносимая людям. Высказывание по плану. Распространение текста. Сравнение козы и коровы. Сравнение козы и овцы, барана и овцы. 5 9-11 Лошадь Сравнение лошади коровы. Польза лошади в жизни человека Составление рассказа по картинке 3 12-14 Мебель (для столовой, кухни, школы). Название и приспособление мебелей. Уход за мебелью. Картинки, предметы мебели Практичес-кая работа. 3 15-18 Посуда (чайная, столовая, кухонная). Название посуд и их назначения Сервировка стола. Уход за посудой. Выражение связей и отношений между реальными объектами. Рассказ о сделанном по картинке. 4 19-21 Одежда (летняя, зимняя, демисезонная). Название одежды. Классификация. Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой Употребление глагола одеть-надеть. 3 22-24 Обувь. Название обуви. Классификация по материалу. Рассказ о сезонной обуви. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная. Уход за обувью. 3 25-27 Дикие животные Сравнение диких и домашних животных. Рассказ по плану из повествовательных предложений. Распространение текста. Составление рассказа по картинкам. 3 28-30 Медведь, заяц, лиса, волк Рассказ по плану. Составление рассказа по картинкам. Рассказы по личным впечатлениям 3 31-33 Дикие и домашние животные (обобщающий урок). Составление рассказа с использованием знаний о диких и домашних животных. Картинки диких животных, загадки. Составление рассказа по картинкам. 3 34-36 Признаки весны Солнце поднимается выше, греет все сильнее, дневная капель. Ночные заморозки, проталины, дни стали сильнее. Распространение и пересказ текста. Картинки весны Рассказ по личным впечатлениям 3 37-39 Птицы перелетные и зимующие.
Время прилета и отлета птиц. Участие в беседе. Распознавание и название птиц. Распространение текста. Картинки птицы перелетные и зимующие 3 40 Обобщающий урок 1
4 четверть (32 ч) № Тема Содержание урока К-во часов По плану Фактически 1-3 Проращивание семян и выращивание цветковых растений из семян Составление плана работы. Рассказ о выполненных действиях. Составление плана наблюдений за проращиванием семян. 3
4-6 Домашние птицы Гусь, курица, петух. Внешнее строение птиц, повадки. Рассказ по плану. Составление рассказа по картинкам. Польза, приносимая людям домашними птицами. 3 7 - 10 Дикие птицы. Различие домашних и диких птиц: места обитания, пища. Гусь, лебедь, журавль Что такое Красная книга. 4 11-14 Выращивание цветковых растений из семян. Составление плана работы и наблюдений. Рассказ о выполненных действиях. Выращивание рассад на лето 4 15-17 Признаки весны Высота солнца, таяние снега и льда, появление зеленой травы, прилет птиц. Труд людей в садах и огородах. 3 18-20 Насекомые: вредные и полезные. Майский жук, бабочка, пчела, муравей. Понятие о вредных и полезных насекомых. Наблюдения. Рассказывание о работах в саду, в огороде. 3 21-23 Рыбы пресноводные Рассмотрение внешнего вида рыб. Чем покрыто их тело. Как передвигаются, чем и как питаются. Название рыб. Сравнение их по внешнему виду. 3 24-27 Раннецветущие растения, набухание почек Их различение. Сравнение некоторых раннецветущих растений. Картинки раннецветущих растений. Экскурсия 4 28-31 Обобщающий урок Экскурсия 4