Зайнуллина Динара Фаритовна, учитель-логопед
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 6 города Пыть-Ях
Тема урока: Автоматизация звука Р в словах
Логопедическое занятие (подгрупповое)
Занятие рассчитано для 1 классов
Количество детей в подгруппе - 3 чел.
Цель урока: Закреплении произношения звука Р посредством специального коррекционного обучения и воспитания.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы
2. Содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета;
3. Помочь учащимися осознать ценность совместной деятельности;
4. Создать содержательные и организационные условия для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (текст, определение понятия, задачу и др.);
5. Обеспечить развитие у школьников умений сравнивать познавательные объекты;
6. Содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
7. Содействовать развитию у детей умений общаться;
8. Обеспечить развитие у школьников монологической и диалогической речи.
Развивающие:
1. Содействовать развитию и укреплению мускулатуры артикуляционного аппарата;
2. Стимулировать речевую активность учеников;
3. Содействовать развитию тонкой моторики рук;
4. Содействовать обогащению и активизации словарного запаса;
5. Содействовать развитию познавательных процессов (восприятие, внимание, и мышление).
Воспитательные:
1. Воспитание дружбы, взаимовыручки, желанию помочь товарищу
Тип урока: закреплениеизученного материала
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, индивидуальные зеркала, карандаши и на листе бумаге упражнение для развития мелкой моторики руки.
Дополнительные пособия: компьютерная презентация (PowerPoint) дидактический материал «Автоматизация звука Р в словах».
В ходе создания использовались следующие программные средства: MikrosoftPowerPoint – создание и компоновка презентации.
Технологическая карта урока
№/п Учебные эпизоды (этапы урока) № слайда
Вид деятельности Действия учителя Действия учащихся
1 Организационный момент.
Мотивация учащихся на дальнейшую работу. - Здравствуйте!
Звенит, заливается школьный звонок,
Вас ждёт интересный, полезный урок.
Хорошим пусть будет у вас настроение,
Легко нам сегодня дается учение.
(Учитель приветствует детей)
(Учащиеся реагируют на реплики учителя, приветствуют его)
2 Актуализация опорных знаний и умений. Фонетическая и речевая разминка.
Постановка цели урока.
Психогимнастика
Пальчиковая гимнастика
(заштриховать и раскрасить букву Ркарандаши и на листе бумаге упражнение (см. Приложение 1))
Артикуляционная гимнастика
(Работа с зеркалами) - Проговорим чистоговорки.
Ра-ра-ра- начинается...
Ри-ри-ри- на ветках ...
Ре-ре-ре- стоит домик на ...
Ре-ре-ре- метём снег во ...
Ри-ри-ри- двор убрали – раз, два, ... .
- Ребята,произношения,какого звукамы будем сегодня закреплять?
- Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобразите сердитого тигра и покажите, как он рычит. Изобразите дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву…
- Изобразите, как мурлычет ласковая кошечка…
- Покажите, как любопытный воронёнок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голосом …, а мама-ворона отвечает ему низким голосом ….
- У вас на столе лежит листок и карандаш, заштрихуйте и раскрасьте буквуР.
- Возьмите зеркала и выполним упражнения для язычка «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Пулемет» «Почистить зубы»
(Учитель предлагает учащимся выполнить фонетическую зарядку, психогимнастику, пальчиковую и артикуляционную гимнастики и речевую разминку для активизации закрепленного звука [Р] на предыдущих уроках, усиление речевой разминки осуществляется за счет передачи учителем активной роли проведения разминки ученикам) Ра-ра-ра- начинается игра
Ри-ри-ри- на ветках. снегири
Ре-ре-ре- стоит домик на горе
Ре-ре-ре- метём снег во дворе
Ри-ри-ри- двор убрали – раз, два, три.
- Мы сегодня будем закреплять произношение звука Р
- Тр-р-р, тр-р-р
- Мур-р-р
- Кар-р-р
- Кар-р-р, кар-р-р
(Учащиеся реагируют на реплики учителя, приветствуют его, отвечают на вопросы, озвучивают свою часть стихотворения, выполняют требования учителя, используя знания и навыки, полученные на предыдущих уроках)
3 Учебные задания на осмысление новой информации. Закрепление звукопроизношения в словах
Слайды
2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
(Слайд 2 – по щелчку появляется картинка)
(Слайд 3 – по щелчку появляется задание, дети по очереди заканчивают слова, добавляя слоги)
(Слайд 4 – по щелчку появляется картинка)
(Слайд 5 – по щелчку появляется задание, один ребенок по очереди соединяет буквы и проговаривает имя)
(Слайд 6 – по щелчку появляется задание, второй ребенок по очереди соединяет буквы и проговаривает имя)
(Слайд 7 – по щелчку появляется задание, третий ребенок по очереди соединяет буквы и проговаривает имя)
(Слайд 8 – по щелчку появляется картинка)
(Слайд 9 – по щелчку появляется задание, один ребенок осуществляет счет от 1 до 10 гитар по щелчку)
(Слайд 10 – по щелчку появляется задание, второй ребенок осуществляет счет от 1 до 10 барабанов по щелчку)
(Слайд 11 – по щелчку появляется задание, один ребенок осуществляет счет от 1 до 10 радуг по щелчку)
(Слайд 12 – по щелчку появляется картинка) - Сегодня на уроке мы будем учиться проговаривать звук [Р] в словах.
- Ребята, необходимо помочь маленькому слоненку подняться по ступеням к маме. Каждая ступенька – это задание, с которым вы должны справиться, чтобы слонёнок смог подняться на следующую ступеньку. Давайте посмотрим, каким будет первое задание.
- Закончите слова, добавляя слоги…
- Слог ра
- Слог ро
- Слог ры
– Посмотрите, слонёнок забрался на первую ступеньку, значит мы справились с заданием. Посмотрите какие радостные глаза у мамы, она с нетерпением ждет своего малыша.
– Какое задание скрывает следующая ступенька?
Замечательно! Мы справились с этим заданием
–Ребята, на какую ступеньку поднялся слоненок?
Сколько ступенек емуосталась? Попробуем подняться на следующую ступеньку.
- Посчитай сколько гитар изображено?
- Посчитай сколько барабанов изображено?
- Посчитай сколько радуг изображено?
- На какую ступеньку забрался слоненок с Вашей помощью?
(Учитель предлагает помочь слоненку подняться по ступенькам к маме, и для этого выполнить несколько заданий, упражнений на закрепление произношения звука [Р])
- Нора, гора, кора, рама, радуга, ракета.
- Утро, метро, ведро, рога, роща, родина.
- Шары, бобры,комары, рыба, рынок, рысь
- Я-р-о-с-л-а-в, получилось имя Ярослав.
- Э-л-е-о-н-о-р-а, получилось имя Элеонора.
- В-а-р-в-а-р-а, получилось имя Варвара.
-Слоненок поднялся на вторую ступеньку.
- Слоненку оста-лось подняться еще на 3 ступеньки
- Одна гитара, две гитары, три гита-ры, четыре гитары, пять гитар, шесть гитар, семь гитар, восемь гитар, де-вять гитар, десять гитар.
- Один барабан, два барабана, три барабана, четыре барабана, пять барабанов, шесть барабанов, семь барабанов, восемь барабанов, девять барабанов, десять барабанов.
- Одна радуга, две радуги, три радуги, четыре радуги, пять радуг, шесть радуг, семь радуг, восемь радуг, девять радуг, десять радуг.
- Слоненок поднялся на третью ступеньку.
(Учащиеся помогаю слоненку, выполняют устные задания)
4 Динамическая пауза Физкультминутка
(выполнение упражнений) – Мы прошли больше половины пути, а теперь немного отдохнём. Все встали.
Мы топаем ногами.
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем.
Мы руки опускаем.
Мы крутимся потом,
Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы руки поднимаем:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведем
И побежим кругом.
(Учитель предлагает учащимся выполнить зарядку)
(Учащиеся встают и выполняют зарядку)
5 Контроль и коррекция знаний. Тренировка навыков устной речи
Закрепление звукопроизношения в словах
Слайды
13, 14, 15, 16
(Слайд 13 – по щелчку появляется задание, дети по очереди подбирают к словам из правого столбика подходящие по смыслу слова из левого столбика)
Нажимаем на слова (тигр (открывается скрытый слад 19), ворона(открывается скрытый слад 20), ручей(открывается скрытый слад 21), маляр(открывается скрытый слад 22), крот(открывается скрытый слад 23)), чтобы проверить правильно ли ответили дети. Обратно к слайду 13 возвращаемся по гиперссылке .
(Слайд 14 – по щелчку появляется картинка)
(Слайд 15 – по щелчку появляется задание, дети по очереди находят лишнее слово в столбике) Нажимаем на слова выбранные детьми, чтобы проверить правильно ли дети ответили.
Обратно к слайду 15 возвращаемся по
гиперссылке .
(Слайд 16 – по щелчку появляется картинка) – Теперь можно продолжить наше занятие. Что же нас ждет дальше?
- Прочитайте, подумайте и подберите к словам из правого столбика подходящие по смыслу слова из левого столбика.
– И с этим заданием мы справились, осталась последняя ступенька, какое же она задание готовит?
- Прочитайте и найдите лишнее слова в каждом столбике.
И маленький слонёнок со своей мамой говорят вам: «СПАСИБО!».
(Учитель предлагает помочь слоненку подняться по ступенькам к маме, и для этого выполнить несколько заданий, упражнений на закрепление произношения звука [Р])
- Тигр – рычит.
- Ворона – каркает.
- Ручей –журчит.
- Маляр –красит.
- Крот –роет.
- В данном столбике лишним словом является слово парта, так как парта-это мебель, а ручка карандаш и краски-это …
- В данном столбике лишним словом является слово виноград, так как виноград- это фрукт, а помидор, морковь и картофель-это овощи.
- В данном столбике лишним словом является слово рысь, так как рысь-это дикое животное, а ворона, воробей и сорока-это птицы.
(Учащиеся помогаю слоненку, выполняют устные задания)
6 Подведение итогов урока.
[Приложение 2]
– Какой мы сегодня звук учились проговаривать на занятии?
– Какие слова со звуком Р вы запомнили?
– Вы сегодня меня порадовали тем, что звук Р вы проговаривали хорошо. Эту радость вы принесете своим родителям.
– Теперь вы должны стараться правильно проговаривать звукР в своей речи.
(Учитель раздает учащимся открытки)
- До свидание! - Учились проговаривать звукР.
- Помидор, гитара, радуга, барабан и т. д.
(Ученики получают открытки за работу на уроке.)
- До свидание!
Краткая рекомендация к уроку.
Урок – занятие «Автоматизация звука [Р] в словах» относится к периоду автоматизации звука [Р].
Главная цель занятия – закрепление произношения звука [Р] посредством специального коррекционного обучения и воспитания.
Характеристика группы
Занятие рассчитано на группу детей состоящих из 3 человек, имеющих проблемы с произношением звука [Р], в возрасте 7 лет. На данном этапе у учащихся уже хорошо отработана артикуляция, они научены произношению звука [Р]в слогах.
Учитывая, что звук в целом поставлен, но необходимо его закрепление и коррекция, я попыталась выбрать наиболее эффективные формы и методы работы. Учитывая возраст детей, дидактический материал к занятию решила подготовила в виде компьютерной презентации (PowerPoint), что позволило мне решать не только учебные задачи, но и воспитательную задачи.
На занятии использовала методы и приемы, соответствующие методике работы на данном этапе автоматизации звука.
№ слайда Действия
2 по щелчку появляется картинка
3 по щелчку появляется задание для 1 ребенка
по щелчку появляется задание для 2 ребенка
по щелчку появляется задание для 3 ребенка
4 по щелчку появляется картинка
5 по щелчку появляется задание, один ребенок по очереди соединяет буквы и проговаривает имя
6 по щелчку появляется задание, второй ребенок по очереди соединяет буквы и проговаривает имя
7 по щелчку появляется задание, третий ребенок по очереди соединяет буквы и проговаривает имя
8 по щелчку появляется картинка
9 по щелчку появляется задание, один ребенок осуществляет счет от 1 до 10 гитар (гитары вылетают по щелчку мыши)
10 по щелчку появляется задание, второй ребенок осуществляет счет от 1 до 10 барабанов (барабаны вылетают по щелчку мыши)
11 по щелчку появляется задание, один ребенок осуществляет счет от 1 до 10 радуг (радуги вылетают по щелчку мыши)
12 по щелчку появляется картинка
13 по щелчку появляется задание, дети по очереди подбирают к словам из правого столбика подходящие по смыслу слова из левого столбика
Нажимаем на слова (тигр (открывается скрытый слад 19), ворона(открывается скрытый слад 20), ручей(открывается скрытый слад 21), маляр(открывается скрытый слад 22), крот(открывается скрытый слад 23)), чтобы проверить правильно ли ответили дети. Обратно к слайду 13 возвращаемся по гиперссылке .
14 по щелчку появляется картинка
15 по щелчку появляется задание, дети по очереди находят лишнее слово в столбике
по щелчку появляется задание для 1 ребенка
по щелчку появляется задание для 2 ребенка
по щелчку появляется задание для 3 ребенка
Нажимаем на слова выбранные детьми, чтобы проверить правильно ли дети ответили.
Обратно к слайду 15 возвращаемся по гиперссылке .
16 по щелчку появляется картинка
Коллективная и индивидуальная формы общения позволили обеспечить мне дифференцированный подход в обучении.
Языковой материал подбирала так, чтобы он был знаком и в тоже время расширял кругозор учащихся (музыкальные инструменты, найди лишнее слово …), способствовал развитию речи.
Игра «Слонёнок» позволила мне выстроить эмоциональный фон занятия, способствовала воспитанию дружбы, взаимовыручки, желанию помочь товарищу.
Открытка подарок, это символ успешности, который ребенок с радостью понесет домой. Для меня же это одна из форм взаимодействия с семьёй.
Приложение 1
Упражнение для развития мелкой моторики руки
Приложение 2
Уважаемые родители!
Слава на логопедическом занятии работал
очень хорошо!
|