Индивидуальный план речевой коррекции при
постановке
звуков л-ль
(Фонетико-фонематическое недоразвитие речи)
1. Развитие артикуляционной моторики.
Комплекс упражнений для выработки
артикуляционных укладов
звуков л-ль.
(Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое
пособие. – СПб.: Детство – пресс, 2001)
«Накажем непослушный язычок», «Пощёлкать
кончиком языка», «Индюк», «Горка», «Катушка»,
«Пароход».
2. Развитие речевого дыхания.
Обучение короткому и бесшумному вдоху (не
поднимая плечи), спокойному выдоху (не
надувая щёки).
Упражнения: «Подуем на султанчик»,
«Остудим чай», «Сдуй бабочку с цветка»,
«Заглянем под листочек».
Воспитание воздушной струи, идущей по
середине языка в упражнениях: «Сдуй
листочек», «Футбол», «Прокати шарик по
желобочку», «Фокус».
3. Развитие слухового внимания,
фонематического восприятия.
Игры: «Узнай что звучит», «Лягушки»,
«Улиточка», «Поймай звук»,
«Светофорчики», «Огоньки»,
«Топни-хлопни», «Шумит-жужжит».
4. Развитие звукового анализа и синтеза.
Игры на выделение звука из собственной
громкой речи:
«Путаница», «Подарки для Сони и Миши», лото
«Назови картинку и назови гласный звук»,
«Четвёртый лишний», игра-перфокарта «Нарисуй
букву», «В каком звуковом домике живёт
картинка?», «Чудесный сундучок».
Игры на выделение звука из слов по
представлению:
«Разноцветные корзинки», «Кто найдёт 10
предметов, названия которых содержат звук С»,
«Кто быстрее?», «Звуковые часы», «Поймай
рыбку», «Гномик и шары», «Варежка».
Игры на определение первого звука в слове:
«Назови картинку и найди первый звук»,
«Составь слово», «Найди сбежавший звук».
Игры на выделение первого и последнего звука
в слове:
«Замкни цепочку», «Слово к слову», «Поезд»,
«Доскажи звук».
Игры на определение позиции звука в слове:
«Найди фишке место», игра-перфокарта «Закрась
окошечко, где живётзвук», «Куда перелетела
бабочка?», «Где живёт Звуковичок», «Подбери
картинку к схеме».
Игры на самостоятельный подбор слов с
заданным звуком:
«Слово за словом», «Не разорви цепочку»,
«Дежурный звук».
Усвоение навыков полного звукового анализ в
играх:
Игры-перфокарты на установление точного
места гласного звука, согласного звука в
слове.
Игры на последовательный звуковой анализ с
опорой на схему слова и фишки.
«Каждому звуку свою комнату».
Игры на последовательный звуковой анализ с
использованием фишек.
«Сколько комнат в квартире?»
Игры на последовательный звуковой анализ без
опоры на внешние средства:
«Строители», «Новоселье у друзей», «Кого
позовут в гости», «Кто куда поселиться?».
Игры на проведение звукового анализа по
представлению:
«Телеграфисты», «Поймай звук».
Игры на формирование навыков слогового
анализа:
«Построй слоговой домик», «Раздели и забери»,
«Кто быстрее?», «Поймай и сосчитай», «Слоговая
пирамидка»
5. Работа над правильным звукопроизношением.
1. Постановка звука л. Автоматизация в
слогах, словах, фразах.
2. Дифференциация л-ль, л-в, л-й, введение в
активную речь.
Работа над слоговой структурой слова.
6. Обогащение и активизация словаря.
Пополнение и активизация словаря по всем
лексическим темам.
Введение слов-обобщений, слов, обозначающих
целое и части.
Дополнить глагольный словарь, словарь
прилагательных, называние профессиональных
действий.
Введение синонимов, антонимов в речь.
7. Формирование грамматического строя речи.
Упражнять в согласовании разных частей
речи: прилагательное + существительные,
числительное + существительное,
местоимение + существительное.
Упражнять в словообразовании сущ., с
уменьшительно-ласкательным суффиксом,
образование названий детёнышей животных.
Учить образовывать относительные и
притяжательные прилагательные,
правильно употреблять предлоги, упражнять в
образовании форм
множественного числа именительного и
родительного падежа, в образовании
приставочных глаголов.
Игры: «Один-много», «У кого кто», «Назови
ласково», «Волшебная
палочка», «Чей хвост?», «Скажи какой?», «Чего
не стало», «Чья это вещь?», «Куда перелетела
стрекоза?», «Где котёнок?» и др
8. Развитие связной речи.
Обучение составлению простых
распространённых предложений,
сложносочинённых и сложноподчинённых
предложений. Учить ребёнка
отвечать на вопросы полными ответами и
задавать вопросы. Обучение пересказу,
составлению рассказов по картине, серии
картин. Обучение описанию, составлению
рассказов из опыта, творческих рассказов.
Игры: «Магазин», «Про почему и потому»,
«Что перепутал Незнайка?»,
«Кто больше и лучше расскажет о..», «Узнай
по описанию»,
«Радио».
Составление рассказов с помощью
мнемотаблиц, пересказ с опорой на
фланелеграф.
9. Работа над голосом, выразительностью речи.
10. Развитие мелкой моторики.
1. Развитие мелкой моторики пальцев в
специальных упражнениях, в играх на
сжатие, растяжение, переплетение пальцев
рук, поочерёдное разгибание и сгибание
пальцев, поочередное соединение большого
пальца с остальными.
2.Составление фигур, букв из палочек, зёрен,
фасоли, пуговиц.
3. Работа с настольными конструкторами,
пазлами, мозаикой.
4.Обводка, штриховка фигур, раскрашивание.
5. Выполнение «нитяных узоров» с помощью
шнурочков.
6. Работа с карандашом и ручкой в тетради в
клетку.
11. Развитие общей моторики.
Развивать и совершенствовать двигательные
умения и навыки детей,
Совершенствовать координацию движений,
равновесие, умение следить
за положением своего тела в разнообразных
упражнениях.
(Речь с движением, подвижные игры,
логоритмические занятия)Имитационно-игровые
упражнения с использованием спортивного
оборудования: биты, городков, теннисных мячей,
ракетки.
12. Развитие познавательных процессов.
Развитие восприятия, внимания, памяти,
мышления
Игры: «Сделай узор», «Составь букет»,
«Угадай что звучит?»,
«Цветок для бабочки», игра «Времена года»,
«Что изменилось?»,
«Что забыл нарисовать художник?», «Найди
одинаковые предметы»,
«Фото», «Чем отличаются картинки», «Какая
фигура лишняя?»,
«Бывает - не бывает», «Заштопай коврик».
Развитие цветового восприятия на
материале «Разноцветных сказок».
|