Лексический материал для дифференциации звуков представлен в таблице.: «Лексический материал, используемый при отсутствии дефектов произношения звуков», где разбит на колонки - для сокращения времени при подборе необходимого речевого материала (для ребенка с определенным нарушением звукопроизношения). Первую колонку используем при наличии, следующих, звуков: гласных, губных, зубно – губных, переднеязычных, заднеязычных звуков и самих «дифференцируемых» звуков. Вторая колонка добавляет другие фонетические группы звуков и используется только в том случае, если звуки не нарушены. Для удобства лексический материал со звуками Р, Рь выделен курсивом.
Лексический материал используемый при отсутствии дефекта в произношении звуков: С С' Ц З З' Ж Ч Щ Л Л' Р Р' са - за замок-сапог назад-сад позади-посади зайка-сайка коза-коса вязанки-санки Лиза-лиса заметёт-самолёт зал-сало зальют-салют уползай-кусай роза-роса со – зо, су-зу сонный-зонтик возок-носок сук-зуб зуб-суп козу-косу Зоя-соя кузовок-совок мазут-пасут сурок-зубок грызун-плясун сор-узор рисовый-розовый зол-соль зола-сова соловей-золотой грызун-плясун сы -зы сыпь-зыбь козы-косы пузырёк-сырок бусы-арбузы русый-музыка называть-посылать се – зе, си-зи, ся-зя зябь-сядь позёмка-тесёмка зима-синева кассета-газета зев-сев Зина-Сима зимний-синий бузина-бусина трясина-резина корзинка-ворсинка седло-зерно зёрна-сёдла призёр-боксёр озёра-сёла селёдка-зелёный магазин-погасил со стечением снасть-знать свой-звон стойкий-звонкий всякий-зябкий кости-гвозди смей-змей зверёк-сверчок азбука-астра боксёр-призёр резьба-письма разный-красный взломать-сломать козлик-ослик Оба звука в одном слове. засуха зависть запись засов завеса засада сазан занавеска сезон здесь записка засыпать записывать засевать застой создание созвездие заносы сказание сознание заступник созыв закуска заснуть заставить подсказывать слёзы стрекоза селезень возраст засолить слезать забросить заселить
III. Произносить (читать) чистоговорки. За-за-за – вот коза Зу-су-зу – я пасу козу За-са-за- ест сено коза За-за-за – молоко даёт коза За-са-за – это стрекоза За-са-за - летит стрекоза Зы-сы-зы – крылья есть у стрекозы Зой-зой-зой – я бегу за стрекозой Зу-су-зу – не догнать мне стрекозу За-са-за – летает быстро стрекоза Ус-ус – вот арбуз Узы-узы-узы – на бахче растут арбузы Узы-узы-узы – любят все арбузы Узом-узом-узом – угостили нас арбузом Уза-уза-уза – наелись мы арбуза За За-за-за - капусту ест коза Зо-зо-зо - дай откусить разок Зы-зы-зы - злые глаза у козы Зу-зу-зу - прогоните вы козу
IV. Произносить (читать) предложения.
Лексический материал используемый при отсутствии дефекта в произношении звуков: С С' Ц З З' Ж Ч Щ Л Л' Р Р' Зоя, посади сзади Соню. Вася возит в кузове песок. Зина и Сима везут санки. Один за всех и все за одного. У Светы синий зонт. Вася сидит на скамейке с газетой. Птицу сойку мы зовём Зойка. Зоя совком насыпает песок в кузовок. Вася возит песок. У Светы синие глаза. И летом, и зимой сосновый лес стоит зелёный. Не велик соловей, да голосок золотой. Убежит сестрёнка в сад, брат зовёт её назад. Серый зайка ест зелёную капусту. Зоя, дай Захару сахара. Убежит сестрёнка в сад, брат зовёт её назад. Я несу корзину, внизу меня ждёт Зина. Кот Василий напроказил: он тайком в сметану лазил. Наступил синий зимний вечер. Всхлипнула Зина разок и пошла играть в песок.
V. Выучить потешки, стихотворения.
Лексический материал используемый при отсутствии дефекта в произношении звуков: С С' Ц З З' Ж Ч Щ Л Л' Р Р' *Воздух весной пахнет сосной. *Указать мне компас смог путь на запад и восток. *Из магазина умный пёс До дома Зое сумку нёс. * Знает зайка сотню сказок, сто загадок, сто затей. Созывает всех весной он в свой домик под сосной. *Забывает медведь о заботах зимой. Спит он под завывание вьюг. Снегопады идут и позёмки метут, а медведь до весны видит сны. *Новый зонт у тёти Зои. Он от солнца и от зноя. Создаёт тот зонтик тень В самый-самый знойный день. *Хозяин собаку зовёт за собою. Собака не знает ни сна, ни покоя. Обязана сумку, газету нести, За это хозяин её угостит. * Под берёзой подосиновик сидит, на берёзу подосиновик сердит; Под осиной подберёзовик сидит, на осину подбёрёзовик сердит. *Змея змеилась, Змея смеялась, Смеясь, змеилась. Змеясь, смеялась. *Ослик был сегодня зол, Он узнал, что он осёл. *На занозу злилась Зина – Зина палец занозила! От задиристой занозы На глазах у Зины слёзы! *Заяц косой, не ходи босой, а ходи обутый, лапочки закутай, Если будешь ты обут, лисы зайца не найдут. * Остановитесь! Опасная зона! Здесь, на газоне, пасутся бизоны! Нет! Это – Зоя в комбинезоне! Два золотистых весёлых бизона не на газоне, А на зелёном комбинезоне у Зои! *Хозяин собаку зовёт на охоту. Одна у собаки там будет забота: В засаде сидеть, не зевать и не спать, Взять след, если надо кого-то поймать. *Сосульке сегодня совсем не до сна. Знает она наступает весна. *Наказанья срок всё длился, Клим в углу стоял и злился. *Вот весёлая затея - запускать на нитке змея. * Козу козлёнок обозлил, козе козлёнок надерзил. Но ты не злись, коза, не злись! А ты, козлёнок, извинись. *Зелёная берёза зеленеет в лесу. Зоя под берёзой поймала стрекозу. *Знайка всё с полуслова понимает, а Незнайка на всё только рот разевает. * «Зима» Зябнет нос, идёт зима. В зимней сказке лес, дома. Всё позёмкой занесёт: Землю, степи и завод * «Ваза» Вот беда, разбил я вазу. Но разбил её не сразу, А сначала влез на стул И – буфет перевернул. *Любит зайка сок капустный: И полезный он и вкусный. * Стрекоза купила бусы, Показала их змее. Та сказала: «Полюбуйся, Как сидят они на мне!»
VI. Проговорить скороговорки.
Лексический материал используемый при отсутствии дефекта в произношении звуков: С С' Ц З З' Ж Ч Щ Л Л' Р Р' * Зоя – зайкина хозяйка, Спит в тазу у Зои зайка. Зайка не спит, Зою зовёт, Зайке коза спать не даёт. *Сеня незнайка, а Зина зазнайка. * У Зины болит зуб, она не может есть суп. * Соломы воз возница вез. *Идёт козёл с косой козой, идёт козёл с босой козой. Идёт коза с косым козлом, идёт коза с босым козлом. * После росы росли розы. * В грязи у Сани увязли сани. * Карась в лаз не лазь. Застрял в лазе карась.
VII. Проговорить рассказы.
Лексический материал используемый при отсутствии дефекта в произношении звуков: С С' Ц З З'Ж Ч Щ Л Л' Р Р' * «Зимний лес» Вот зимний лес. Берёзы о осины засыпаны снегом. Зимой в лесу зеленеют только сосны и ёлки. Везде сугробы. Под кустом сидит зайка. Он спрятался от лисы. Лиса совсем рядом, но не замечает белого зайку на белом снегу. * «Зима» Наступила зима. На земле много снега. Все аллеи сада усыпаны снегом. Зоя, Соня, Саня и Лиза взяли санки и понеслись в сад. Зоя и Саня возили на санках Соню и Лизу. За детьми бегала собака. Зовут собаку Тузик. Потом дети слепили снеговика. * «Вкусная земляника» Захотела коза посадить у себя сладкую землянику. Взяла несколь¬ко кустиков в лесу и засадила полос¬ку земли возле дома. Зацвела весной земляника, а потом поспели ягоды. Позвала коза соседей и угостила их земляникой. * «Любопытная сова» Не спит лупоглазая сова, когда тем¬но. В темноте глаза совы всё видят: вот зайка поскакал, вот суслик зев¬нул, лиса в кустах затаилась. Когда весь лес заснет, сова вылетит из дуп¬ла, везде заглянет, всех напугает, а потом усядется на сук и заухает. * «Загадки на снегу» Заметает зима снегом лесные пути. А если нет снегопада, то на снегу, как на листе бумаги, заметны следы оби¬тателей леса. Тут стояли кабаны, здесь веселилась стайка клестов, а вот самые запутанные следы. Они ведут от сосны к кустам, мимо осин, а потом - назад. Это зайка загады¬вает лисе загадки. Уведут следы лису далеко в лес, а Косой тут под сосной сидит. Не узна¬ет лиса, где его искать. * «Зайка» Зима. Сумерки. Весь лес засыпан снегом. Скачет по снегу косой зайка. Замёрз. Устал. Негде спрятаться. Вот под берёзой густой кустарник. Зайка зарылся в снег под кустами и заснул. Да усмотрела зайку сова, что притаилась на сосне. Берегись, зайка, уноси ноги! * «Несчастный случай» Денис сделал бумажного змея. Он позвал Оксану запускать змея. Взвился змей высоко в небеса, но вдруг зацепился за берёзу. Денис полез на берёзу распутывать змея, зацепился за сук и порвал свой костюм. Расстроился Денис. «Не грусти, Денис, - сказала Оксана, - костюм старый».
Список литературы 1. Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов, 1979ю 2. Ванюхина Г.А. Речецветик. – Екатеринбург: Старсо, 1993. 3. Волосовец Т.В. и др. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. – М.: Изд. центр Академия, 2000. 4. Кильмяшкина Т. Азбука скороговорок. г. Саранск, Мордовия. Обруч №5 2008 5. Лазаренко О.И. Альбомы для автоматизации произношений звуков. М.: Айрис-пресс, 2006. 6. Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи. - СПб.: Дельта,1998-208с. 7. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]: пособие для логопедов. – Санкт-Петербург: Каро, 2006. 8. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. — М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.