УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ Упражнения без речевого сопровождения 1. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков ука-зательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца ("пальчики здорова-ются"). 2. То же упражнение выполняется пальцами левой руки. 3. То же упражнение производится одновременно пальцами правой и левой руки. 4. Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки по очереди ("здороваются"): сначала большой палец - с большим, затем указательный - с указательным и т.д. 5. Пальцы правой руки все одновременно "здороваются" с пальцами левой руки. 6. Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им ("оса"). 7. Те же движения производятся указательным пальцем левой руки. 8. Те же движения одновременно производятся указательными пальцами обеих рук ("осы"). 9. Указательный и средний пальцы правой руки "бегают" по столу ("челове-чек"). 10. Те же движения производится пальцами левой руки. 11. Те же движения одновременно производятся пальцами обеих рук ("дети бегают наперегонки"). 12. Вытянуть указательный палец к мизинцу правой руки ("коза"). 13. То же упражнение выполняется одновременно пальцами обеих рук ("коз-лята"). 14. То де упражнение выполняется пальцами левой руки. 15. Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединив их ("очки"). 16. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончику безымянного пальца и мизинца соединить с котиком большого пальца ("зай-чик"). 17. Те же упражнение выполняется пальцами левой руки. 18. Тоже - одновременно пальцами обеих рук ("зайцы"). 19. Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы ("дере-вья"). 20. Пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движение вверх-вниз ("птички летят, машут крыльями"). 21. Поочередно сгибать пальца правой руки, начиная с большого пальца. 22. Выполнять те же упражнения, только сгибать пальцы, начиная с мизинца. 23. Выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки. 24. Согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца. 25. Выполнять то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с ми-зинца. 26. Выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки. 27. Все пальцы, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянуть вверх ("флажок"). 28. Согнуть обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их ("двое разговаривают"). 29. Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально ("струя" - "кресле"). 30. Правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку ("стол"). 31. Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие оставить сверху отверстие ("бочонок с водой"). 32. Левая рука в том же полевении, указательный палец правой руки вставить в отверстие сверху ("птичка пьет водичку"). 33. Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу ("миска" - "гнездо"). 34. Обе руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, а боль-шие пальцы спущены внутрь ("птичье гнездо с яйцами"). 35. Держа пальцы вверх, соединить кончики среднего и безымянного паль-цев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или вытянуть горизонтально внутрь ("ворота", "дверь"). 36. Соединить под углом кончику пальцев правой и левой рук ("крыша", "башня", "дом"). 37. Руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только ука-зательные пальцы расположить горизонтально перед "крышей". 38. Пальцы в том же положении, что и в предыдущих двух упражнениях, только большие пальцы находятся по обеим сторонах "прилавка" (его изо-бражают указательные пальцы, расположенные горизонтально) и "разговари-вают" друг с другом. 39. Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы гори-зонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук ("мост", "дорога", "дом"). 40. Руки в вертикальном положении, ладони обеих рук прижать друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы ("чашечка", "цветок"). 41. Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз ("корни растений"). 42. Вытянуть указательный палец правой руки, остальные пальцы "бегут по столу" ("бежит собака", "бежит лошадь"). 43. Пальцы правой руки находятся в том же положении, что и в предыдущем упражнении, но расставить указательный и средний пальцы девой руки (они изображают "всадника"), посадить "всадника" на "коня" - указательный па-лец правой руки. 44. Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцу, расставить их ("улитка с усиками"). 45. Правая рука - как в предыдущем упражнении, а левую положить сверку ("раковина улитки"). 46. Средний и безымянный палец правой руки прижать большим пальцем к ладони, указательный палец и мизинец согнуть, поднять руку вверх ("кош-ка"). 47. Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указа-тельный палеи и мизинец, слегка согнув, поднять вверх ("кошка", "собака"). 48. Левую руку согнуть в кулак, большой палец поднять вверх, обвить его пальцами правой руки ("птица в гнезде"). 49. Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их ("лодочка"). 50. Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы ("солнечные лучи"). 51. Прижать тыльные стороны друг к другу, скрестив пальцы, поднять их ("елка", "ветви"). 52. Скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны рук обращены вверх. Опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им ("коло-кол"). 53. Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук - вверх, большие пальцы вытянуты вверх ("пассажиры в автобусе"). 54. Катание пластмассовых шариков. 55. Разрывание бумаги на мелкие куски. 56. Нанизывание колец, крупных пуговиц, бусин. 57 Застегивание пуговиц. 58. Развязывание и завязывание узлов. 59. Шнуровка ботинок. 6С. Складывание пирамидок, домиков и др. 61. Игра "почтовый ящик". 62. Лепка, рисование, штриховка, работа с мозаикой, палочками, конструкто-ром и т.п. 63. Пальчиковые игры ("сорока-белобока", "индейская лесенка"). 64. Теневой театр. Упражнения по коррекции стереогноза а) определение фактуры различных предметов с закрытыми глазами, сначала "лучшей" затем "худшей" рукой; б) развитие способности определения формы различных предметов наощупь, сначала "лучшей", затем "худшей" рукой; 5) определение формы различных геометрических тел по величине, толщине и др.; г) определение фактуры ткани наощупь; д) определение объемных цифр, букв наощупь; е) сортировка 2 и 3 видов предметов наощупь.