ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ИГРЫ
| 16 Окт 2013, 19:18 |
ТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ИГРЫ
Самая лучшая борьба с тревожностью – движение. Изменение психического состояния происходит потому, что в игре некоторые жизненные обстоятельства переживаются в условном, и значит, в ослабленном виде. Игра невозможна без риска, а нежелание быть последним, проигравшим, так же как и в надежде на победу, представляет со-бой моделирование, решению возможных жизненных ситуаций, что позволяет лучше адаптироваться к ним в настоящей жизни и научиться предвосхищать некоторые из них. Таким образом, игра является естественным способом выра-жения «Я» человека, укрепление его уверенности в себе. Особой ценностью в этом плане обладают спонтанные под-вижные игры, которые вызывают активность ребенка, его инициа-тиву и самостоятельность, развивают умение владеть эмоциями и принимать решения. Взятие на себя какой – либо роли означает принятие решения выполнять определенные правила и обязательства, т.е. накладыва-ет чувство ответственности. Когда в игре все удается, у детей по-является чувство удовлетворения, эмоциональное насыщение иг-рой, при неудачах же – чувство вины и досады, заставляющее бо-лее критически взглянуть на себя и как-то перестроиться. Большая продолжительность игры может вызвать снижение интереса к ней и чувство пресыщения. Игры проводятся один раз в неделю, всего 10 занятий. Игры проводились как спонтанные, так и направленные. Один комплекс включает игры, требующие смелости, реак-ции. Это игры: 1. Игры с мячом: футбол, регби, внезапное, неожиданное бросание мяча друг другу детьми, стоящими по кругу, сопровож-дающиеся словами «на», «держи», «лови» и т.д., подбрасывание воздушного шарика, игра в кегли. 2. Поочередное проникновение с разбега в круг детей, дер-жащихся за руки. 3. Борьба – соревнование, метание мяча друг в друга (при этом нужно увернуться от него, защититься рукой или картонным щитом (ящиком). 4. Лазание на перегонки по шведской стенке, спрыгивание с нее. 5. Прохождение по кубам, скамейке. Все эти игры проводятся с участием взрослых. Следующая серия игр включает: «Пятнашки», «Жмурки», «Кто первый», «Прятки», «Быстрые ответы» (смотреть приложе-ние). Игры проводятся с учетом правил: Игра используется как средство терапии и обучения; Выбор игровых тем отражает их значимость для психолога и интерес для детей; Руководство игрой строится так, чтобы способствовать раз-витию самостоятельности и инициативы детей. При проведении игр предусматривается тренировка речевых навыков и правил. Логопед тоже принимает участие в наших совместных играх. Подбирается детский речевой материал, например, цикл скорого-ворок, способствуют развитию уверенности в правильной речи, тренировали темп речи, речевое дыхание.
СКОРОГОВОРКИ 1. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили лилию? Видели Лидию? 2. На былинке пылинка, пылинка на былинке. 3. От топота копыт пыль по полю летит. 4. Ткач ткет ткань. 5. Купи кипу пик. 6. Добыл бобов бобыль. 7. Около кола колокола. 8. Шел Саша по шоссе и сосал сушку. 9. У Саши на носу сажа. 10. Шел косой козел с косой. 11. На травке тропка, тропка на травке. 12. Три дровосека, три дроворуба, на трех дворах дрова рубят. 13. Карл клал на ларь, Клара клала с ларя. 14. Клара краля кралась к Ларе. 15. Прыгают на языке скороговорки, как караси на сковородке. 16. Рододендроны из дендрария. 17. Прецендет с претендентом. 18. Бобр добр до бобрят. 19. Была у Фрола, Флору на Лавра наврала. 20. Пойду к Лавру, на Фрола Лавру навру. 21. Корабли лавировали, лавировали да вылавировали. 22. Тридцать три корабля лавировали, да не вылавировали. 23. Инженеры нивелировали, нивелировали, да не вынивелировали. 24. Протокол про протокол, протоколом запротоколировали. 25. Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да зарапортовал-ся. 26. Наш голова вашего голову переголовит, перевыголовит. 27. Всех скороговорок не перескороговорить. 28. Пролетариат с выкристаллизовавшимся сознанием. 29. Шел декатировщик, а мне не декатировщика, не до декатировщико-вой жены, и не докатировщиковых детей.
РЕЛАКСАЦИЯ ПО МЕТОДИКЕ Ж. БЕРЖЕ
1 этап (2-3 сеанса) Основная цель этого этапа – обучить ребенка элементарным правилам расслабления. Сеансы проводятся индивидуально. И.п. – лежа на спине, глаза закрыты. Кровать не должна про-гибаться. Под головой небольшая подушка. С детьми уже установ-лен контакт. Упражнение начинают с правой руки. Логопед проде-лывает у ребенка пассивное сгибание и разгибание правой руки в локтевом суставе. Убедившись в том, что рука расслаблена, он как бы «роняет» ее в исходное положение. То же проделывает с левой рукой. Затем, пассивно сгибает и разгибает правую и левую ногу в коленном суставе., достигает расслабления в нижних конечностях. Мышцы шеи расслабляют путем поворота головы из стороны в сторону до ощущения пассивности, податливости движений, после чего ребенок вдыхает и выдыхает и быстро встает. На втором сеансе ребенок повторяет упражнения первого се-анса самостоятельно. После нескольких активных сгибаний и раз-гибаний конечностей ребенок старается вяло, пассивно «ронять» их в исходное положение, а логопед подкрепляет чувство расслаб-ленности словами: «ты чувствуешь, что рука (нога) стала тяжелой и вялой, она сама падает, как только ты ее поднял». После рас-слабления мышц шеи делается глубокий вдох и выдох. И сеанс за-канчивается.
2 этап (10-15 сеансов) Сеансы этого этапа проводятся коллективно. Из детей одного возраста комплектуется небольшая (до 10 человек) группа. Уп-ражнения выполняются те же, что и на первом этапе. С той лишь разницей, что подключается к ним тренировка дыхания. «Поднимите правую руку вверх, вдохните, пока я считаю до 3, затем «уроните» руку, выдохните – и т.д. В паузах между упражнениями логопед говорит формулы внушения: рука вялая, тяжелая, теплая, расслабленная. Постепен-но (примерно после 5-7 сеансов) дети привыкают сосредотачивать внимание на частях тела, на ощущениях и выполняя упражнения без сгибания и разгибания переходят к самообследованию «моя рука вялая, тяжелая, расслабленная». После этого дети достигнут состояния расслабления и можно провести в сеансе тренировку сопряженной и отраженной речи.
3 этап (15-20 сеансов) На этом этапе дети обучаются расслаблению мимической и артикуляционной мускулатуры. К упражнениям общего расслабле-ния (2 этап) прибавляются следующие: 1. На 3 счета медленно поднять брови, почувствовать напря-жение, затем расслабить их. 2. Зажмурить, а затем расслабить круговые мышцы глаз 3. Вытянуть губы вперед хоботком, затем растянуть их, как в легкой улыбке. 4. Расслабить мышцы языка путем шепотного произнесения звука «А». 5. Опустить нижнюю челюсть, расслабить жевательные мышцы. Примерно после 5 сеансов упражнения выполнять без пред-варительного напряжения. На этом этапе обучения релаксации (после сеансов) можно проводить тренировку спонтанной речи. Заканчивается сеанс глу-боким вдохом и выдохом и быстрым вставанием.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ 1. Те, у кого нет ярко выраженной «ведущей» руки: в ход идет и правая, и левая – другими словами, оба полушария голов-ного мозга претендуют на роль ведущего, доминантного. Что из этого следует? У такого ребенка быстро меняется настроение, ско-ро истощается внимание, он легко отвлекается от работы. Родите-ли замечают как бы повышенную речевую утомляемость, «уста-лость» языка – он словно начинает заплетаться. Наблюдается пе-рестановка звуков речи и букв, цифр – в письме. Причем творче-ское начало может быть хорошо развито, и речь разнообразна, но она торопливая и не внятная: за счет «съедания» окончаний слов. Пропуска согласных, гласных, сокращения длинных слов до более удобных, неправильного склонения слов по родам, падежам, пере-становки звуков в словах ( например, вместо «торт» - «тотр»). И еще: этим ребятам не легко дается однообразная монотонная рабо-та, требующая сосредоточенности. 2. Дети с родовой травмой, которая сопровождалась асфик-сией, с перинатальной энцефалопатией. Запинки в речи – резуль-тат нестабильности нервных процессов. 3. Незрелые дети, когда отстает психомоторное развитие. При этом хорошее интеллектуальное и речевое развитие не полу-чает достаточной поддержки моторики артикуляционного аппарата и мелкой моторики рук из-за ее незрелости. Часто семилетние ве-дут себя как пяти-шестилетние: им не хватает внимания и усидчи-вости, основной остается игровая деятельность, что приводит к конфликтным ситуациям дома и в школе…. А дополнительными факторами, провоцирующими заикание у таких детей, становятся ошибки в воспитании. Нельзя, например, от 5-7 летних детей тре-бовать внимания и усидчивости в течение длительного времени, аккуратности во всем, бесприкословоного послушания и т.д. Тут уместнее снисходительность, а не неукоснительная требователь-ность. Очень плохо, когда родители в зависимости от настроения запрещают или разрешают одно и тоже. Еще хуже, когда папа за-прещает, а мама тут же разрешает. Детям со слабой нервной сис-темой нужны ясность и стереотипность, а так же четкий режим единства требований со стороны всех домашних. 4. Чем меньше ребенок болеет (риниты, ОРВИ), тем лучше. Необходимо укреплять его иммунную систему. И очень важно из-бегать перегревания, будь – то повышенная температура при забо-левании, перегрев на солнце или укутывание: чрезмерное тепло сильно угнетает нервную систему. 5. Для детей, о которых мы говорим, характерен «эффект третьего» – они становятся капризными и не управляемыми при появлении нового человека. Например, ребенок играл (ел, разгова-ривал) с мамой, но пришла бабушка и поведение резко меняется в худшую сторону: теперь ему нужно время, чтобы привыкнуть к новой ситуации. Через какой – то период все нормализуется. Но как бы то ни было, никогда – никогда! – не говорите при ребенке о его особенностях, трудностях в его воспитании. 6. В детский сад лучше отдавать не раньше 5 лет: в этом воз-расте этим детям легче привыкать к коллективу в саду, а потом и в школе. 7. Любое изменение привычного уклада выбивает из колеи надолго. Прежде чем что-либо менять в жизни ребенка, хорошень-ко все взвесьте.
ТИПИЧНЫЕ ПРЕДВЕСТНИКИ ЗАИКАНИЯ: Высокий, тонкий голос; Речь ускоренная, как бы рубленная, с паузами; Повторы слогов, растягивание звуков; Частое дыхание, плечи на вдохе поднимаются; Плечи и шея зажаты, голова в напряжении опущена. Особенно это касается детей, у которых родственники – лев-ши, заикающиеся, с быстрой «пулеметной» речью или со склонно-стью к неврозам. Если ребенок стал заикаться, не впадайте в панику. К сожа-лению, обычно окружающие в смятении и страхе начинают обсуж-дать это событие, искать причины, вызвавшие заикание. По их мнению, виноваты собака, темная комната, строгая теща или свек-ровь, учительница и так далее. А маленький человек, переживая и чувствуя общее напряжение начинает еще больше нервничать, заикаться – и заикаться! Именно от вашего поведения и взаимоотношений с сыном или дочерью зависит, насколько успешно будут преодолены за-пинки в речи. Не вспоминайте, с чего началось заикание. Это вовсе не главное, а часто видимой причины вообще нет. Важно выяснить, насколько ребенок перестроил свое речевое дыхание и артикуля-цию, преодолевая нервное и мышечное напряжение.
ЧЕМ МОГУТ ПОМОЧЬ РОДИТЕЛИ
Во-первых, речь ваша должна быть спокойной, доброжела-тельной. Говорите с ребенком низким, «грудным» голосом. Вдох делайте «животом» – незаметно не поднимая плечи, медленно, без рывков (попробуйте и потренируйтесь на счет 1,2,3,4,5). Когда ре-бенок хочет что – то сказать положите руки на его ключицы не по-зволяя им подняться (просите и дальше ребенка запомнить это и не поднимать плечи). Следите, чтобы и он «вдыхал животом», а говорил низким голосом, «как медведь из берлоги». Не помогают просьбы – мягко, но настойчиво требуйте, убеждайте. Если не дал результата метод врача, к которому вы обра-тились, это совершенно не значит, что придется ставить точку и смериться с судьбой. Значит, это «не ваш» метод. Ищите специалиста. Который будет работать не с симпто-мами, а с человеком. И от вас потребуется не мало: огромное терпение и настойчивость. Во-вторых, каждая часть тела должна свободно двигать не вовлекая в движении другие части. Проверить, как ребенок справ-ляется с этим заданием, помогут не сложные упражнения. Например: 1. Сидя или стоя легко двигать головой вправо и влево (так, чтобы движение было естественным, быстрым и широким). Следите, чтобы плечи, спина, таз и ноги были в покое. 2. В положении сидя положить руки (без напряжения) на широко расставленные колени, голову опустить и свободно пово-рачивать ее вправо – влево. Сохранять «спокойствие» в корпусе, руках и ногах. Не удерживать мышцы, а свободно сидеть. В-третьих. Поскольку напряженный и зажатый ребенок уже приучился (или приучается) сидеть и ходить, «подтягиваясь» пле-чами и спиной вверх, следите, как он сидит и стоит не только во время речи. Позаботьтесь о подходящем по росту стуле, ноги должны обязательно доставать до пола и хорошо упираться. Попробуйте (предупредив, конечно) подтолкнуть сидящего ребенка сзади, что-бы он потерял равновесие, и тогда, «встретив» ногами пол, он сам найдет место, где они должны стоять. Руки свободны, двигаются или лежат на коленях, а не держаться за стул, как дополнительную опору. Одним словом, нужна хорошая «спокойная» осанка раскре-пощенного, свободного человека (кстати, она не имеет ничего об-щего с осанкой балетной). В-четвертых, не давайте ребенку, когда он говорит, смотреть исподлобья. Мягко, но крепко поддерживайте его подбородок по направлению вверх. Можно поднимать максимально высоко, благо вы намного выше и это не будет казаться странным. За одно рукой почувствуете, на сколько зажата маленькая челюсть. Желательно, чтобы рот ребенка был максимально спокоен, не ходил ходуном вниз – вверх или вправо – влево. Но самое главное – поскорее обратитесь к хорошему специа-листу. Двух одинаковых пациентов не бывает! Каждому нужен ин-дивидуальный подход, иногда совершенно отличный от обычного.
ФУНДАМЕНТ – БЕЗОГОВОРОЧНАЯ ЛЮБОВЬ
Любить ребенка, безусловно, – значить любить его независи-мо ни от чего. Независимо от его внешности, способностей, дос-тоинств и недостатков, плюсов и минусов, красоты и уродства. Независимо от того чего мы ждем от него в будущем, и, что самое трудное, независимо от того, как ведет себя сейчас. Безоговорочно любовь означает, что мы любим ребенка, даже если его поведение вызывает у нас отвращение.
При этом следует постоянно напоминать себе, что: 1. Это обычные дети; 2. Они ведут себя, как все дети на свете; 3. В ребяческих выходках есть не мало неприятного и даже про-тивного; 4. Если же я буду стараться как следует выполнять свою роль ро-дителя и любить детей, не смотря на их шалости и проделки, они будут стараться и взрослеть и отказываться от своих плохих привычек; 5. Если же я люблю их только тогда, когда они послушны и раду-ют меня своим поведением (обусловленная любовь) и, если я выражаю свою любовь к ним только в эти хорошие (увы ред-кие!) моменты, они не будут чувствовать, что их всегда и не ис-кренне любят. Это, в свою очередь, сделает их неуверенными, нарушит их самооценку, пошатнет веру в себя и действительно может помешать им развиваться в лучшую сторону, чтобы укре-пить самоконтроль и проявить себя более зрело. Следовательно, я сам (сама) отвечаю за поведение своих детей и их наилучшее развитие не меньше (если не больше!) чем они сами. 6. Если я люблю своих детей безусловной любовью, они будут се-бя уважать и у них появиться чувство внутреннего умиротворе-ния и равновесия, это позволит им контролировать свою тре-вожность и соответственно поведение, по мере ого как они взрослеют. 7. Если же я люблю их только тогда, когда они выполняют мои требования и соответствуют моим ожиданиям, они будут чувст-вовать свою неполноценность. Дети будут считать, что беспо-лезно стараться, потому что этим родителям (учителям и так далее) никогда не угодишь. Их будут преследовать неуверен-ность, тревожность и низкая самооценка. Постоянно будут воз-никать помехи в эмоциональном и поведенческом развитии. И опять я, родитель, должен помнить, что я отвечаю за рост и раз-витие так же, как он, если не больше. 8. Ради самого себя (как страдающего за своих детей родителя) и ради блага своих детей я изо всех сил должен стараться, чтобы моя любовь была как можно ближе к безусловной и безогово-рочной. Ведь будущее моих детей основано на этом фундамен-те.
ЭТЮДЫ НА РАССЛАБЛЕНИЕ МЫШЦ «Факиры» Дети садятся на пол, скрестив по-турецки ноги, руки на ко-ленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опу-щена, подбородок касается груди, глаза закрыты. Пока звучит му-зыка (сирийская народная мелодия), факиры отдыхают.
«На берегу моря» Дети играют на берегу моря (этюд «Игра с камешками»). Плещутся в воде. Вдоволь накупавшись, дети выходят из воды, и ложатся на прогретый солнцем песок пляжа… Закрывают от ярко-го солнца. Раскидывают в приятной лени руки и ноги.
«Золотые капельки» (этюд на выражение удовольствия и радости) Идет теплый дождь. Пляшут пузырьки в лужах. Из-за тучки выглянуло солнышко. Дождь стал золотым. Ребенок подставляет лицо золотым капелькам дождя. Приятен теплый летний дождь. Выразительные движения. Голову запрокинуть, рот полу открыть, глаза закрыть, мышцы лица расслабить, плечи распус-тить. «Ласка» мальчик с улыбкой гладит и прижимает к себе пушисто-го котенка. Котенок прикрывает глаза от удовольствия, мурлычет и выражает расположение к своему хозяину тем, что трется голо-вой о его руки. Звучит музыка А. Холманова «Ласковый котенок». «Не намочи ног» Первый вариант. Дети сидят на стульчиках с одной стороны комнаты (участ-ка). На земле (на полу) ограничивается чертой «болото» (шириной четыре метра). Двум детям дается по две дощечки (25 – 40 санти-метров). По этим дощечкам – мостикам надо перейти на другой берег. Каждый ребенок кладет сначала одну доску на землю, а другую держит в руке. Затем кладет другую доску, встает на нее, а первую поднимает и так далее. Тогда дети подойдут к середине «болота», воспитатель создает ситуацию как будто у одного из них сломалась дощечка. Воспитатель ставит задачу перед детьми: помочь в беде това-рищу, позаботиться о нем. Дети должны решить ее самостоятель-но, что, и как надо сделать.
Второй вариант. В игру вносятся элементы соревнования: «Кто быстрее пере-берется через «болото», не «замочив ног». На этот раз каждому дается три доски. Первый раз этот вариант проигрывается полно-стью, согласно заданию. При повторной игре ломаются две дощеч-ки - мостика. Воспитатель говорит детям: «Посмотрите, у Гали сломался мостик. Как же ей перебраться на другой берег? Кто хо-чет показать, как надо поступить?». Дети самостоятельно решают проблемную ситуацию. Женя П. и Артем Д. придумали остроумный способ, отдали свою дощечку (вторую дощечку) товарищу, и так передавая друг другу доску крест на крест, они вместе добрались до противопо-ложного берега. Остальные молча переходили на другой берег, а затем передавали, подталкивали досточку ожидаемому. Максим С. и Денис Л. прежде чем перейти, как бы подбадри-вали товарища, говорили: «Сейчас перейду и дам». Дети с удо-вольствием продолжали игры, организовывали их по собственной инициативе. «Мостик» Узкая доска ( 15 – 20 сантиметров) перекидывается от одного берега на другой на высоте ( 30 – 40 сантиметров). Задача заклю-чается в том, чтобы каждому из двух участников игры, находя-щимся на противоположных берегах, перейти на другую сторону. Дети начинают двигаться одновременно, навстречу друг другу. Дойдя до середины, они должны решить, как разойтись. Женя П., например, уступил дорогу Денису Л. возвращался назад, затем быстро переходил речку по мостику. В другом случае Денис Л. сказал: «Проходи, я переплыву, я хорошо плаваю». Был и такой вариант: «Сережа Ж. И Женя П. (с индексом тре-вожности свыше 50 подойдя в плотную друг к другу, полуоб-нявшись, осторожно менялись местами и благополучно переходи-ли каждый на свой берег. Все эти варианты тут же активно обсуж-дались. «Ловишка» Ведущий выбирает ловишку. Ловишка стоит повернувшись к стенке лицом. Остальные дети у противоположной стены. Под му-зыку (И. Гайдн «Рондо», отрывок) дети подбегают к ловишке, хло-пают в ладоши и говорят: раз – два – три, раз – два – три, скорее на лови! Затем бегут на свои места. Ловишка догоняет ребят. Игра по-вторяется. Ловишкой становиться тот кого поймали. «Белые медведи» Намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки – это белые медведи. Со словами: «Медведи идут на охоту» – они бегут, стараясь окружить и поймать кого-нибудь из играющих. Затем снова идут на охоту. Когда поймают всех иг-рающих, игра кончается. Главные роли в играх получают дети с повышенным индек-сом тревожности.
ИГРЫ – УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ГАРМОНИЗАЦИЮ ПРИТЯЗАНИЙ НА ПРИЗНАНИЕ
«Подарок» Инструкция: «Ребята, кто любит получать подарки? А кто дарить? А кто, что больше любит? Сегодня мы поиграем в игру, которая позво-лит вам дарить, получать подарки, только выдуманные. Но я ду-маю, что выдуманные подарки почти такие же интересные, как и настоящие. Итак, давайте представим себе, что мы стали всемогу-щими. И мы можем подарить любой подарок соседу справа от вас. Посмотрите на него внимательно, попробуйте угадать, какой пода-рок ему хотелось бы иметь больше всего. А теперь давайте по – очереди «подарили друг другу наши подарки», не забывая при этом смотреть товарищу в глаза. А тот кто получит подарок, не за-будет поблагодарить». После того, как дети «подарят» друг другу «подарки», можно спросить их, какие « подарки» им понравились больше и почему, что было приятнее делать, дарить или получать подарки. Эта игра побуждает внимательно относиться к сверстникам, замечать их переживания и ожидания. Это очень важный шаг к гу-манному отношению.
«Гадкий утенок» Инструкция: «Вы читали сказку Ганса Христиана Андерсена «Гадкий уте-нок»?». Давайте в нее поиграем. Кто хотел бы стать «Гадким утенком»? А кто другими птицами во дворе? Ведущий помогает каждому из детей получить роль и озвучить ее. Хорошо, если в оз-вучивании птиц принимает участие «Гадкий утенок». Ведущий может спросить у «Гадкого утенка», есть - ли среди птиц воспита-тель, родители, братья, сестры «Гадкого утенка»? когда все дети получают роли, каждая из птиц прогоняет «Гадкого утенка» со двора. Затем ведущий дает знак птицам уснуть, остается один «Гадкий утенок», который постепенно меняет свою походку, вы-ражение лица (с помощью ведущего) и превращается в лебедь. По-сле слов «Гадкого утенка»: «Я лебедь!» все птицы просыпаются, подлетают к нему по – очереди, и, глядя на него, говорят: «Какой красивый и сильный лебедь!». Игру можно повторить несколько раз по желанию детей, пока все дети не побывают в роли «Гадкого утенка».
«Дровосеки» А. Встать друг против друга. Левая нога выдвинута вперед. Правой рукой двигать воображаемую пилу к себе и от себя. Б. Рубим дрова. Расставить ноги на ширину плеч. Руки со сцепленными пальцами – над головой. Наклоняясь, широким взма-хом опускать руки вниз.
«Лягушка» Присесть. Опираясь на ладони, прыгнуть вперед.
«Игра в больницу» Понадобятся: Старые белые рубашки или футболки; Мешки для мусора (вместо халатов); Записная книжка (как ежедневник для делового человека); Самодельные бланки больничных листов; Перевязочные средства (побольше по возможности. Можно по-экспериментировать и с туалетной бумагой); Пластырь (или клейкая лента на матерчатой основе); Кремы; Три пустых ролика от туалетной бумаги, пустые коробочки от сыра, белый провод или шнурок, красная клейкая лента или изолента, красная краска, кисточка и ножницы (для стетоскопа); Большая картонная коробка, нож для резки, прозрачная мою-щаяся пленка. Черная ручка, черная краска и кисточка. Клейкая лента (для рентгеновского аппарата); Кубик (проверять рефлексы); Большая коробка с нарисованным на ней крестом; Журнал с картинками (для сидящих в очереди на прием); Сначала сделайте стетоскоп – (трубочку для прослушива-ния): 1. Раскрасьте пустые ролики от туалетной бумаги и коро-бочку из – под сыра в красный цвет. 2. Отрежьте от провода примерно 80 сантиметров и закре-пите этот кусочек узлом и клеем в картонных роликах и коробоч-ке. Рентгеновский аппарат – тоже сделать не долго: 1. Прорежьте в длинной стороне или в дне большой кар-тонной коробке прямоугольное отверстие. Отрежьте боковые стен-ки, чтобы ребенок мог войти в коробку. Покрасьте все в черный цвет. Это и будет рентгеновский аппарат. 2. Вырежьте из пленки побольше прямоугольников не-сколько большего размером, чем отверстие в коробке – рентгенов-ском аппарате. Приклейте пленку изнутри кусочком клейкой лен-ты над отверстием. Теперь «врач» может хорошо рассмотреть, как выглядит пупок или грудь пациента (конечно, и тут нужно гово-рить, как в настоящей жизни: «Пожалуйста, разденьтесь до поя-са»). «Врач» обводит соответствующую часть тела фломастером. «Рентгеновский снимок» вынимают и обсуждают с пациентом. В эту игру по ролям дети играют чрезвычайно усердно, они лечат всех подряд и перевязывают своих пациентов (это могут быть взрослые, дети, куклы или мягкие игрушки)
«Магазин» Понадобятся: Большие картонные коробки; Картон; Клейкая лента; Пустые коробки; Вымытые баночки из под мармелада; Пуговицы (вместо монет); Цветная бумага (для ценников); Лоскутки (для отдела тканей); Газеты (для стойки с газетами). Если дети собрались поиграть в магазин, нет никакой нужды покупать для этого дорогие готовые игровые наборы. Дома обычно бывает вполне достаточно коробочек и всяких мелочей, которые прекрасно подойдут для игры. В большие картонные коробки – в такие обычно укладывают вещи для перевозки – вклейте с помо-щью клейкой ленты подходящего размера картонки – и полки для товаров готовы. Можно начинать продавать, торговаться и обме-ниваться.
«Вася – неумеха и клоуны». Понадобятся: Грим; Вещи для переодевания; Накрытый стол; Несколько тарелок с вареными макаронами; Бутылка с кетчупом. Дети, принимающие участие в этой игре, должны разрисовать друг друга как клоунов. Впрочем, это не обязательно, весело будет и без грима. Клоуны сидят в дорогом ресторане за празднично на-крытым столом. Официант Вася – неумеха спешит к ним и спра-шивает, чего желают гости (ведущий вполне может сыграть одного из клоунов или же самого Васю – неумеху – вот уж дети над ним посмеются!). Вася – неумеха человек обстоятельный, довольно не-уклюжий и очень неверный, потому что он только что получил ме-сто в этом престижном заведении. Клоуны заказывают спагетти с кетчупом. Официант путает слова, заказ возвращают, приходиться переспрашивать. Все это для него чересчур сложно. Наконец Вася – неумеха приносит заказ, но оказывается, он забыл про кетчуп. Приходиться бежать назад на кухню. Однако, когда он возвращается, клоуны уже съели спагетти и чисто вылизали тарелки. Теперь они утвер-ждают, что им вообще еще ничего не приносили. Вася – неумеха не знает, как быть. Он оставляет на столе бутылку с кетчупом и снова бежит на кухню, чтобы заказать новые макароны. А когда приносит их к посетителям, выясняется, что исчез кетчуп, и следа не осталось. Вася – неумеха ищет везде: на столе, под столом, ря-дом со столом. Клоуны ведут себя очень дружелюбно, они с го-товностью помогают ему искать. Вдруг за ухом одного из клоунов Вася – неумеха обнаруживает макаронину. Как же события будут развиваться дальше?
ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНЫЕ И ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНИКИ
«Сочини свой танец » Ведущий встает в центр круга. В такт музыке (быстрой или медленной) он выполняет несколько различных танцевальных движений, все остальные копируют его танец. Затем он дотрагива-ется до любого участника, тот выходит в центр, сочиняет свой та-нец, и далее по кругу.
«Танец пяти движений» Для выполнения упражнения необходима запись с музыкой разных темпов, продолжительностью одну минуту каждого темпа. 1. «Течение воды» – плавная музыка, текучие, округлые, мягкие, переходящее одно в другое движения. 1 минута. 2. «Переход через чащу» – импульсивная музыка, резкие, сильные, четкие, рубящие движения, бой барабанов. 1 минута. 3. «Сломанная кукла» – неструктурированная музыка, хаотичный набор звуков, вытряхивающие, незаконченные движения (как «сломанная кукла»). 1 минута. 4. «Полет бабочек» - лирическая, плавная музыка, тонкие, нежные движения. 1 минута. 5. «Покой» – спокойная, тихая музыка или набор звуков, имити-рующих шум воды, морской прибой, звуки леса – стояние без движений, «слушание» своего тела. Замечание: После окончания упражнений поговорите с детьми, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.
«Свободный танец» Детям предлагается под музыку с закрытыми глазами танце-вать выполняя любые, какие им хочется, движения, не мешая друг другу. Замечание: Ритм, громкость музыки лучше периодически менять.
«Джаз тела» Танцующие встают в круг. Звучит ритмичная музыка. Веду-щий показывает порядок выполнения движений. Сначала нужно совершать движения только головой и шеей в разные стороны, вперед и назад в разном ритме. Затем двигаются только плечи, то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз. Да-лее – движения рук в локтях, потом – в кистях. Следующие движе-ния – бедрами, затем коленями, далее – ступнями. А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку: голова + плечи + локти + кисти + колени + ступни. В конце упражнения надо стараться двигать всеми этими частями одновременно.
«Походка и настроение» Ведущий показывает движения и просит изобразить настрое-ние: «Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба па-дают тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь – как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учиться ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. По-щупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Пробежим на встречу маме, прыгнем к ней на шею и об-нимем ее».
«Танец морских волн» участники выстраиваются в одну линию и разбиваются на первый и второй. Ведущий – «ветер» – включает спокойную музы-ку и «дирижирует» волнами. При поднятии руки приседают пер-вые номера, при опускании руки – вторые. Море может быть спо-койным – рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, могут быть большими - тога ве-дущий плавно рукой вверх показывает, кому присесть, кому встать, еще сложнее, когда волны перекатываются: по очереди поднимаются выше и опускаются ниже. Замечание: Красота «танца морских волн» во многом зависит от «дири-жера – ветра».
МЕТОДЫ САМОРЕГУЛЯЦИИ И СНЯТИЯ ПСИХО–ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ
«Солнечный зайчик» «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он по-бежал дальше по улице, нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживая аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот - погладь его и там. Он не озорник – он любит и ласка-ет тебя, а ты погладь его и подружись с ним».
«Театр прикосновений» Ребенка прося свободно лечь в позу «звезды» на коврик и за-крыть глаза. Включается спокойная музыка. Все участники скло-няются, и взрослый объясняет, что они должны нежно и осторожно необычным образом коснуться тела лежащего ребенка, показывая, как это делается. Можно одновременно прикоснуться одним паль-цем ко лбу, а ладонью к ноге, ребром ладони к животу, кулачком – к груди, локтем – к животу и так далее. Все одновременно начинают и заканчивают прикосновения. Затем лежащего оставляют на некоторое время в расслабленном состоянии. Замечание: 1. Взрослый следит аз силой прикосновения. 2. Наблюдает за лицом лежащего, оно должно быть спокой-ным и расслабленным. 3. Поглаживаний должно быть мало.
УПРАЖНЕНИЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ «Часики» И.п. – стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «Тик – так». – /10-12 раз –т на выдохе/. «Трубач». И.п. – сидя на стуле, кисти рук сжаты и подняты вверх. Медленный выдох с громким произношением звука «ф-ф-ф-ф-ф». - /4-5 раз – на выдохе/. «Петух». И.п. – встать прямо, ноги вместе, руки в стороны. Хлопать руками по бедрам и, выдыхая, произносить «Ку–ка–ре–ку» - /5-6 раз на выдохе/. «Паровоз». И.п. – руки согнуты в локтях. Ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «Чух – чух – чух – чух». - /20-30 раз – на выдохе/. «Насос». И.п. – встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туло-вища. Вдох /при выпрямлении/ и выдох с одновременным накло-ном туловища в сторону и произношением звука «С – с – с». - /руки скользят вдоль туловища – 6-8 раз на выдохе/. «Регулировщик». И.п. – стоя, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох. Поменять поло-жение рук с удлиненным выдохом и произношением звука «Р – р – р» - /4-5 раз - на выдохе/. «Лыжник». И.п. – ноги полусогнуты и расставлены на шири-ну ступни. Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произ-ношением звука «М» - /1,5 – 2 минуты – на выдохе. «Гуси». И.п. – основная стойка. Медленная ходьба по залу. На вдох руки подняты в сторону, на выдох – опустить вниз с дли-тельным произношением «У – у – у – у» - /1-2 мин. – на выдохе/. «Семафор». И.п. – сидя, ноги вместе. Поднять руки в стороны и медленно опустить с длительным выдохом на звуке «С – с – с» - /3-4 раза – на выдохе/. «Каша кипит».И.п. – сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая – на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь – вдох, опуская грудь /выдыхая воздух/ и выпячивая живот – выдох. При вдохе произносить звук «Ш – ш – ш» - /5-6 раз – на выдохе/. «Партизаны».И.п. – стоя, в руках палка / «ружье» /. Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага – вдох, на 6-8 шагов – мед-ленный выдох с произношением слова «Ти – ш – ш – ше» - /1,5 минут – на выдохе/. «На турнике». И.п. – стоя, ноги вместе, гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх – вдох, опустить палку на лопатки – длительный выдох с произношением звука «Ф – ф – ф – ф – ф» - /3-4 раза – на выдохе/. «Гуси шипят». И.п. – ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны – назад /в спине прогнуться, смотреть вперед/ - медленный выдох на звуке «Ш – ш – ш». Выпрямиться – вдох - /4-5 раз – на выдохе/. «Ежик». И.п. – сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, мед-ленный выдох на звуке «Ф – ф – ф – ф – ф». Выпрямит ноги – вдох. - / 5-6 раз – на выдохе/. «Шар лопнул». И.п. – ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны – вдох. Хлопок перед собой – мед-ленный выдох на звуке «Ш – ш – ш – ш – ш». - /5-6 раз – на выдо-хе/. «Дровосек». И.п. – ноги на ширине плеч, руки вдоль тулови-ща. Поднять сцепленные руки вверх – вдох, опустить вниз – выдох с произношением «Ух – х – х». - /5-6 раз – на выдохе/ МОЛИТВА (от заикания) Читаешь на молодой, только что народившийся месяц. В это время из дома не дают ни денег, ни хлеба, ничего другого.
Идет по лесу старичок – лесовичок, идет – не спотыкается, раб (а) Божья (ий) (имя) не заикается, говорить не устает на ра-дость нам, на горе врагам. Говори, не заикайся, на словах не спотыкайся, как старичок – лесовичок не заикается, не спотыкается. (Аминь).
«Встану рано поутру, на восходе солнышка, помолясь. По-клонюсь на четыре стороны света с молитвою «Отче наш». Выйду во чисто поле и позову для раба Божьего ангела хранителя его. Снизойди с небес по лучу солнечному золотомы, посланец Госпо-да Спасителя нашего, отгони нечистого духа и злыдней, терзаю-щих его тело и душу, изгони испуг его великий и отчаяние и посе-ли в душе его надежду и любовь. Вы, отродье дьявольское, именем Божьем заклинаю вас. Во имя отца п сына и духа Святого. Аминь. Аминь. Выйди испуг из всех кровей, из всех чревей, из всех жилок и поджилок из тела грешного. Помоги рабу Божьему Матерь Божья Казанская, Матерь Божья Владимирская и Матерь Божья Троеруч-ница».
МОЛИТВА СВЯТЫМ СЕДМИ ОТРОКАМ, ИЖЕ ВО ЕФЕСЕ: МАКСИМИЛИАНУ, ИАМВЛИХУ, МАРТИНИАНУ, ИОАННУ, ДИОНИСИЮ, ЕКСАКУСТОДИАНУ И АНТОНИНУ. О пречуднии святии седмочисленнии отроцы, Ефеса града похвало и всея вселенныя упование! Возрите с высоты небесныя славы на нас, любовию память вашу чтущих, наипаче же на мла-денцы христианские, вашему заступлению от родителей своих препорученныя: низведите на ня благословение Христа Бога, рек-шаго: оставите детей приходите ко мне: болящия ибо в них исце-лите, скорбящия утешите: сердца их в чистоте соблюдите, крото-стию исполните я, и в земле сердец их зерно исповедания Божия насадите укрепите, во еже от силы в силу им возрасти: и всех нас, святей иконе вашей предстоящих, мощи же ваша с верою лобы-зающих и тепле вам молящихся, сподобите Царствие Небесное улучите и немолчными гласы рабования тамо прославляти велико-лепное имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во ве-ки веков Аминь. Аминь. Аминь. Святый Ангеле Хранителю чада Дмитрия, покрой его твоим Покровом от стрел Демона, от глаз обольстителя, и сохрани их сердце в ангельской чистоте. О Пречуднии Святии Седмочислен-ные отроицы, Ефеса града похвало и всея упован. Воззрите с вы-соты Небныя Славы на младенца не спящего и неспокойного. Ис-целите, скорбящего утешите: сердце его в стоте соблюдите, хрот-костью исполните и в земле сердца его зерно исподания Божия на-садите, укрепите, во еже от силы в силу им возрасти. Во имя Отца и Сына и Святаго. Аминь. Аминь. Аминь.
ЗАГОВОР
Встану поутру. Господу Спасителю нашему Христу помолюсь за раба Божьего Димитрия. Солнышком обернусь, месяцем обкру-чусь, к Святому Петру обращусь. Ты, Святой Петро, возьми замок и ключи в руки. Закрой щеки и пощеки лихим людям и лихому зверю, чтоб не сделали зла, Димитрия, чтобы зубами кусал только пищу насущную жевал. Половину себе на рост и жизнь взял, ос-тальную собакам отдал. Во имя Отца и Сына и Духа Святого. Аминь. Аминь. Аминь.
ФИТОТЕРАПИЯ – лечение лекарственными растениями – относиться к нетрадиционным методам коррекции, но так как ее эффективность доказана поколениями, мы решили использовать ее как в психологической, так и в логопедической коррекции. Все на-значения и рекомендации осуществлялись врачом – физиотерапев-том и контролировались медицинской сестрой. Мы придержива-лись следующих правил: 1. Лекарственные растения назначать ребенку строго индиви-дуально. 2. В начале лечения использовать отдельные лекарственные растения или сборы из 2-3 растений, а в дальнейшем – сборы сложного состава. 3. При назначении учитывать не только основное, но и со-путствующее заболевание. 4. Уточнить анализ о возможной ранее непереносимости ле-карственных растений. 5. При появлении симптомов непереносимости растений (тошнота, рвота, зуд, расстройства стула) – прекратить примене-ние. 6. Не использовать для детей сильно действующие лекарст-венные растения, а также их больше дозы. 7. Лечение лекарственными растениями требует длительного периода применения, особенно в случаях хронического заболева-ния.
АРОМАТОТЕРАПИЯ
В сочетании с применением фитотерапии мы предложили ро-дителям использовать ароматотерапию – лечение с помощью запа-хов (предварительно проконсультировавшись с врачом – аллерго-логом). Народный опыт показал, что запахи способны управлять на-строением и работоспособностью. Зная это, во время релаксации мы использовали запахи ла-ванды и розмарина. Во время сна родителям было рекомендовано применять эфирное масло садового чабреца, ромашки, валерианы, фейхеля, мелиссы (под контролем врача). Фито- и ароматотерапия непритязательны, доступны, могут эффективно использоваться широкими слоями населения.
|
Категория: Для дошкольников с ОНР | Добавил: логопед
|
Просмотров: 1689 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|