Статья: «Диагностика памяти у детей среднего дошкольного возраста в специальном дошкольном учреждении»
12 Окт 2014, 16:08
Память, как новообразование проявляет себя в дошкольном возрасте достаточно часто, в различных видах деятельности ребенка. Проявляется активность, интерес ребенка в игре. Это не может пройти бесследно и соответственно остается отпечаток на личном опыте ребенка- это способствует нормальному развитию. Но довольно часто встречаются случаи, когда отдельные виды памяти замедляются в своем совершенствовании. Такое можно встретить у детей с нарушениями речи. Было выявлено, что недостаточной сформированности основных мыслительных процессов, недоразвитие памяти, недостаточность познавательной деятельности находится в тесной взаимосвязи с речевыми процессами. Поскольку память является функцией интегративной, во многом определяющей успешность формирования других психических процессов, то она наиболее чувствительна к любым мозговым изменениям , поэтому может выступать, как «индикатор» состояния мозга в целом. При ее детальном нейропсихологическом обследовании эти качества позволяют получить большой объем информации не только о состоянии самой памяти, но и о состоянии других психических функций. Представляется, что решение поставленных проблем с помощью нейропсихологических методов, расширит понимание структуры отклонений в формировании психических функций у детей, посещающих СДОУ, позволит сделать диагностику для детей с речевыми нарушениями комплексной, а, следовательно, более обоснованным и адресным их коррекционное сопровождение. Но, несмотря на всю разработанность данной проблемы, некоторые её аспекты остаются недостаточно разработанными, а в частности, проблема диагностики памяти детей среднего дошкольного возраста с нарушением речи. Многие теоретические разработки нуждаются в дальнейшем усовершенствовании. В связи с этим мы выдвигаем гипотезу о том, что методики диагностики памяти детей среднего дошкольного возраста в СДОУ должны быть направлены на оценку произвольной, словесно- логической и слуховой памяти. Рогов Е.И. пишет что, память - это когнитивный процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом. В основе памяти лежит свойство нервной ткани изменяться под влиянием действия раздражителя, сохраняя в себе следы нервного возбуждения. Следы - это определенные электрохимические и биохимические изменения в нейронах. При определенных условиях в них возникает процесс возбуждения при отсутствии раздражителей, вызываются указанные изменения. [4] Поскольку память включена в жизнь и деятельность человека, то и формы ее проявления многообразны. Деление памяти на виды должно быть обусловлено, прежде всего, особенностями самой деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. Это справедливо и для тех случаев , когда тот или иной вид памяти выступает у человека как особенность его психического склада. Ведь прежде чем определенное психическое свойство в деятельности проявляется, оно в ней формируется.[3] Все виды памяти не даются ребенку в готовом виде, они имеют свое развитие (онтогенез). Память детей среднего дошкольного возраста имеет свои специфические особенности как видовые, так и качественные их характеристики. Так, например память ещё непроизвольная, но ребёнок учится управлять своей памятью, т. е запоминать информацию произвольно, «по своей воле»( к пяти годам ребёнок уже способен запомнить 7-8 предметов (из 10-15), изображённых на предъявляемых картинках), быстро развивается словесно-логическая память( в условиях педагогического руководства дети способны осмысленно и эмоционально воспринимать художественное слово, относительно полно и конкретизировано воссоздавать в пересказе образы персонажей, ситуации, передавать события в нужной последовательности, выражать личное отношение к герою и его поступкам, может пересказать услышанную сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном. Часто ребенок 4-5 лет, не закончив одной части высказывания, переходит к другой, с совершенно новым содержанием), интенсивно развивается образная память, в том числе и слуховая (при запоминании 10 слов с первого раза дети запоминают 4-5 слова, а все 10 к 5 повтору).[2] Но такие качественные показатели встречаются далеко не у всех детей. У детей, которые посещают СДОУ для детей с нарушением речи, отмечается снижение качественных показателей, а соответственно и видовых. У них нарушены выделенные виды памяти у детей без нарушений речи (произвольная, слуховая и словесно- логическая памяти). Это проявляется в следующем: 1) произвольная память отстает в развитии, но непроизвольная более продуктивная; 2)слуховая память так же нарушена, дети быстро забывают словесные инструкции, наблюдается слабость удержания речевых сигналов и точность воспроизведения, привнесение новых слов. 3) нарушена словесно-логическая память. Это проявляется в сокращении длины предложения или длины слов, пропуски или их замена, перестановка слов, привнесение новых слов, аграмматизмы, нарушение согласования слов в предложении и смешение времени глаголов.[1] Для того, чтобы доказать, что выделенные качественные особенности памяти отличаются от нормы мы подобрали ряд методик, которые помогут определить уровень развития памяти детей среднего дошкольного возраста посещающих СДОУ. Проанализировав методики, мы выбрали из пяти три, которые провели на детях посещающие МБДОУ комбинированного вида № 19 «Колокольчик» пгт.Шерегеш. Количество выборки оставило 24 ребенка, возраст 4-5 лет. Все методики были модифицированы, а некоторые и адаптированы. Первая методика, которую мы провели это «Изучение непроизвольной и произвольной памяти» (модифицирована). Состоит она из трех серий. Две серии были направлены на изучение активной и пассивной непроизвольной памяти. Оказалось, что 8 % детей (2 ребенка) средний уровень непроизвольной памяти, у остальных детей уровень развития непроизвольной памяти низкий. Данный вид памяти должен проявлять себя близко к норме, но полученные данные указывают на то, что не у всех детей уровень соответствует. Третья серия направлена на изучение произвольной памяти. Мы выяснили, что у 100 % детей уровень произвольной памяти низкий. Как было выявлено в теоретической части, что произвольная память таких детей отстает в развитии, дети не могут запоминать картинки произвольно, по своей воле. Вторая методика, которую мы выбрали – это тест «10 слов» (модифицирована). Целью ее является определение уровня слуховой памяти. Из полученных данных выяснилось, что у 67% детей низкий уровень слуховой памяти, у 29 % детей средний уровень и у 4 % высокий уровень. Не смотря на то, что некоторые дети показали хорошие и высокие результаты, большинство детей имеют низкий уровень, что соответствует выделенным особенностям памяти детей среднего дошкольного возраста посещающих СДОУ. Третья методика и последняя методика, которую мы выбрали – «Пересказ прослушанного текста» (модифицирована и адаптирована). Её основной целью является определение уровня развития словесно- логической памяти. 4 % не справились с заданием, у 67 % средний уровень словесно- логической памяти и у 29 % высокий уровень. Несмотря на допущенные ошибки, наводящие вопросы, почти все дети смогли передать общий смысл текста. У них присутствовали аграмматизмы, искажения предложений, пропуски или замены слов. Таким образом, проведя диагностику памяти у детей среднего дошкольного возраста посещающих СДОУ мы доказали выдвинутую нами гипотезу о том, что методики должны быть направлены на оценку произвольной, слуховой и словесно-логической памяти для того, чтобы в последующем для каждого ребенка был составлен коррекционный маршрут, опираясь на особенности его нарушенных видов памяти, а так же исключить возможность его дизадаптации не только в дошкольном, но и школьном возрасте. Поэтому мы можем считать, что разработанная нами программа диагностики памяти детей среднего дошкольного посещающих СДОУ соответствует требованиям, в связи с этим программа может успешно использоваться воспитателями, логопедами, психологами и другими специалистами, работающими с детьми среднего дошкольного возраста.
Список литературы 1. Мастюкова, Е.М. О расстройствах памяти у детей с нарушениями речи / Е.М. Мастюкова // Дефектология. – 1972. – № 5. 2.Мстомина З.М.Развитие памяти: Учебно-методическое пособие .-М:Союзиздат, 1978 .- 345с. 3. Петровский А.В., Брушлинскй А.В., Зинченко В.П. Общая психология. 3-е изд.-М.: Просвещение, 1986.- 464с. 4. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций- М.: ВЛАДОС, 1995.- 448с.