Категории раздела
Для школьников с нарушениями произношения [16]
Для школьников с ФФНР [8]
Для школьников с ОНР [14]
Дисграфия [21]
Дислексия [0]
Презентации [83]
Выступления [25]
Артикуляционная гимнастика [9]
Для дошкольников с нарушением произношения [21]
Для дошкольников с ОНР [74]
Для дошкольников с ФФНР [8]
Заикание [2]
Документация [5]

Меню сайта

Закажи сертификат
ЛОГОПЕДиЯ

конкурс сайтов
Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


ЛОГОПЕДиЯ
С благодарностью к преподавателям Иркутского государственного педагогического университета
 
Вторник, 23 Апр 2024, 16:11
Регистрация Нравится
Главная » Файлы » Добавь свой материал » Для дошкольников с ОНР

программа коррекционно - развивающей работы
12 Янв 2014, 21:10
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЖУРСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 2»



ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
в логопедическом пункте
для детей с ограниченными возможностями здоровья

Программа предназначена для детей средней группы

Срок освоения программы – 5 месяцев

Составитель
Учитель – логопед
Березовская Римма Валерьевна

2014 г

Программа коррекционно – развивающей работы составлена для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Актуальность программы заключается в увеличении за последнее время среди детей дошкольного возраста количества детей с речевыми нарушениями и детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих речевые дефекты. В МБДОУ «Ужурский детский сад № 2» у двоих детей: детский церебральный паралич и головы. Это тяжелые заболевания центральной нервной системы, при которых особенно страдает мозговые структуры, ответственные за правильные движения. Поражение этих структур отрицательно влияет на процесс формирования речи. Большая роль в отклонениях развития детей принадлежит двигательным, речевым, сенсорным и эмоционально-личностным нарушениям. Эти отклонения обусловлены, в основном, недостаточностью практического опыта у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также ограниченностью их коммуникативной связи.
В связи с вышеизложенной проблемой считаю необходимым создание программы коррекционно – развивающей работы по коррекции всех компонентов речи у детей с ограниченными возможности здоровья
Содержание программы определяют следующие Принципы:
1. Этиопатогенетический принцип, который учитыва¬ет механизм нарушения произносительной стороны речи - дефекты моторной реализации, просодические расстрой¬ства, нарушения фонематического слуха. Онтогенетический принцип - учет общих и специфических закономерностей развития произносительной стороны речи.
2. Принцип системности психофизиологии человека, в данном случае принцип взаимосвязи общей, мелкой и арти¬куляционной моторики (В.М. Бехтерев, М.М. Кольцова, И.П. Павлов, Т.П. Хризман, Л .В. Фомина), предполагает ком¬плексное воздействие на моторную сферу ребенка с целью стимуляции созревания центральной нервной системы, в частности активизации речевых зон в коре головного мозга.
3. Принцип деятельностного подхода (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) предполагает организацию логопедического воздействия не как простую тренировку умений и навыков, а как целостную, осмысленную деятельность, органически вписывающую¬ся в систему повседневных жизненных отношений: учет ве¬дущей деятельности в старшем дошкольном возрасте (игро¬вой); опора на сохранные формы деятельности (собственная деятельность по усвоению материала на доступном уровне с последующим переводом на более высокий уровень деятель¬ности); использование продуктивных видов деятельности.
Цель программы коррекционно – развивающей работы – коррекция всех компонентов речи.
Задачи программы:
1. Развитие общей и мелкой моторики.
2. Совершенствование функций артикуляционного аппарата.
3. Совершенствование темпо-ритмической и интонационно-мелодической организации речи.
4. Формирование правильного звукопроизношения.
5. Развитие фонематических процессов.
6. Формирование слоговой структуры слова.
7. Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи.
8. Развитие связной речи.
Программа рассчитана на 35 занятий
Форма проведения занятия – индивидуальная/два раза в неделю.
Продолжительность одного занятия – 15-20 минут.
Этапы логопедической работы:
1 этап. Подготовительный
Цель:
Подготовка артикуляционного аппарата к формиро¬ванию звукопроизношения. Коррекция первичных нарушений.
Задачи:
1) формирование общей, тонкой моторики рук;
2) формирование артикуляционной моторики;
3) коррекция речевого дыхания;
4) коррекция голоса и других нарушений просодики.

п/п Содержание логопедической коррекционно – развивающей работы

Направления логопедического занятия № логопедического занятия
1 - 3 4 - 6 7 - 9
1
Формирование общей, тонкой моторики рук
«Деревцо»
«Цветок»
«Очки»

«Лягушки-подружки»
«Бабочка»
«Лодочка» «Цветок»
«Физкульт-привет»
«Флажок»
2 Формирование артикуляционной моторики «Улыбка»
«Трубочка»
«Желобок»
«Заборчик» «Замок»
«Хоботок»
«Лопаточка»
«Парус» «Иголочка»
«Сердитая кошечка»
«Чашечка»
«Заборчик»
3 Коррекция речевого дыхания
«Послушаем свое дыхание»
«Ветер» «Воздушный шар»
«Воздушный шар в грудной клетке» «Дыхание одной ноздрей»
«Дышим тихо, спокойно и плавно»
4 Коррекция голоса и других нарушений просодики Упражнение 1;1
Упражнение 4;1
Упражнение 2;2
Упражнение 5;2
Упражнение 3;3
Упражнение 8;4

2 этап. Формирование первичных произноситель¬ных умений и навыков
Цель:
Коррекция фонетических нарушений.
Задачи:
1) развитие фонематического слуха и фонематическо¬го восприятия;
2) формирование артикуляционных укладов, формиро¬вание артикуляционного праксиса;
3) постановка звуков;
4) автоматизация звуков;
5) дифференциация звуков.

п/п Содержание логопедической коррекционно – развивающей работы
Направления
логопедического
занятия № логопедического занятия
10 - 12 13 -15 16 -18 19 -21 22 - 24 25 -27
1 Развитие фонематического слуха и фонематическо¬го восприятия «Какой звук есть во всех словах?»
«Назови первый звук в слове»
2 Формирование артикуляционных укладов, формиро¬вание артикуляционного праксиса «Лошадка», «Утюжок», «Покусывание кончика языка», «Катание шарика», «Часики», «Вкусное варенье», «Грибок», «Маляр», «Дятел»
3 Постановка звуков «Улитка»
«Улитка»

4 Автоматизация звуков «Ступеньки»
«Ступеньки»
5 Дифференциация звуков «Узоры»
«Узоры»

3 этап. Формирование коммуникативных умений и навыков
Цель:
Введение новых речевых навыков в спонтанную речь. Предупреждение вторичных нарушений.
Задачи:
1) формирование навыков самоконтроля;
2) развитие лексики;
3) развитие грамматического строя речи;
4) развитие связной речи.


п/п Содержание логопедической коррекционно – развивающей работы

Направления логопедического занятия № логопедического занятия
28 - 30 31 -33 34 – 35
1 Развитие лексики «Части тела»
«Части предметов» «Одежда»
«Обувь» «Игрушки»
«Посуда»

2 Развитие грамматического строя речи «Найди и отличи действия»
«Один-много» «Какая? Какой?»
«Что потерялось?» «Назови ласково» «Какое? Какие?»
«Сравни действия» «Назови детенышей»
3 Развитие связной речи «Составь рассказ по картинкам, ответь на вопросы» «Что делает? Перескажи»

«Составь рассказ по серии картинок»

Взаимодействие учителя - логопеда и воспитателя группы детей с ограниченными возможностями здоровья
Цель: преодоление речевой недостаточности у детей с ОВЗ; положительная результативность коррекционной направленности образовательно-воспитательного процесса.
Учитель-логопед Воспитатель

1. Обследование речи детей с ОВЗ, связанных с речью, двигательных навыков. 1. Обследование общего развития детей с ОВЗ,
состояния их знаний и навыков по программе возрастной группы.

2. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения. 2. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики у детей с ОВЗ.

3. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий 3. Уточнение имеющегося словаря детей с ОВЗ, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам

4. Совершенствование навыков словоизменения и словообразования. 4. Закрепление навыков словообразования в различных играх и упражнениях.

Работа с родителями (или лицами, их замещающими) детей с ограниченными возможностями здоровья
После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицами, их замещающими) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребенка с ОВЗ. Далее учитель – логопед подробно разъясняет коррекционно – развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей

План работы с родителями на 13.01.2014 – 30.05.2014 учебный год
Цель: привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка с ОВЗ; создание условий для сознательного включения родителей в коррекционный процесс.

п\п Мероприятия Сроки проведения
1 Индивидуальные беседы В течение года
2 Консультации
Тема: «Артикуляционная гимнастика. Основные требования к проведению»
Тема: «Речь на кончиках пальцев»
Тема: «Речевые игры - как средство общения»
Февраль
Март
Апрель
3 Наглядная агитация
Папка-передвижка «Артикуляционная гимнастика»
Стенд «Уголок логопеда»
Ширма «Развитие лексико-грамматической стороны речи»
Январь
В течение года
Май
4
Тренинги
«Проведение артикуляционной гимнастики в домашних условиях»
«Учим детей с ОВЗ произносить свистящие и шипящие звуки»
Февраль
Март



















Прогнозируемый результат коррекционно – развивающей работы

Речевые компоненты Прогнозируемый результат
Развитие и обогащение словаря Дети с ОВЗ называют предметы, их части и детали, употребляют наиболее часто встречающиеся в речи прилагательные, глаголы, предлоги. Употребляют существительные с обобщающими значениями (игрушки, одежда, обувь, посуда).
Совершенствование лексико-грамматических категорий Дети с ОВЗ согласовывают слова в предложении. Правильно используют предлоги в речи; образовывают число, падеж существительных и число, род глаголов; существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; название детенышей животных и т.д.

Развитие
фонетико-фонематической системы языка Развитие просодической стороны речи:
Дети с ОВЗ следят за речевым дыханием, темпом речи.
Коррекция произносительной стороны речи:
Дети с ОВЗ правильно произносят свистящие и шипящие звуки в слогах и словах, в предложениях, в небольших потешках и игре.
Работа над слоговой структурой слова:
Дети с ОВЗ употребляют в речи слова разной слоговой структуры.

Развитие связной речи и речевого общения Дети с ОВЗ участвуют в беседе, отвечают на вопросы. Повторяют образец воспитателя и учителя - логопеда по описанию картины. Драматизируют небольшие сказки или наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
Умеют составлять рассказы из 2—3 простых предложений о предмете и по сюжетной картинке.



ПРИЛОЖЕНИЕ

Развитие общей моторики

Цель: снятие напряжения, получение ощущения физической разрядки, улучшение кровообращения, снятие утомления мышц, нервной системы, создание положительных эмоций.

Деревцо
Дует ветер нам в лицо.
(Махать руками ладошками к себе.)
Закачалось деревцо. (Руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону.)
Деревцо всё выше-выше.
(Поднять руки и тянуться вверх.)
Ветерок всё тише-тише. (Плавно опустить руки.)
Цветок
Спал цветок (Исходное положение: присесть, спрятав голову в колени и обхватив колени руками.)
И вдруг проснулся. (Поднять голову, выпрямить руки, затем опустить руки вдоль тела.)
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся.
Взвился вверх и полетел. (Выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-в лево; отвести руки назад -
«вырастают крылья.»)
Лягушки-подружки
На болоте две подружки.
Две зеленые лягушки
Утром рано умывались. (Имитировать умывание.)
Полотенцем растирались.
(Имитировать растирание спины полотенцем.)

Бабочка
Солнце утром лишь проснется -
Бабочка кружит и вьется.
(«Летать», имитируя движения бабочки.) Физкульт-привет
Вот здоровья в чем секрет:
Всем друзьям - физкульт-привет!
(Резко поднять руки вверх.)
Ножками топали,
Ручками хлопали.
Вправо-влево наклонялись
И обратно возвращались.
(Имитировать движения, указанные в тексте.)
-

Пальчиковая гимнастика

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительно–двигательной координации движений.

Очки
Бабушка очки надела И внучонка разглядела. Большой палец правой и левой руки вме¬сте с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам
Шарик
Надуваем быстро шарик. Он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел - Стал он тонкий и худой. Все пальчики обеих рук в «щепотке» и со¬прикасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воз¬дух «выходит», и пальчики принимают исходное положение.
Флажок
Я в руке — флажок держу И ребятам им машу. Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе, большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
Лодочка
Лодочка плывет по речке. Оставляя на воде колечки. Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).





Артикуляционная гимнастика
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Статические упражнении
«Улыбочка». Губы растянуты в улыбке, видны сом¬кнутые зубы. Удерживать губы в таком положении следу¬ет 10-15 секунд.
«Трубочка». Губы сомкнуты и вытянуты в виде тру¬бочки вперед. Удерживать губы в таком положении следу¬ет 10-15 секунд.
«Хоботок». Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперёд как можно дальше. Удерживать губы в та¬ком положении следует 10 секунд.
«Лопаточка». Расслабленный широкий кончик языка положить на нижнюю губу и удерживать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.
«Иголочка». Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счёт от 1 до 10.
«Сердитая кошечка». Рот приоткрыт, кончик языка упирается в нижние передние зубы, спинка языка припод¬нята, а боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10.
«Желобок». Высунуть широкий язык изо рта, его боко¬вые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Вы-полнять 3-4 раза по 5—7 секунд.
«Парус». Рот широко раскрыть, широкий кончик язы¬ка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спин¬ку немного прогнуть вперёд, боковые края прижать к верх¬ним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10. Выполнять 2-3 раза.
«Чашечка». Рот широко раскрыть, широкий кончик языка приподнять, подтянуть его к верхним зубам (но не ка-саться их), боковые края языка прикасаются к верхним ко¬ренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счёт от 1 до 10. Выполнять 3—4 раза.
«Заборчик». Зубы плотно сжаты, губы в положении улыбки. Выполнять 5-6 раз по 10-15 секунд.

Динамические упражнения
«Лошадка». Присосать кончик языка к нёбу. Пощёл¬кивание производится с изменением темпа (медленно - бы¬стрее—очень быстро). Выполнять 10—15 раз.
«Грибок». Широко открыть рот. «Присосать» поверх¬ность языка к нёбу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Выполнять 5-6 раз.
«Маляр». Широко открыть рот. Широким кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до маленького язычка и обратно. Выполнять в медленном темпе 5-6 раз.
«Дятел». Широко открыть рот. Языком с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом ребенок произно-сит звук «д», подражая дятлу: д-д-д-д-д (15-20 секунд).
«Утюжок». Рот чуть приоткрыт. Широким кончиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад- вперёд. Выполнять 20-25 раз.
«Покусывание кончика языка». Губы в положении улыбки. Покусывание кончика языка производится 8-10 раз.
«Катание шарика». Губы сомкнуты, язык делает кру¬говые движения (как бы вокруг губ) с внутренней сторо¬ны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрел¬ке (5-6 кругов); затем против часовой стрелки (5-6 кругов). Скорость движения языка можно менять.
«Часики». Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счёт педа¬гога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время выполнения 20 секунд.
«Вкусное варенье». Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.

Комплекс дыхательной гимнастики

Послушаем свое дыхание.
Цель: Учить детей прислушиваться к своему дыханию, определять тип дыхания, его глубину, частоту и по этим признакам – состояние организма.
И.п. – стоя, сидя, лежа (как удобно в данный момент). Мышцы туловища расслаблены.
В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют:
● куда попадает струя воздуха и откуда выходит;
● какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи или все части – волнообразно);
● какое дыхание – поверхностное (легкое) или глубокое;
● какова частота дыхания: часто происходит вдох – выдох или спокойно, с определенным интервалом (автоматической паузой);
● тихое, неслышное дыхание или шумное.
Данное упражнение можно проводить до физической нагрузки или после, чтобы дети учились по дыханию определять состояние всего организма.
Воздушный шар.
(дыхание животом, нижнее дыхание)
Цель: Учить детей укреплять мышцы органов брюшной полости, осуществлять вентиляцию нижней части легких, концентрировать внимание на нижнем дыхании.
И.п.- лежа на спине, ноги свободно вытянуты, туловище расслаблено, глаза закрыты. Внимание сконцентрировано на движении пупка: на нем лежат обе ладони. В дальнейшем данное упражнение можно выполнять стоя.
Выдохнуть спокойно воздух, втягивая живот к позвоночнику, пупок как бы опускается.
1. Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий – живот медленно поднимается вверх и раздувается, как шар.
2. Медленный, плавный выдох – живот медленно втягивается к спине.
Повторить 4 – 10 раз.
Дыхание одной ноздрей.
Цель: Учить детей укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей.
И. п. – сидя, стоя, туловище выпрямлено, но не напряжено.
1. Правую ноздрю закрыть указательным пальце правой руки. Левой ноздрей делать тихий продолжительный вдох (последовательно нижнее, среднее, верхнее дыхание).
2. Как только вдох окончен, открыть правую ноздрю, а левую закрыть указательным пальцем левой руки – через правую ноздрю делать тихий продолжительный выдох с максимальным опорожнением легких и подтягиванием диафрагмы максимально вверх, чтобы в животе образовалась «ямка».
3-4. То же другими ноздрями.
Повторить 3-6 раз.
Примечание. После этого упражнения несколько раз подряд одной ноздрей сделать вдох-выдох (сначала той ноздрей, которой легче дышать, затем другой). Повторить по 6-10 дыхательных движений каждой ноздрей отдельно. Начинать со спокойного и переходить на глубокое дыхание.

Дышим тихо, спокойно и плавно.
Цель: Учить детей расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения; регулировать процесс дыхания, концентрировать на нем внимание с целью контроля за расслаблением своего организма и психики.
И. п. – стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть.
Медленный вдох через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавный выдох через нос.
Повторить 5-10 раз.
Примечание. Упражнение выполняются бесшумно, плавно, так, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
Воздушный шар в грудной клетке.
(среднее, реберное дыхание)
Цель: Учить детей укреплять межреберные мышцы, концентрировать свое внимание на их движении, осуществляя вентиляцию средних отделов легких.
И. п. – лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер и сконцентрировать на них внимание.
Сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки.
1. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим.
2. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер.
Повторить 6-10 раз.
Примечание. Мышцы живота и плечевого пояса остаются неподвижными. В начальной фазе обучения необходимо помогать детям слегка сжимать и разжимать на выдохе и вдохе нижнюю часть ребер грудной клетки.

Ветер.
(очистительное, полное дыхание)
Цель: Учить детей укреплять дыхательные мышцы всей дыхательной системы, осуществлять вентиляцию легких во всех отделах.
И. п. – ежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку.
1. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки.
2. Задержать дыхание на 3-4 секунды.
3. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами.
Повторить 3-4 раза.
Упражнения по развитию силы голоса

Цель - развитие координационной деятельности дыхания, артикуляционной фонации и отработка основных акустических характеристик голоса (сила, тембр).

1. Удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса).
2. Усиление голоса (беззвучная артикуляция - шепот - тихо - громко).
3. Ослабление голоса (громко — тихо — шепот - беззвуч¬ная артикуляция).
4. Усиление и ослабление голоса без паузы, на одном выдохе. Усиление голоса с увеличением длительности зву¬чания.
5. Ослабление голоса с увеличением длительности зву¬чания.
6. Прямой счет от 1 до 5 с постепенным усилением го¬лоса.
7. Обратный счёт от 5 до 1 с постепенным ослаблени¬ем голоса.
8. Называние дней недели с постепенным усилением и последующим ослаблением силы голоса, произнесение предложений с изменением силы голоса.
9. Проговаривание стихотворений с изменением силы голоса.

Упражнения по развитию высоты голоса

Цель - развитие координационной деятельности дыхания, артикуляционной фонации и отработка основных акустических характеристик голоса (высота, тембр).

Проводятся путем подражания звучанию различной высоты с опорой на движения руки и графические изобра¬жения
1. Повышение и понижение голоса при произнесении гласных звуков.


То же с гласными А, И, О, Э.


2. Повышение и понижение голоса при произнесении сочетаний из двух и трёх звуков.


То же с сочетаниями УИ, ЭУ, АУИ, ОУИ. ЭУИ.

3. Повышение и понижение голоса при произнесении слогов.


То же со слогами БА, ДА, АЗА.
4. «Укачивание» (имитация укачивания ребенка).
А А А А А А А
\ /А\ /А \ /А\ /А\ /А\ /А
То же со звуками О, У, М.
5. Проговаривание стихотворений, соблюдая изменения голоса по высоте.
Бьют часы.
Бьют часы: динь-дан-дон.
На дереве, на веточках воробышки сидят:
«Чик-чирик, чик-чирик,
Чик-чирик», - кричат.
Пропевание знакомых мелодий без слов, изменяя высо¬ту голоса.

Игровые упражнения для постановки, автоматизации и дифференциации звуков

«Улитка». Упражнение направлено на отработку дли¬тельного произнесения звуков с, з, ш. ж, р. Понадобятся игровое поле и пять картинок-символов звуков: для с на кар¬точке нарисован воздушный шар, з - комар, ш - змея, ж - жук, р - тигр. На игровое поле выкладывается определенный символ. Логопед дает образец выполнения задания. Ребенок должен добраться до центра спирали улитки, произнося звук. Фишка движется только при правильном произнесении.
«Ступеньки». Упражнение направлено на автоматиза¬цию звуков в слогах, словах. Понадобятся игровое поле и четыре маленькие игрушки (лиса, слон, заяц, волк). На поле должны быть нарисованы четыре ступеньки различных цве-тов. Ребенок должен подняться как можно выше по ступень¬кам, правильно произнося слоги или слова. При автомати-зации звука с лиса поднимается по ступенькам со слогом са-са-са, слон - со-со-со, заяц - су-су-су, волк - сы-сы-сы. Учитывается, какая игрушка поднимется выше по ступень¬кам, а также правильность произнесения слогов или слов.
«Узоры». Упражнение направлено на дифференциа¬цию звуков з-ж. Понадобится игровое поле, разделенное пополам по горизонтали: верх - владения жука, низ - кома¬ра. Ребенок должен жужжать, залетая к жуку, и звенеть - к комару. Фишка (палец) по ходу узора движется только при правильном произнесении звуков.

Задания для развития фонематических процессов

Какой звук есть во всех словах? Логопед произносит три-четыре слова, к каждому из которых есть один из от-рабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь - и спрашивает у детей, какой звук есть во всех этих словах. Дети называ¬ют звук ш. Затем предлагает определить, какой звук есть во всех нижеприведенных словах: жук, жаба, лыжи - ж\ чай¬ник, ключ, очки - ч; щетка, ящик, щавель - щ\ коса, усы, нос - с; селедка, Сима, лось - сь; коза, замок, зуб - з; зима, зеркало, вазелин - зь; цветок, яйцо, курица - ц; лодка, стул, лампа - л; липа, лес, соль - ль; рыба, ковер, крыло - р; рис, крепость, букварь — ръ. Педагог следит, чтобы дети четко произносили звуки, правильно называли твердые и мягкие согласные.

Назови первый звук в слове. Логопед показывает игрушку, например Буратино, и предлагает определить, с какого звука начинается его имя. После ответов педагог дает задание детям определить, с какого звука начинаются имена их соседей, название тех или иных животных, пред¬метов. Обращает внимание на то, что звуки надо произно¬сить четко (нельзя произносить слоги: зе в слове Зоя, вэ — в слове Вадик).


БИБЛИОГРАФИЯ

1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с цере¬бральным параличом. Доречевой период: кн. для лого¬педа. М.: Просвещение, 1989. 76 с.
2. Большакова С.Е. Речевые нарушения и их преодоление: сб. упражнений. М.: Сфера, 2005. 128 с.
3. Брюховских JI.A. Дизартрия: учебно-методическое пособие по логопе¬дии / Красноярск. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2012. - 180 с.
4. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают гово¬рить. М.: Гном и Д, 2005. 40 с.
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально- подгрупповая работа по коррекции звукопроизноше¬ния. М., 1998.
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Артикуляцион¬ная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. М.: ГНОМ и Д, 2005. 16 с.
7. Логопедия / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. 3-е изд. М.: Владос, 2002. С. 156-196.
8. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению / под ред. Т.В. Волосовец. М.: Академия, 2002.200 с.
9. Поволяева М.А. Справочник логопеда. Ростов н/Д: Фе¬никс, 2002.
10. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррек¬ция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР. СПб.: ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2004. 320 с.
Категория: Для дошкольников с ОНР | Добавил: 16-76
Просмотров: 1776 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск по сайту

Моя кнопка
ЛОГОПЕДиЯ

О развитии ребенка
[03 Мар 2011]
Закрытие коррекционной школы-интерната 8 вида (9)
[13 Ноя 2011]
Моя профессия - логопед! (5)
[22 Фев 2012]
Награда и эстафета "Чудо-блог" (0)
[05 Фев 2013]
Раннее речевое развитие (0)
[05 Фев 2013]
Эффективные упражнения для развития ребенка (0)

Новое на форуме
  • Правила получения сертификата (123)
  • Помог ли сертификат сайта в получении стимулирующих выплат? (6)
  • Внешний вид логоеда (1)

  • Картинки в помощь
    Фото пользователей [25]
    Сюда вы можете добавлять свои фото
    Мишки Тедди [96]
    Артикуляционная гимнастика [9]
    Артикуляционные профили [24]
    Автоматизация звуков [537]
    Словарный запас [370]
    Пособия своими руками [18]
    Моя работа [5]

    Развитие речи

    Посоветовать другу

    Новый опрос
    Помог ли сертификат сайта в получения стимулирующих выплат
    Всего ответов: 39
    Предлагаю обсудить эту тему на форуме

    Опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 262

    Опрос
    Кто на сайте?
    Всего ответов: 414

    Опрос
    Как Вы попали на мой сайт?
    Всего ответов: 335

    Друзья
    Маленькая страна” сайтМолчановой Н.Н.«Пёстрый Портфель» Учитель-Учителю  Фатхутдинова Ильсияр-мир особых детей Учительский портал Высшая школа делового администрирования

    Статистика
    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Топ пользователей

    Полезные ссылки
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Поиск

    Логопедическая помощь
    Подписаться письмом
    ЛОГОПЕДиЯ © 2024 При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна Конструктор сайтов - uCoz
    Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0 Наш сайт в каталоге Главной Московской доски объявлений 495RU.ru GlavBoard.ru Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов OpenLinks.RU