С каждым годом, особенно это проявляется в последнее время, в процессе работы приходится сталкиваться с тем, что уровень речевого развития детей снижается. Все чаще в старшей группе детского сада у детей встречается диагноз общее недоразвитие речи (ОНР). Это системное нарушение, при котором нарушено звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура, в речи присутствуют аграмматизмы. У детей бедный словарный запас, с преобладанием существительных и глаголов. Страдает связная речь. А также наблюдаются отклонения в развитии моторики, как общей, так и артикуляционной. Средством преодоления речевых нарушений у детей в системе коррекции ОНР являются фонематическое восприятие и звуковой анализ. У детей с ОНР отставание в формировании фонематических процессов создает серьезные препятствия для успешного овладения практическими навыками анализа и синтеза звукового состава слова. В дальнейшем это может вызвать значительные трудности при обучении грамоте и стать причиной их неуспеваемости в школе. В связи с этим возникает необходимость использования эффективных методов обучения и коррекционной работы, обеспечивающих успешное овладение детьми знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой. Мне бы хотелось бы рассказать о методике обучения детей с ОНР старшей группы определять местонахождения гласного звука в слове с помощью карточек. Карточки помогают определять местонахождение гласного звука в начале слова, в середине слова, в конце слова. Подбираются картинки, например, с гласным звуком «У» в различных позициях. Необходимо соединить картинку со схемой. Методика помогает развивать фонематический слух, зрительное восприятие, звуковой анализ и синтез слов.