Конспект фронтального занятия в старшей группе
Учитель-логопед: Кожанова О.М.
Тема «Мебель. Бытовые приборы».
Занятие 2
Задачи. Уточнение и активизация словаря по теме «Мебель. Бытовые приборы». Совершенствование
грамматическою
строя речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными, употребление существительных
с предлогами). Совершенствование навыков чтения,
звукового и слогового анализа слов. Совершенствование слоговой структуры
слова (двусложные слова с одним закрытым слогом: полка, кровать, диван).
Развитие
связной речи, фонематических представлений, общей, тонкой и артикуляционной
моторики, тактильной чувствительности, координации речи е движением.
Оборудование. Магнитная доска, плоскостные
изображения мебели, листы бумаги с заданием «Обведи по точкам», контейнеры с
карандашами (простыми и цветными), мяч.
Предварительная
работа.
Коллективное составление плана рассказа-описания мебели.
Ход
занятия
1.Организационный
момент.
Логопед. Ребята, сегодня мы продолжим
разговор о мебели и бытовых приборах.
2. Загадки.
Логопед. Послушайте
загадки.
Сушит ветер-суховей
Кудри мамочки моей.
(фен)
Пар пустил дракон хвостатый
И разгладил шарфик мятый.
(утюг)
Даже и в июльский зной
В нём морозно, как зимой.
(холодильник)
Из ковра чистюля-робот
Тянет пыль и грязь в свой хобот.
(пылесос)
Эта прачка-автомат
Нам стирает всё подряд.
(cтиральная машина)
Глядя на экран в
квартире,
Видим, что творится в мире.
(телевизор)
С ногами, а без рук,
С боками, а без ребер,
С сиденьем, а без живота,
Со спиной, но без головы.
(Кресло)
Под крышей — четыре ножки,
А на крыше — суп да ложки.
(Стол)
Днем спит на ней покрывало и подушка,
А по ночам там спит – Андрюшка.
(Кровать)
Меня в комнате всякий приметит,
А открыв меня, зиму с летом встретит.
(Шкаф)
Есть спина, а не
лежит никогда.
Есть четыре ноги, а не ходит.
Сам всегда стоит, а другим сидеть велит.
(Стул)
Я удобный, очень мягкий,
Вам не трудно угадать, -
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать.
(Диван)
Я на стол чуть-чуть
похожа,
Есть на кухне, и в прихожей,
В спальне я бываю редко,
А зовусь я …
(Табуретка)
Логопед.
Названия каких бытовых приборов вам встретились в загадках? (фен, утюг,
холодильник, пылесос, стиральная машина, телевизор). Названия какой мебели вам
встретились в загадках? (стол, кресло, кровать, шкаф, диван, табуретка, стул).
3. Задание «Закончи фразу»
Цель: активизировать слова, обозначающие бытовую технику;
развивать связную речь.
Закончите
предложение с помощью картинок:
Я
чищу ковёр... (пылесосом). Я стираю бельё в... Я слушаю новости по...
Я
глажу бельё... Я смотрю фильм по... Я ищу новую информацию в...
Я
взбиваю сливки с помощью... Я храню продукты в... Я шью платье на...
Я
разговариваю с другом по... Я делаю снимок нашей семьи...
4. Игра «Подскажи словечко».
Цель: Развитие речевого слуха, чувства рифмы.
Логопед. Я читаю
вам отрывок стихотворения, а вы добавляете недостающее слово.
Молоко блестит в стаканах,
Вишни стынут в киселе,
С тонкой корочкой румяной
Хлеб пшеничный …(На столе.)
Логопед. Дядя Стена утром рано
Быстро вскакивал…( С дивана.)
Логопед. Кто,
например, залез в буфет
Конфеты там нашел
И все бумажки от конфет
Кто побросал …(Под стол).
5. Физкультминутка. Игра с мячом «Назови ласково».
Цель: Совершенствование грамматического строя речи (образование
и употребление существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными
суффиксами).
Логопед. Я буду называть
предмет мебели или бытовой прибор и кидать мяч одному из вас. Вы будете называть
этот же предмет ласково и возвращать мяч мне. Синий диван.(Синенький диванчик.)
Логопед. Мягкий
пуф. (Мягонький пуфик.)
Логопед. Легкий
стул.(Легонький стульчик).
Л оголел.
Тяжелый шкаф. (Тяжеленький шкафчик.)
Логопед. Горячий утюг (горяченький утюжок), мощный
пылесос (мощненький пылесосик), черный телефон (чёрненький телефончик),
железный электрочайник (железный электрочайничек).
Игра «Семейка слов».
Цель: Совершенствование
грамматического строя речи (образование однокоренных слов).
Логопед. Давайте поиграем
с музыкальным мячиком и соберем семейку слов к слову стол. Я качу мячик
одному из вас и задаю вопрос. Вы отвечаете на вопрос одним словом и катите мяч
мне обратно. Как назвать маленький стол? Столик.
Логопед. Как
называется комната, где завтракают, обедают, ужинают? Столовая.
Логопед. Как называется
крышка стола? Столешница.
Логопед. Как называют игры, в которые
играют, сидя за столом? Настольные
Логопед. Отлично. Это было очень трудное задание.
6. Проговаривание плана рассказа о посуде
и бытовых приборах.
Логопед.
Ребята, давайте вспомним план рассказа описания бытовых приборов и мебели.
-
Название
-
что это мебель или бытовой прибор?
-
размер.
-материал.
-
цвет.
-
название и размер деталей.
-
для чего нужно?
7. Составление рассказа-описания мебели
и бытовых приборов.
Логопед.
Сейчас вы самостоятельно составите мне описательные рассказы о мебели и бытовых
приборах по схеме.
Дети
самостоятельно составляют описательные рассказы.
Это кресло.
Кресло – это мебель. Оно большое, мягкое, кожаное, красное.
У него высокая и широкая спинка, два деревянных закругленных подлокотника и
четыре толстые, короткие ножки. На нем можно сидеть и отдыхать.
8.
Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире».
Цель: Развитие тонкой моторики, координации речи с
движением.
Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с больших,
на обеих руках.
Много мебели в квартире. Сжимают
а разжимают кулачки.
В шкаф повесим мы рубашку, Загибают
пальчики, начиная с больших
А в буфет поставим чашку. на обеих руках,
Чтобы ноги
отдохнули, Посидим чуть-чуть на стуле,
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом.
Чай с вареньем дружно пили. Попеременно хлопают в ладоши и
Много мебели в квартире. стучат кулачками.
Н. Нищева
9. Упражнение «Раскрась картинку»
Цель: Развитие мелкой моторики рук.
Логопед раздает детям ксерокопии
картинки «Помоги Пете» (рис.30),
ставит на стол
контейнер с карандашами.
Логопед. А теперь возьмите простой
карандаш и обведите по пунктиру мебель и раскрасьте
картинку.
Дети выполняют задание,
10. Итог занятия.
Логопед. Ребята о чём мы с вами сегодня говорили? В какие
игры мы с вами играли? Молодцы. Занятие окончено.
|