Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе учителя-логопеда Игольницыной Татьяны Сергеевны
Тема: Составление рассказа по картинно-графическому плану на тему «Признаки ранней весны»
Цель: развитие связной речи, формирование лексико-грамматического строя речи.
Задачи:
- Образовательные:
- Учить составлять сложные предложения с союзами «А» и «потому что»
- Продолжать учить составлять рассказы-описания о птице по плану-схеме и сравнительный рассказ о граче и вороне.
- Закреплять знания о структуре рассказа.
- Развивающие:
- Развивать связную речь через составление рассказов.
- Развивать лексико-грамматический строй речи через развёрнутые ответы на вопросы.
- Развивать логическое мышление, внимание и память.
- Воспитательные:
- Воспитывать интерес к природе.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, здоровье
Оборудование: презентация, план-схема рассказа, письмо от грача, картинки грача и вороны.
Ход занятия:
- Организационный момент. Пригласить детей в круг и сообщить, что нам пришло письмо:
«Здравствуйте, дети. Пишет вам молодой Грач. Я отдыхаю на юге, но недавно я отстал от своей стаи и теперь не знаю, пора ли возвращаться домой в Череповец. Прошу вас мне помочь. Буду ждать вашего ответа. До свидания, Грач.»
- Дети, вы сможете помочь Грачу? (сможем). А что вы будете делать? Давайте сядем за столы и вместе подумаем, как ему помочь. (написать, чтобы прилетал)
- Прежде всего, вспомним, что вам известно о граче. В этом нам помогут карточки.
- Кто это? (Это грач)
- Частью какой группы он является? (Грач – перелётная птица)
- Какой по размеру? (он больше воробья, но меньше утки)
- Какие особенности частей тела? (У грача есть голова, туловище, крылья и лапы.).
- Какой по цвету? (Всё его оперение чёрного цвета).
- Где живёт? (Грачи живут в нашем городе, а где ещё не знаем)
- Чем питается? (точно не знаем)
- По ходу ответов заполняем таблицу-план. Рассказ о граче
- На какую зимующую птицу похож грач? (Грач похож на ворону.) Давайте сравним, чем похожи и чем отличаются ворона и грач.
- Заполняем таблицу-план о вороне. Рассказ о вороне
- Физминутка «Полёт птиц». Давайте немного отдохнём и поиграем. Девочки будут вороны. А мальчики – грачи. Вороны будут летать на зимнее слово, а грачи – на весеннее. Пока одни летают, другие ходят по кругу. КАПЕЛЬ СНЕГОПАД ПРОТАЛИНЫ МЕТЕЛЬ ПОЗЁМКА ПОДСНЕЖНИКИ.
- Составление сравнительного рассказа о граче и вороне по плану.
- Что мы не знаем о грачах и о воронах? (где обитают, чем питаются)
- Где вы можете узнать об этом? (книги, интернет…)
- Я предлагаю узнать об этом у нашего компьютера. (показываю слайды – текст: грач, в основном вегетарианец, его основная пища – корешки, проросшие зёрна. Грачи идут по свежей пашне. Грач ест червей. Грач на проталинке. Ворона всеядна, хищница – охотится на других птиц, грызунов)
- Теперь мы можем дополнить нашу таблицу. (грачи питаются корешками растений, проросшими зёрнами, червями, личинками жуков, а вороны всеядные).
- Дети, вам понятно, почему грачи не зимуют у нас, они ведь очень похожи на ворон?
- Когда грачам можно возвращаться на родину? (когда появится возможность найти пищу)
- Подумайте и скажите, какие приметы весны мы сегодня наблюдали? Можно ли грачам сегодня найти пищу в Череповце?
- Составление ответного письма Грачу. (Выставляю схему.)
Здравствуй, дорогой Грач. Погода в Череповце тёплая, солнышко пригревает, на крышах сосульки, звенит капель. На дорогах лужи. Кое-где появились первые проталинки. Добро пожаловать на Родину. Мы тебя ждём!
- Дети, как вы думаете, мы справились с просьбой Грача? Подарите мне улыбку те, кому понравилось это занятие? (дети рисуют улыбки на кружках). А кто уверен, что сможет самостоятельно подсказать уткам или ласточкам, когда им можно возвращаться на родину? Приклейте себе на грудь жёлтый кружок – он напомнит вам о задании. Желаю вам успеха!
|