Конспект по обучению грамоте в старшей группе. Тема: «Звук и буква А. Звук и буква У».
07 Дек 2013, 22:49
Конспект по обучению грамоте в старшей группе Учитель-логопед Кожанова О.М. Тема: «Звук и буква А. Звук и буква У». Задачи. 1.Дать понятие «Буква», «гласный зву». 2.Развитие фонематических процессов: анализа и синтеза. 3.Обучение грамоте. 4.Развитие связной речи. 5.Развитие зрительного гнозиса.
Оборудование. Буквари Н.В. Нищевой, красные круги, красные карандаши, прописи, картинки с буквами А и У, лексический материал с буквами А и У, мяч. Ход занятия. 1. Организационный момент. Объявление темы занятия. 2. Звук «А» - гласный. Обозначим его красным кружочком: Запомни! «А» - это гласный звук, потому что его можно петь. Произнеси за мной: «А-а-а». Широко открой рот и «включи» голос. Произнеси звук «А»: - громко-тихо; - долго - коротко; -спой Логопед. Есть звук и буква А. Логопед пишет на доске большую букву А. 3. Логопед. Откройте буквари на странице с буквой А. Послушайте стихотворение. Алик с Аллочкой дружил. Алле астры подарил. Какие слова и имена начинаются со звука А? (Алик, Алла, астры) 4. Логопед. Обратите внимание, что большая буква А и маленькая буква а пишутся по разному. (нарисовать на доске) Логопед. Найдите на картинке большую букву А, маленькую букву А.
5. Сложите букву большую букву А из палочек. Слепите маленькую букву а из пластелина. 6. Хлопните в ладоши, когда услышите звук А. (а, у, и, а, о) 7. Назовите нарисованные предметы (аист, астра, арка, арфа) 8. Обведи буквы А красным карандашом. . Пальчиковая гимнастика «Снежинки». Логопед предлагает детям сде¬лать пальчиковую гимнастику. Стою и снежинки в ладошку Ритмичные удары пальцами левой ловлю. руки, начиная с указательного, по ла- дони правой руки. Я зиму, и снег, Ритмичные удары пальцами правой и снежинки люблю, руки, начиная с указательного, по ла¬дони левой руки. Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ — В ладошке вода, разжать. Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать. Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Мелкие потряхивания расслабленны- Как видно, ладошки мои горячи, ми ладонями. 9. Чтобы произнести звук «У», надо сделать губы трубочкой, приоткрыть рот и «включить» голос. Когда мы произносим звук «У», воздух свободно выходит изо рта. Ни губы, -и зубы, ни язык нам не мешают. Запомни! «У» - это гласный звук, потому что его можно петь. Обозначим его красным кружочком. Произнеси звук «У»: - громко-тихо; - долго - коротко; - спой. Логопед. Есть звук и буква У. Пишет на доске большую букву У. 10. Логопед.Откройте буквари на странице с буквой У. Послушайте стихотворение. Уля сварила уху для утят, Только утята есть не хотят. Логопед. С какого звука начинается имя Уля? В каких словах ещё вы услышали звук У? 11. Физкультминутка «Игра с мячом». Логопед. Я буду кидать вам мяч и назвать слово, а вы будете кидать мне мяч обратно и говорить с какого звука начинается слово ( астра, утка, аист, уши, удочка, арфа, улей, арка) 12. Логопед. Посмотрите на картинку и найдите на ней букву У. 13. Логопед. Обратите внимание, что большая буква У и маленькая буква у пишутся по разному. Сложите большую букву У из палочек. Логопед. Слепите из пластилина маленькую букву у. 14. Логопед. Хлопните в ладоши, когда услышите звук У ( а, и , У о, а). 15. Логопед. Помогите утке выбрать предметы, названия которых начинаются со звука у. 16. Логопед. Покажите в словах под картинкой сначала букву у, а потом букву а. 17. Логопед. Возьмите красные карандаши , «напиши» букву У в воздухе и обведи ее на листке. 18. Итог занятия. Логопед предлагает вспомнить какие звуки и буквы учили на занятии. Выделяет лучших и худших.