Конспект НОД с детьми в подготовительной к школе группе
Учитель-логопед МБДОУ г.Иркутска детский сад № 172 "Радуга" Милашевская Надежда Валерьевна
ТЕМА: «Животные жарких стран и животные Севера» Цели: Коррекционно-развивающие: обогащать и активизировать словарь по теме; развивать навыки словообразования имени существительных; учить образовывать сложные слова; развивать навыки словоизменения : образовывать сущ.мн.ч. Р.п., сущ.мн.ч. В.п. без предлога; развивать умение составлять предложение из набора слов в соответствии с грамматическими нормами (деформированное предложение); учить составлять сложноподчиненные предложения; развивать навыки слогового синтеза; развивать фонематические представления: подбирать слова с определенным звуком; развивать связную речь через описание животного по плану в форме загадки; развивать мыслительные процессы: классификации, обобщения; развивать зрительный гнозис через узнавание наложенных друг на друга изображений; развивать мимику и общие движения через подражательные действия. Образовательные: продолжить знакомство детей с миром животных; закрепить обобщающее понятие «животные»; учить классифицировать животных по признаку проживания в разных климатических зонах. Воспитательные: учить работать в коллективе, прислушиваться к мнению товарищей; воспитывать умение у детей решать задачи сообща, формировать представления о дружбе, взаимопомощи. Оборудование: картинки животных, 2 столика, план- схемы описательного рассказа, картинки: «солнце» ,«снежинка», картинки для зрительного гнозиса
Ход занятия: 1.О/момент Логопед: «Всю неделю мы говорили о животных ,которые живут в жарких странах и на севере. Сегодня мы проведем соревнование, чтобы вспомнить еще раз о них. Для этого проведем соревнование, Нам нужно разбиться на 2 команды». 2. Классификация животных. Выбор команд. (на столах лежат перевернутые картинки животных севера и жарких стран, и стоят 2 мольберта. На одном прикреплена картинка, на которой изображена снежинка, на другом- солнышко ). Логопед: «На столе картинки с изображением животных , каждый подходит, берет одну картинку, определяет какое это животное и подходит к мольбертам. Если это животное живет на севере -то подходит к мольберту со снежинкой, а если в жарких странах-то подходит к мольберту с солнцем» (Логопед проводит опрос детей, почему подходить нужно именно так. Далее дети делятся соответственно на команды , идет проверка правильности выполнения задания). Логопед: «Итак, у нас получилось 2 команды . Команда животных севера и команда животных жарких стран» 3.Выбор жюри Логопед: «В каждом соревновании есть жюри (объяснение слова)» Выбирается жюри из родителей. 4.Разминка Логопед: «Начнем с разминки ,первый вопрос командам: -Почему животные жарких стран живут в этих краях и не могут жить на севере? -Почему животные, которые живут на севере не могут жить в жарких странах?» 5.Образование мн.ч. Р.п. Логопед: «И на севере, и в жарких странах живет много животных, давайте вспомним кого там много?» Команды вспоминают животных своих соперников (много крокодилов, много гепардов и т.д. ) 6.Образование сложных слов Логопед: «Задание -кто ответит быстрей -та команда получает очко -Если животное питается травой, то оно называется …..(травоядное), -Если у жирафа длинная шея-то он какой …(длинноногий), -Если у бегемота толстые ноги-то он какой …(толстоногий), -Если у обезьяны длинный хвост она какая …(длиннохвостая), -Если у жирафа длинные ноги, он…(длинноногий)». 7.Назвать животных , в названии которых есть звуки -р-, -ж-, -а-, -н- За каждый ответ начисляются очки. 8. Отгадывание загадок и подражательные действия Логопед: «-В сумке своей я ношу очень много Всяких полезных и нужных вещей Есть же такие мамаши, которые В сумке носят малых детей Как их зовут назови поскорей ….» Кенгуру После отгадки дети изображают животное «-Он огромен и могуч Достает до самых туч К водопою он идет Носом-шлангом воду пьет…..» Слон «-У мамы и у ребяток Вся одежда из заплаток Ну а шея -подъемного крана длиннее…..» Жираф «-По реке плывет бревно Ох, и злющее оно Тем кто в речку угодил Нос откусит ….. » Крокодил «-Что за чудо , вот так чудо Сверху блюдо, снизу блюдо, Ходит чудо по дороге Голова торчит, да ноги……» Черепаха. 9. Д/и «Слова рассыпались на части» За правильно «собранное» слово очки ра -зеб зебра раф -жи жираф ны -сло слоны ведь -мед медведь жи -мор моржи 10. Работа с деформированным предложением. Логопед: «Я составила предложения о животных, но они рассыпались помогите их собрать» По предложению команде -Бежит, за, антилопа, лев. -На, обезьяна, вкусный, банан, дерево, ест. -Ловит, в море, медведь, рыба. -Слоны, Африка, в, живут, огромные. -Не, холода, моржи, боятся. -Уши, у, большие, слона. 11. Развитие зрительного гнозиса Логопед : «Художник нарисовал животных, но у него было мало листов и он нарисовал животных друг на друге, узнайте их, кого нарисовал художник» (Команды за 2 столиками совещаются, узнают животных. Поверка выполнения и соответственно очки за каждое угаданное животное).
12. Развитие связной речи. Составление загадок-описаний детьми с опорой на картинный план (по Ткаченко Т,А,) Логопед: « Я вам загадки загадывала, а теперь вы будете загадывать загадки своим соперникам, можно пользоваться планом. Будет оцениваться отгадана ли загадка соперниками и то, как загадка была составлена» (вспоминаются элементы плана. Дети по одному загадывают загадки. ) 13.Подведение итогов соревнования. Слово жюри