Конспект индивидуального занятия Тема: Дифференциация звуков [Л]- [Р]. Цель: Закрепление умения различать звуки [Л]- [Р] на слух и в произношении. Задачи: 1. Развитие фонематических процессов. 2. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти. 3. Развитие мелкой моторики. 4. Активизация мыслительной деятельности на материале загадок. 5. Совершенствование умения различать звуки [Л]-[Р] в произношении, в слогах, в словах, в чистоговорках. Оборудование: 1.предметные картинки, 2.бумажные куклы: Рада, Лола, Лера, 3.зеркало. Речевой материал: слоги, слова, словосочетания, загадки, чистоговорки, предложения. План занятия: 1. Оргмомент. 2. Уточнение артикуляции. 3. Различение звуков [Л] и [Р] в слогах и словах на слух. 4. Различение звуков [Л]- [Р] в игре «Четвертый лишний». 5. Различение звуков [Л]- [Р] на картинном материале в произношении. 6. Физкультминутка. 7. Дифференциация звуков [Л]- [Р] в загадках. 8. Дифференциация звуков [Л]- [Р] в чистоговорках. 9. Итог занятия.
Ход занятия 1. Оргмомент. Л.: Сегодня к нам в гости пришла девочка Лера. Давай с ней поздороваемся. Р.: Здравствуй, Лера. Л.: А какие согласные звуки ты слышишь в имени девочки? Р.: Звуки [Л]- [Р]. Л.: Правильно. И наша тема: Звуки [Л]- [Р].
2. Уточнение артикуляции. Л.: Давай напомним язычку, что он должен делать, когда мы произносим звук [Л], а что, когда произносим звук [Р]. (Ребенок вспоминает, а логопед ему помогает). Р.: Когда мы произносим звук [Л], язычок принимает форму седла, кончик язычка прижат к бугоркам, а когда мы произносим звук [Р], язычок поднимается вверх, кончик язычка дрожит, бьет по бугоркам.
3. Различение звуков [Л] и [Р] в слогах и словах на слух. Л.: Сейчас я буду говорить тебе слоги, а ты мне назови, какой слог лишний. РА-РА-ЛА-РА; ЛО-РО-ЛО-ЛО; РЫ-ЛЫ-РЫ-РЫ; РУ-ЛУ-ЛУ-ЛУ; РА-ЛА-ЛА-ЛА. Р.: ла; ро; лы; ра. 4. Различение звуков [Л]- [Р] в игре «Четвертый лишний». Л.: Посмотри внимательно на картинки, найди лишнюю и объясни, почему ты так считаешь. Картинки: 1) лук, рак, лампа, ложка; 2) клубника, игла , крот, слон; 3) оранжевый, красный, желтый, черный. 4) комар, стул, стол, овал. Р.: рак, крот, желтый, комар.
5. Различение звуков [Л]- [Р] на картинном материале в произношении. Л.: Лера пригласила своих подруг Лолу и Раду к себе в гости на день рождения. И девочки пошли в магазин за подарками. Лола будет выбирать подарки, в названии которых есть звук [Л], а Рада, в названии которых есть звук [Р]. Помоги девочкам выбрать подарки. (Картинки: краски, платок, кукла, карандаш, скакалка, роза). (Ребенок выбирает и объясняет свой выбор) Л.: В то время, пока Рада и Лола выбирали подарки, Лера готовила для них угощения, но не простые. В названии этих угощений есть звуки [Л] и [Р]. Лору хозяйка угощала блюдами, в названии которых есть звук [Л], а Раду,
в названии которых есть звук [Р]. (Картинки: салат, торт, пирожное, морковка, молоко, рыба, яблоко, арбуз).
6. Физкультминутка «Цветок» 7. Дифференциация звуков [Л]- [Р] в загадках. Л.: Лора приготовила своим подругам загадки. Давай попробуем отгадать их? 1) Сидит дед, в сто шуб одет, а кто его раздевает, тот слезы проливает. 2) Кто зимой холодной ходит злой, голодный? 3) Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали, А пошли искать их днем: Ищем, ищем – не найдем. 4) Я по дереву стучу, червяка достать хочу. 5) Девица в темнице, а коса на улице. 6) Непоседа птица эта, одного с березой цвета. Р.: лук, волк, роса, дятел, морковь, сорока. (После каждого ответа спросить ребенка, кому была адресована загадка, почему он так решил).
8. Дифференциация звуков [Л]- [Р] в чистоговорках. РА-РА-РА – интересная игра; РО-РО-РО – на полу стоит ведро; ЛО-ЛО-ЛО – весной на улице тепло; ЛА-ЛА-ЛА – я маме помогла; РЫ-РЫ-РЫ – прилетели комары; ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ – арбузы сладки и круглы; РУ-РУ-РУ – прискакала кенгуру; ЛУ-ЛУ-ЛУ – нашли мы острую иглу. Ребенок повторяет за логопедом.
9. Итог занятия. Л.: Молодец, а теперь вспомни, какие звуки мы учились различать сегодня? Р.: звуки [Л] и [Р]. Л.: А как звали девочек? Р.: Лера, Лола, Рада. Л.: Тебе понравилось в гостях у Леры? Р.: Да. Л.: Молодец, ты сегодня очень хорошо занималась. Давай попрощаемся с девочками. Р.: До свидания.
|