Коровина Маргарита Сергеевна, учитель-логопед второй квалификационной категории муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития № 15 «Звездочка»
Моя семья Конспект индивидуального логопедического занятия
Цель занятия: систематизировать представления о семье, семейных и родственных отношениях; воспитывать добрые чувства и любовь к членам своей семьи, проявлять о них заботу. Задачи: Образовательные: • закреплять умения образовывать существительные множественного числа по теме: «Моя семья». • обогащение словарного запаса ребенка по теме: «Моя семья». Коррекционные: • автоматизация правильного произношения всех поставленных звуков в спонтанной речи; • работа над слоговой структурой речи; • развитие фонематического восприятия; • связной речи и грамматического строя; • развивать мелкую моторику рук; Воспитательные: • формирование взаимопонимания, отзывчивости, любви к семье; • воспитание бережного отношения к матери, семейным ценностям, уважительного отношения к окружающим; • воспитание толерантности. Оборудование: ватман с изображением силуэта дерева; клей-карандаш; бумажные салфетки; мячик; магнитофон; диск с записью музыки П.И.Чайковского «Вальс цветов»; альбомный лист; карандаши. Ход занятия: Организационный момент: Логопед: - Здравствуй те я рада Вас видеть сегодня на нашем занятии. «Собрались все вместе в круг. Я твой друг и ты мой друг. Крепко за руки возмёмся. И друг другу улыбнёмся. -Посмотрю на ваши лица, с кем здесь можно подружиться? » Логопед: Я Маргарита Сергеевна, а тебя как зовут? Ребенок: Маша. Логопед: А с кем ты сегодня пришла на занятие? Ребенок: С мамой и папой. Логопед: Как зовут твою маму? Ребенок: Елена Петровна. Логопед: А папу? Ребенок: Андрей Геннадьевич. Логопед: Маша, а как ласково тебя называют дома в семье? Ребенок: Машенька, Машуля, Маруся. Логопед: А как ласково ты дома называешь маму? Ребенок: Мамочка, мамуля, мамуленька. Логопед: А как ласково ты дома называешь папу? Ребенок: Папочка, папуля, папуленька. Основная часть: Логопед: Вот мы с Вами и познакомились. Маша я знаю, что ты приготовила сюрприз, покажи, пожалуйста. Ребенок: Маргарита Сергеевна я принесла наш семейный фотоальбом. Логопед: Ой, Маша, какой красивый альбом. Маша открой свой альбом и расскажи мне пожайлуста о своей семье. Ребенок: Маша рассказывает о своих родственниках. Логопед: Маша, много у тебя родственников и запомнить сразу, кто есть кто очень трудно. С древних времен люди долго думали, что бы такое придумать, чтоб запомнить и показать все своих родственников и придумали. Они стали изображать семью в виде дерева. Ведь семья и дерево очень похожи. Скажи, что есть у дерева? Ребенок: У дерева есть корни, ствол, ветви, листочки, плоды. Логопед: Правильно. Посмотри пожайлуста на доску на ней изображено большое дерево. Сейчас вместе с твоими родителями мы будем составлять генеалогическое дерево, но сначала отдохнем. Физкультминутка: Речевая подвижная игра: «Ты похлопай и потопай» Ребенок одновременно хлопает и топает на каждый слог называемого слова ( по изучаемой теме). Логопед: Молодец, вот мы и отдохнули. У семьи, как и у дерева, тоже есть корни, ствол, ветви и ветки. Корни семьи – это прадедушка и прабабушка. Возьми пожайлуста фотографии прадедушки и прабабушки и вместе с мамой папой приклейте фотографии к корням дерева. От них начинается ваша семья. Ребенок: Ребенок вместе с родителями приклеивает фотографии к дереву. Логопед: Молодец. У дерева есть крепкий и высокий ствол, а от него влево и вправо отходят ветви, на них расположены твои мама и папа, тетя и дядя. Возьми пожайлуста фотографии и вместе с родителями приклейте фотографии к ветвям дерева. Ребенок: Ребенок вместе с родителями приклеивает фотографии к дереву. Логопед: Молодец, а на вершине дерева, на самых ее молоденьких веточках находишься ты. Ребенок: Ребенок вместе с родителями приклеивает фотографии к дереву. Логопед: Молодцы, вы справились с заданием. Маша, вот такое дерево, где изображены все твои родственники, вся семья, называется генеалогическим. Вы очень хорошо потрудились, и у меня для Вас есть интересная игра: «Один – много» давайте встанем с вами вкруг. Я буду кидать каждому из вас мячик и называть членов семьи, а вы будите кидать мне мячик обратно и называть членов своей семьи, если их будет много. Например: мама-мамы, папа- …. Ребенок: папы. Логопед: бабушка - ….. Ребенок: бабушки и т.д. Логопед: А сейчас мы с вами немного отдохнем и разомнем наши пальчики. Пальчиковая гимнастика: «Моя семья» Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я Вот и вся моя семья! (Ребенок сжимает руку в кулак, поочередно разжимает пальцы, начиная с большого. В конце упражнения энергично сжимает руку в кулак несколько раз. Поочередно выполняет с начала правой, а затем левой рукой). Логопед: Маша я очень много интересного узнала о вашей семье. А на память я хотела бы, что бы ты нарисовала портрет вашей семьи. А мама и папа тебе помогут в этом (родители совместно с ребенком рисуют семейный портрет под музыку П.И.Чайковского «Вальс цветов»). Заключительная часть: Логопед: Маша скажи, что мы сегодня делали на занятии? Ребенок: Рассматривали мой семейный альбом, клеили фотографии на наше дерево, рисовали. Логопед: Что тебе больше понравилось? Ребенок: Рассказывать о своей семье и делать дерево. Логопед: Молодец, ты очень хорошо занималась, наше занятие окончено. До свидания. Ребенок: До свидания.