Использование в коррекционной работе с детьми с ОНР авторской здоровьесберегаюшей технологии В.Ф Базарного .
18 Апр 2013, 00:25
Никотина Инна Алексеевна учитель-логопед НДОУ ЦРР «Мир детства» д\с №138 г. Астрахани Использование в коррекционной работе с детьми с ОНР авторской здоровьесберегаюшей технологии В.Ф Базарного .
Я уже давно и успешно использую в своей работе с детьми с ОНР методику сенсорно-координаторных тренажей и систему универсальных символов (СУС) В.Ф. Базарного, которая предусматривает синхронно сочетающиеся движения головы, глаз и туловища. Важнейшая особенность данных занятий состоит в том, что они проводятся в режиме смены поз. Дети стоят на массажных ковриках, в носочках отгадывают загадки, отвечают на вопросы, составляют рассказы - описания и т.д. В четырёх верхних углах групповой комнате наклеены предметные картинки любой лексической темы, можно использовать сюжетные картинки, важно, чтобы все вместе картинки составляли развивающийся в логической последовательности единый комплекс. Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности цифры 1-2-3-4. В зависимости от характера, 1-2 раза за занятие все дети поднимаются в положение свободного стояния. Под команды логопеда 1 -2-3-4.....1 -2-3-4.....и т.д. дети начинают достаточно живо фиксировать взгляд по очереди на соответствующей данной цифре картинке. При этом они совершают синхронно сочетающиеся движения глазами, головой и туловищем. Дети должны не просто механически пробежать глазами, но и успеть увидеть все 4 предметные картинки или сюжета. Найти ответ на поставленный вопрос. Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт смены поз. Эта методика способствует расширению зрительных горизонтов, развитию творческого воображения и целостного воспитания, развитию двигательной активности. А массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом, т.к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние, стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему, мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от плоскостопия. В свою работу внедряем режим непроизвольного зрительно-моторного скольжения по траекториям, используя лазерный лучик.
Здоровьесберегающую технологию В.Ф.Базарного ещё называют. "технология раскрепощенного развития”. Отличительной особенностью этой технологии состоит в следующем: Занятия проводятся в режиме смены динамических поз.Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале могут стоять не более 3-5 минут. Затем длительность увеличивается до половины занятия. Схемы зрительных траекторий используются для разминок и упражнений на зрительную координацию. Упражнения проводятся в сочетании с движениями глазами, головой и туловищем в позе свободного стояния и базируются на зрительно-поисковых стимулах. На потолке или стене располагаются различные зрительные ориентиры и детям предлагается найти глазами какую –либо игрушку или фигуру. Затем "пробежать” глазами по кругу, в обратную сторону, затем снизу вверх, сверху-вниз. Метка на стекле (по Аветисову) позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагают рассмотреть круг, наклеенный на стекле, ответить, сколько на рисунке веточек, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за окном и рассказать, что он там видит. Зрительно-пространственная активность. Детям предлагают найти зрительный материал в пространстве группы. Это могут быть отгадки загадок, слова с заданными звуками и др. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА:
Базарный В.Ф.»Здоровье и развитие ребёнка: экспресс-контроль в школе и дома» -Москва-2005г. Галанов А.С. «Оздоровительные игры дошкольников и младших школьников»-С-Петербург-2007г. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе»- Москва-2005г.
ЦЕЛЬ:
развитие зрительно- вестибулярных рецепторов, профилактика нарушения зрения, активизация процесса обучения.
ЗАДАЧИ:
- расширение поля зрения. - улучшение восприятия. -формирование способности переключения зрения из ближнего режима в дальний. - развитие мелкой и общей моторики. - формирование навыка ориентировки в пространстве. - развитие координации речи и движений. - развитие умения различать геометрические фигуры и цвета. - развитие речемоторных функций.
- диагностическое тестирование. -беседа о необходимости профилактики нарушения зрения. - рассматривание схем : «Строение тела человека», «Строение лица», «Строение глаза человека». - чтение книг по волеологии: « Человек. Наше тело», «Как мы устроены». - разучивание небольших ритмичных стихотворных текстов. - игры на различие геометрических фигур: «Четвёртый лишний», «Что изменилось?», «Найди пару» и т.д. - упражнения для закрепления пространственных направлений (влево, вправо, вверх, вниз): «Найди клад», «Ищи предмет», «Графический диктант» и др.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
1. Тренировочные упражнения с опорой на схему зрительных траекторий для перевода зрения из ближнего режима в дальний: - скольжение взглядом по часовой стрелке. - скольжение взглядом против часовой стрелки. - нахождение взглядом названых геометрических фигур на индивидуальных схемах затем на плакате(правом, левом, среднем). 2. Работа с сенсорно-дидактическими крестами. -нахождение центра пересечения прямых, затем скольжение взглядом в направлениях вверх, вниз, вправо, влево. -нахождение центра пересечения прямых на индивидуальных схемах указательным пальцем правой руки, движение им в названом направлении, затем рисование в воздухе с опорой на демонстрационную схему - то же задание левой рукой. - то же задание двумя руками. 3. Задания по методике сенсорно-координаторных тренажей. -движения глазами поочередно в четыре угла комнаты, в которые помещаются яркие иллюстрации с цветами. - то же задание с геометрическими фигурами. -то же задание , но последовательность определяется цифрами под картинками. 4. Упражнения на улучшение речемоторных функций с использованием стихотворного текста. - формирование шагового логоритма в режиме ближнего зрения. - формирование шагового логоритма в режиме дальнего зрения. - формирование шагового логоритма с использованием напольных шагово-метрических сеток. - повышение речемоторных функций с помощью энергичных поворотов головы при делении слов на слоги. 5. Работа детей в художественно-чистых прописях. - по образцу на плакате. - без образца. -сравнение, скольжение взглядом. -сравнение, обведение пальцем правой руки. - сравнение, обведение пальцем левой руки.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ.
- беседа о необходимости профилактики нарушения зрения. - ознакомительная беседа о методике СУС . - посещение родителями занятий с детьми с применением системы условных символов. - практикум для родителей по применению СУС в домашних условиях. - привлечение родителей к изготовлению оборудования используемого в данной методике.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.
- у детей логопедической группы увеличились показатели по всем видам речевой деятельности. - улучшились параметры развития мелкой и общей моторики. - увеличилась способность к переключению зрения. - навык ориентировки в пространстве достиг возрастной нормы.