Индивидуальное занятие по автоматизации звука Р в прямых слогах, в слогах со стечением согласных, в словах, в предложениях.
Цели занятия: 1. Продолжать автоматизировать (закреплять) звук Р изолированно, в прямых слогах, в слогах со стечением согласных; в словах с этими слогами; в предложениях. 2. Развитие артикуляционной моторики через умение чётко выполнять артикуляционные упражнения. 3. Продолжать учить ребёнка правильно произносить изолированный звук Р через подражания, давать чёткую артикуляцию звука Р, давать правильную характеристику звука Р. 4. Развитие фонематического слуха через умение правильно воспроизводить слоговые ряды за логопедом, определять наличие звука Р в словах. 5. Развитие фонематического анализа через умение находить место звука Р в словах (начало, середина, конец). 6. Развитие навыка составления предложения по опорным картинкам. 7. Закрепить знания ребёнка о продуктах, одежде, домашних-диких животных. Закрепить соответствующие обобщающие понятия. 8. Развитие пространственной ориентировки через практическое употребление простых предлогов: за, перед, между. 9. Воспитание интереса к занятию.
Оборудование: изображение медвежонка с мёдом на машине, индивидуальное зеркало, картинки с изображением паруса, гриба, гармошки, дятла (для артикуляционной гимнастики), изображение моста, картинки с изображением продуктов: баклажаны, лимон, свекла, рыба, горох, помидоры, творога, макароны, шпроты, груши, кефир, сыр, сахар; картинки с изображением одежды: носки, галстук, шуба, сарафан, рубашка, трусы, свитер; картинки с изображением животных: лиса, лев, слон, волк, корова, жираф, рысь, крот, зебра, тигр; кукла Айболит, изображение домика.
1. Организационный момент: -Ваня, посмотри, кто к тебе пришёл в гости. -Кто это? (Медвежонок). С Медвежонком случилась такая история. Он получил письмо от Доктора Айболита. Доктор пишет, что у него в лесу заболели животные и ему срочно нужен мёд. Он попросил Медвежонка, чтобы тот привёс ему немного мёда. Давай поможем Мишке и Доктору Айболиту. Ваня, в дороге ты должен будешь помогать Медвежонку. И прежде чем отправиться мы выполним гимнастику для языка. 2. Арикуляционная гимнастика: -Первое упражнение, которое мы будем выполнять это упражнение «Парус». (показываю картинку с изображением паруса, ребёнок сам называет упражнение) Упраж-ие «Парус». Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки за верхними зубами. Удерживать язык в таком положении под счёт от1 до 10. Лодочка под парусом по реке плывёт, На прогулку лодочка малышей везёт. -Следующее упражнение называется «Гриб». (показ картинки) Упраж-ие «Гриб». Улыбнуться, открыть рот, приклеить (присосать) язык к нёбу. Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 10. Под берёзой, у дорожки Гриб растёт на толстой ножке. Мимо мы пройти не можем, Гриб в лукошко мы положим. - Посмотри, какое следующее упражнение? (Гармошка) Ураж-ие «Гармошка». Улыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу. Не отпуская язык, сильно отпустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть. Под счёт от1 до 10. Ну-ка, рот пошире, крошки. Поиграем на гармошке! Язычок не отпускаем, Только ротик открываем. Раз, два, три, четыре, пять, Нам не трудно повторять! - И последнее упражнение «Дятел». (показ картинки). Упраж-ие «Дятел». Улыбнуться, рот открыт, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» за верхними зубами и произносить: «д-д-д…» Дятел на стволе сидит, Клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук- Раздаётся громкий звук. 3. Изолированное произношение звука: - Ну а теперь, можно отправляться в дорогу. - А поедет наш Медвежонок на автомобиле. -Давай поможем ему завести мотор в машине. -Давай улыбнись, широко открой рот, подними язык за верхние зубы и произнеси песенку мотора. (Ребёнок изолированно произносит звук р). - А сейчас произнеси песенку мотора, как будто машина едет близко, и мы хорошо слышим, как гудит её мотор.(Ребёнок произносит громко звук Р). - А теперь, произнеси песенку мотора так, как будто машина едет далеко, и мы плохо слышим как гудит её мотор. (Ребёнок тихо произносит звук Р). 4. Уточнение артикуляции звука Р. Характеристика звука Р. - Посмотри на себя в зеркало, произнеси звук Р. - А теперь расскажи, как ты произносишь звук Р? (Ребёнок рассказывает артикуляцию звука). -Рот открыт, зубы приоткрыты, кончик языка напряжён, ударяется об верхние зубы, воздушная струя идёт по середине языка. -Звук согласный, потому что мы его не поём; звонкий, потому что голосовой моторчик работает. 4. Игра «Мостик». Ехал-ехал Медвежонок и на пути у него мост. -Ваня, посмотри на мост, он сломан. -На нём не хватает досок. -Эти досточки перед тобой и на них задания. -Тебе нужно на досках написать букву Р сначала по точкам, а затем самостоятельно. (ребёнок прописывает букву Р). -А теперь давай прочитаем, что получилось? (Читает слоги с буквой Р, чётко проговаривая звук Р) Оценка. А теперь почини мост и пусть Мишка едет дальше. 5. Игра «Продуктовый магазин». Ехал-ехал Медвежонок и заехал в магазин, решил купить продукты. -Ваня, как называется магазин, в котором продаются продукты? (Продуктовый магазин). -Посмотри на картинки и назови, что продаётся в магазине. (Ребёнок называет картинки по порядку). Логопед следит за чётким произношением. -Ваня, как это всё можно назвать одним словом? (Продукты). -Ваня, Медвежонок решил купить только те продукты, в которых есть звук Р. (Ребёнок выбирает и называет продукты, в которых есть звук Р) Оценка. 6. Игра «Магазин одежды». Пока Мишка ехал, он очень замёрз, поэтому он решил заехать в магазин одежды. -Ваня, назови вещи, которые продавались в магазине. (Ребёнок называет картинки). -Ваня, как можно все эти предметы назвать одним словом? (Это одежда). -А теперь помоги Медвежонку выбрать одежду, в названии которой слышим звук Р. (Ребёнок выбирает и называет одежду). 7. Игра «Кто живёт в лесу?» Купил Медвежонок продукты, одежду и поехал дальше, едет-едет и подъехал к лесу, смотрит кто-то под большим деревом сидит, присмотрелся он, а это Доктор Айболит. А рядом с ним зверей видимо- невидимо и, все пришли к нему лечиться. -Ваня, назови животных, которые пришли лечиться? (Ребёнок называет картинки с изображением животных). -Назови домашних животных? (Корова) -Назови диких животных? (Тигр, лев, зебра, слон, жираф, лиса, рысь, волк) -Назови животных, которые живут в жарких странах? (Тигр, лев, зебра, слон, жираф, рысь) -Назови животных, которых мы можем встретить в наших лесах? (Волк, лиса, крот). - Теперь, назови животных, в названии которых есть звук Р. (Тигр, зебра, жираф, рысь, корова, крот). 7. Игра «Что, у кого болит?» -Ваня, давай, послушаем, что у кого болит. -Я тебе показываю на что жалуется животное, а ты называешь. (Например, у тигра болит хвост. У зебры болит нога. И жирафа болит шея. и т.д.) 8. Игра «Кто за кем?» Давай с тобой скажем, в каком порядке стоят животные к доктору на приём. -За кем стоит крот? (Крот стоит за коровой) -Перед кем стоит зебра? (Зебра стоит перед жирафом) -Между кем стоит рысь? (рысь стоит между жирафом и тигром) -Где стоит жираф? (Ребёнок даёт свой ответ). 9. Игра «Где живёт звук?» - Ваня, а теперь выбери три животных, которые тебе нравится. - Вот тебе дом, рассели животных. (Ребёнок называет картинки, определяет место звука Р в слове) 10. Итог занятия: Медвежонок увидел, что к Айболиту пришли лечиться много зверей, и подал ему бочонок мёда, и сказал ему: «Вот тебе, Айболит, мёд. Лечи своих зверей, ведь мёд-это хорошее лекарство от многих болезней ». Айболит поблагодарил медвежонка: и от себя и от зверей, передал тебе Ваня и ребятам из вашей группы, вот эти сладкие конфеты.
Данное занятие составила
Дементьева Юлия Геннадьевна учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Сказка» г. Иркутска.
|