Групповое логопедическое занятие
| 26 Авг 2013, 21:21 |
Цели занятия: 1. Уточнить и расширить представления детей о цветах, строении цветка, местах его произрастания. 2. Продолжать учить детей самостоятельно образовывать относительные прилагательные (цветы садовые, луговые, лесные, полевые, комнатные). 3. Развитие грамматического строя речи через умение правильно согласовывать местоимения МОЙ, МОЯ с существительными. 4. Активизация и обогащение лексической стороны речи . Существительные: названия цветов: гвоздика, ландыш, тюльпан, колокольчик, ромашка, роза, одуванчик, подснежник; части цветка: корень, стебель, листья, бутон, лепестки, сердцевинка, семена. Признаки: садовые, луговые, полевые, лесные, комнатные. Действия: ухаживать, садить, вскапывать, поливать. 5. Развитие зрительного восприятия через игру «Волшебная труба». 6. Развитие координации слова с движением, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения. 7. Автоматизация поставленных звуков через рассказывание стихотворений. 8. Развитие умения у детей самостоятельно задавать вопросы по образцу логопеда. 9. Развитие фонематического анализа и синтеза через полный звуковой анализ слова РОЗА. (Работа с цветными магнитами) Оборудование: картинка с изображением вазы с букетом; картинка с изображением строения цветка; волшебная труба; картинки с изображением цветов: гвоздика, ландыш, тюльпан, колокольчик, ромашка, роза, одуванчик, подснежник; листы с контурным изображением цветов наложенные друг на друга по количеству детей; волшебный сундучок; искусственный цветок-роза; цветные магниты для звукового анализа слова; картинки с изображением цветов по количеству детей, иллюстрации с изображением леса, луга, сада, теплицы.
Ход занятия:
1. Организационный момент: 2. Вступительная беседа: (Чтение логопедом стихотворения С.А Васильевой «Ваза с букетом»)
Ваза с букетом.
Розы, тюльпаны, пионы и лилии Дарят нам радость своей красотой, Везде продаются цветы в изобилии, И люди довольно несут их домой. Букету цветов будут рады родители, С улыбкой в подарок получат друзья. Как весело мама смеялась, вы видели, Когда в майский день подарил цветы я.
-Назовите одним словом растения, о которых говорится в стихотворении? (Это цветы.) (Вывешиваю иллюстрацию на доску) -Какие цветы вы знаете? Назовите. (Ответы детей) -К какой природе мы относим цветы? К живой или неживой? -Почему? Объясните. (Ответы детей) -Скажите, а где мы можем увидеть цветы? (В лесу, на лугу, в поле, в магазине, в комнате, на подоконнике и т.д) -Если цветы растут в лесу, то они какие? (Лесные) -Если цветы растут на лугу, то они какие? (Луговые) -Если цветы растут в поле, то они какие? (Полевые) -Если цветы растут в саду, то они какие? (Садовые) -Если цветы растут в комнате, то они какие? (Комнатные) ОЦЕНКА. 3. Сообщение темы и целей занятия: -Кто-нибудь из вас догадался, о чём мы с вами будем сейчас говорить? (Мы будем говорить о цветах) - Сегодня на нашем занятии мы будем рассказывать о цветах, и узнаем о них очень много интересного. 4. Игра «Я смотрю в волшебную трубу». - Ребята, вчера вечером в мою дверь кто-то постучался. Когда я открыла дверь, то увидела волшебника. В руках он держал вот эту волшебную трубу. И вот сегодня эта волшебная труба поможет нам узнать о цветах много нового и интересного. - Вы знаете как устроен цветок? - Сейчас мы узнаем это, глядя в волшебную трубу. - Я беру трубу, смотрю в неё вот на эту картинку и вижу только корень цветка. - А ты, Саша? (ребёнок берёт трубу, наводит на картинку и называет части цветка). Аналогичная работа с другими детьми.
5. Физ. минутка. Цель: координация слова с движением, работа над темпом и ритмом речи, развитие творческого воображения.
«НА ЛУЖАЙКЕ ПО УТРУ »
На лужайке по утру Мы затеяли игру Я – подснежник, ты вьюнок. Становитесь в наш венок. (Дети встают в круг, берутся за руки) Раз, два, три, четыре, (Делают четыре шага назад, расширяют круг) Раздвигайте круг по шире. А теперь мы ручейки, (Бегут по кругу) Побежим в перегонки. Прямо к озеру спешим, (Раздвигают круг) Станет озеро большим. Становитесь в круг опять, (Смыкают круг) Будем в солнышко играть. (Бегут по кругу) Мы - весёлые лучи, (Тянутся на носочках, руки вверх) Мы – резвы и горячи. (Прыгают на носочках, руки на поясе)
6. Рассказывание стихотворений детьми:
ГВОЗДИКА
Длинный зелёный стебель, Гвоздики махровый цветок, Вот почему у мамы Тёплый в глазах огонёк. Жёлтых и белых — разных Много таких цветов. Мы с папой выбрали красный — Он означает «любовь». (В.И.Мирясова)
ЛАНДЫШ Белые жемчужины прилепились в ряд К стебелёчку тонкому — дарят аромат. В мае распускаются и цветут в лесу. Даже книга Красная бережёт красу. И лисичка рыжая рядышком пройдёт, Белый и душистый цветик не сомнёт. (В.И.Мирясова) ТЮЛЬПАН
Тюльпан стремится к небу горделивый, Жёлтый или красный — он любой красивый. На маленький овал похож его бутон, В луковке зимою сохранился он. На утренней заре раскроется чуть-чуть — Хочется ему на солнышко взглянуть, А на закате снова ляжет спать — И не нужна ему для этого кровать. (В.И.Мирясова)
КОЛОКОЛЬЧИК
Он расцвёл в тиши лесной, Граммофончик голубой. А звенит он или нет — Только лес нам даст ответ. (В.И.Мирясова)
РОМАШКА
У ромашек серединки В виде жёлтеньких кружков, Обрамляют сердцевинки Много белых лепестков. Выросли ромашки в поле, Всех цветов не унести. Красота вокруг, раздолье, Сяду я венок плести. Я желанье загадаю, Отрывая лепесток, Повезёт ли мне, узнаю — Даст ответ мне мой цветок. (С. А. Васильева)
РОЗА В саду благоухаю, Роняю лепестки, Я красотой сияю, Но остры коготки. Дала я имя цвету. За тёплый солнца свет Я благодарна лету. Цветка нарядней нет! (В.И.Мирясова)
ОДУВАНЧИК Жёлтая головушка, Розовая ножка. Одуванчик-солнышко Подержу в ладошке. Появилось солнышко В мае на лугу, На него любуюсь, Очень берегу. Жаль, недолго солнышко Будет золотым, Побелеет солнышко — И расстанусь с ним. (В.И.Мирясова)
ПОДСНЕЖНИК Там, где сосны не проснулись, Где в сугробах спит валежник, Нынче утром народился Голубой цветок – подснежник.
…Он разгрёб песок холодный Корешком своим, как лапой. Он меня считает папой, А тебя считает мамой.
(Картинки с цветами выставляются на доску) - Назовите цветы, про которые можно сказать МОЯ. - Назовите цветы, про которые можно сказать МОЙ.
7. Игра «Найди и назови цветок». - Ребята, внимательно посмотрите на листочки, которые лежат у вас на столах. - Какие цветы вы видите? Назовите. (У каждого ребёнка имеется лист с контурным изображением цветов, наложенных друг на друга. Дети рассматривают изображения и называют цветы.)
8. Игра «Волшебный сундучок». -Ребята, ещё добрый волшебник подарил вам вот такой волшебный сундучок. -А знаете, что в нём? Волшебник сказал, что в сундуке красивый цветок. -Ребята, цветок что-то мне шепчет. Он хочет узнать, а знаете ли вы, что должны делать люди, чтобы цветы выросли? (Вскапать землю, сделать клумбу, посадить семена, ухаживать: поливать и полоть клумбу). -А теперь, давайте отгадаем, какой цветок отправил нам волшебник? -Я сейчас задам вопрос, а вы внимательно послушайте. -Цветок, цветок, ты растёшь в лесу? Ты лесной цветок? (Имитация отрицания). -А теперь вы спросите. -Как вы спросите? Где ещё растут цветы? (-Цветок, ты растёшь на лугу? Ты луговой цветок?) (Отрицание) -Если цветок растёт на поляне? Как мы спросим? (-Цветок, ты растёшь на поляне, ты полевой цветок?) -Если цветок растёт в комнате, то как спросите? (-Цветок, ты растёшь в комнате? Ты комнатный цветок?) (Отрицание). -Если цветок растёт в саду? Как спросите? -Цветок, ты растёшь в саду? Ты садовый цветок?) (Имитация соглашения). -Ребята, а какой цветок растёт в саду? (Обращаю внимание на картинки). (РОЗА) -А теперь, посмотрите на картинку и скажите, РОЗА, какая она? (красная, с шипами, гордая, грациозная, ароматная, красивая и т.д.)
9. Звуковой анализ слова РОЗА: -А сейчас, ребята, мы с вами запишем слово РОЗА. -Только писать я будем не буквами, а чем? (Обращаю внимание детей на цветовые магниты). -Назовите первый звук в слове РОЗА? (Р) -Какой магнит я должна взять? (Синий). -Почему? Докажи. (Потому что звук Р- согласный, твёрдый). Аналогичная работа с другими звуками. На доске под картинкой получается следующая схема:
-Скажите, а сколько в слове РОЗА слогов? (Два) -Почему так решили? (Правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов).
10. ИТОГ ЗАНЯТИЯ: У каждого ребёнка картинка с изображением какого-то цветка. - Ребята, сейчас каждый будет называть цветок, и определять место, где растёт этот цветок и помещать его на картинку. Образец логопеда: - У меня гвоздика. Гвоздика растёт в лесу, значит это лесной цветок. Помещаю картинку на иллюстрацию с изображением леса. Аналогичную работу проводят дети.
|
Категория: Для дошкольников с ОНР | Добавил: Юлёк
|
Просмотров: 2276 | Загрузок: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|