Дифференциальный диагноз общего недоразвития речи Составила: Учитель-логопед Муренова А.В. В настоящее время актуален вопрос отграничения общего недоразвития речи от других нарушений интеллектуальной деятельности и сенсорных дефектов, таких как олигофрения, задержка психического развития, ранний детский аутизм, нарушение слуха и задержка речевого развития. Для всех этих состояний характерно отставание в развитии речи, сходное с общим недоразвитием речи. Выделить основные различия мы и попытаемся в нашем исследовании. Сравнивать все эти состояния мы будем в соответствии с компонентами языковой системы, такими как, словарный запас (активный и пассивный), грамматический строй речи, звукопроизношение, фонематическое восприятие, слоговая структура и фразовая речь.
При общем недоразвитии речи активный словарный запас приближен к норме; присутствуют все части речи, преобладают существительные и глаголы; характерны замены названий предметов заменами их частей, навык словообразования окончательно не сформирован. Прежде всего необходимо отграничивать ОНР от задержки темпа ее формирования, т.е. ЗРР. Такая необходимость обычно возникает в младшем дошкольном возрасте, когда отмечаются позднее начало речи и замедленный темп ее развития. Наиболее точное разграничение этих состояний возможно в процессе обучающего логопедического воздействия. Од-ним из важных диагностических критериев является возможность усвоения ребенком грамматических норм родного языка. При ЗРР активный словарный запас беден и ограничен. Следующее состояние, которое следует дифференцировать с ОНР – это нарушение слуха. Нарушения в развитии речи, вызванные недостаточностью слуха, в значительной степени связаны с временем потери слуха, а также с характером слухового дефекта. Нарушения слуха подразделяются на тугоухость – такое понижение слуха, при котором возникают затруднения в восприятии речи, но речевое общение с помощью слуха, хотя бы и в специально создаваемых условиях все же возможны и глухоту. По времени возникновения все нарушения слуха делятся на врожденные, возникающие в период родов и приобретенные после рождения. Как неоднократно подчеркивалось Р.М. Боскис, степень речевой недостаточности зависит не только от тяжести слухового дефекта, но и от времени его появления и от условий развития ребенка. Боскис выделила особые формы недоразвития речи на почве тугоухости, которые в ряде случаев могли смешиваться с ОНР. Для детей со сниженным слухом типично недоразвитие всех компонентов речи, которое непосредственно связано со слуховой недостаточностью. Слуховая дифференциация звуков речи у слабослышащих страдает прежде всего из-за ограничения диапазона воспринимаемых ими звуковых частот. При сильно выраженном и рано наступившем снижении слуха у детей развитие словаря настолько отстает от нормы, что многие из них приходят в школу, владея лишь несколькими лепетными словами. Еще одно состояние – это задержка психического развития. ЗПР является одной из наиболее частых форм нарушений психического онтогенеза. У большинства детей с ЗПР отмечается недостаточная сформированность функций произвольного внимания, памяти и других высших психических функций. У детей с ЗПР отмечается замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространенность нарушений речи. Словарь детей обиходно бытовой. Отличается бедностью и недифференцированностью – называют часть вместо целого и наоборот, в речи недостаточно препредставлены местоимения и наречия. Под олигофренией понимают особый вид недоразвития сложных форм психической деятельности, и прежде всего абст-рактного логического мышления, который возникает вследствие органического поражения коры головного мозга в период внутриутробного развития плода или в самом раннем периоде жизни ребенка. У у.о. детей отмечается недоразвитие высших форм познавательной деятельности, конкретность и поверхностность мышления, замедленное развитие речи и ее качественное своеобразие, нарушение словесной регуляции поведения, незрелость эмоционально-волевой сферы. Нарушения речи у у.о. детей носят системный характер. У них оказываются несформированными все операции речевой деятельности, имеет место слабость мотивации, снижение потребности в речевом общении, грубо нарушено программирование речевой деятельности, создание внутренних программ речевых действий, реализация речевой программы и контроля за речью. В активном словаре таких детей преобладают существительные с конкретными значениями, отсутствуют многие глаголы с приставками, обозначающие способы передвижения животных. Употребляют лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предмета: цвет (красный, синий, зеленый), величину (большой, маленький), вкус (сладкий, горь-кий). Часто не знают части предмета.
И последнее состояние – это ранний детский аутизм. РДА – особая аномалия психического развития, при которой прежде всего нарушено формирование эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Основным признаком аутизма является неконтактность ребенка, которая проявляется уже на первом году жизни. На всех этапах развития дети с аутизмом в общении с окружающими не обращаются к языку мимики и жестов, как это делают дети с дефектами речи и нарушениями слуха. Интеллектуальное развитие этих детей крайне разнообразно, среди них могут быть дети с нормальным, ускоренным, резко задержанным и неравномерным умственным развитием, отмечаются также различные по степени формы умственной отсталости. Среди характерных признаков раннего детского аутизма большое место занимают нарушения речи: резкое ограничение речевого контакта, вплоть до полного мутизма, нарушения голоса с преобладанием высокой тональности в конце фразы или слова, длительное называние себя во втором или третьем лице. Речь может развиваться нормально. Затем, обычно в возрасте до 30 месяцев, она утрачивается. Утрата речи всегда сочетается с потерей выразительного жестикулирования и имитационного поведения. В активном словаре долго отсутствуют слова, обозначающие близких для ребенка людей (мать, отец) или отдельные предметы, к которым у ребенка имеется особое отношение: страх, навязчивый интерес, их одушевление и т.д. Неравномерность в развитии активного и пассивного словаря. Дети с РДА затрудняются использовать слова в новых комбинациях. Наблюдается отсутствие соотнесенности произносимых слов с конкретными предметами, значение слова может запомниться в конкретной ситуации. При ОНР пассивный словарь практически совпадает с нормой, остаются затруднения в понимании морфемных значений. При ЗРР понимание обращенной речи приближено к норме, ребенок хорошо понимает грамматические изменения. При нарушениях слуха имена прилагательные усваиваются с трудом; служебные слова опускаются; ограниченность словарного запаса приводит к неточности употребления слов, к расширению их значения (слово СТОЛ может обозначать и СТУЛ, и ТАБУРЕТА, и КРЕСЛО, и САДИТЬСЯ). Отмеченная неточность выражается в замене одних слов другими: 1. употребление характерного признака вместо всего предмета («борода» - дедушка,…) 2. называние другого предмета, ситуационно связанного с данным («клей», «краска» - кисточка) 3. называние общей ситуации вместо предмета («заболела». «аптека» - термометр). 4. называние предмета, сходного по назначению («замок» или «ключ» - крючок). 5. называние предмета, внешне сходного с данным («кисточка» - метла). 6. называние действия, которое может быть связано с данным предметом («садиться» - стул). 7. использование перифраза для обозначения предмета («дверь закрывают» - крючок). При ЗПР дети недостаточно точно понимают и употребляют слова, близкие по значению. У.о. детей характеризует то, что они недостаточно понимают и неточно употребляют слова, близкие по значению, отсутствуют слова обобщающего характера (мебель, посуда, обувь). Пассивный словарь у детей больше активного, но он с тру-дом актуализируется, часто для воспроизведения слова требуется наводящий вопрос.
Грамматический строй речи детей с ОНР до конца не усвоен, ребенок правильно употребляет простые грамматические формы, но допускает простые специфические ошибки. В грамматическом строе речи детей с ЗРР грубые аграмматизмы отсутствуют. Усвоению правильных грамматических форм слова препятствует неточность слухового восприятия слабослышащими его окончаний Дети с нарушениями слуха неправильно согласовывают слова ( В лесу слышались пение птиц), неправильно употребляют падежные окончания (Он лежал в палатку), пропускают предлоги (Все лицо морщинках), употребляют лишние предлоги (Друзья ушли в куда-то далеко) и другие ошибки. Детям с ЗПР свойственно неточное понимание и неадекватное употребление предлогов, частые агграматизмы. Дети не имеют четко ывраженной связи с предметами, действиями и признаками. Несформированными оказываются также слово-изменение и словообразование. У у.о. дошкольников наблюдается несформированность грамматических структур, которая проявляется в аграмматизмах, в трудностях выполнения многих заданий. Требующих грамматических обобщений. Наибольшее количество ошибок встречается в употреблении творительного и всех предложно-падежных конструкций. В импрессивной речи наблюдается смешение предлогов ЗА, ПЕРЕД, ОКОЛО, НА и НАД, ПОД и В. В экспрессивной речи отмечается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД. Дети неправильно употребляют форму Р.п. мн.ч. существительных (много девочки, много курицы). Характерными ошибками являются замены полной формы прилагательного краткой формой (красны цветок). Функция словообразования у у.о. детей является менее сформированной , чем словоизменение. Несформирванность словообразования проявляется в трудности образования прилагательных от формы существительного (камень - каменный), уменьшительно-ласкательных форм, глаголов с приставками. В основном дети пользуются суффиксальным способом словообразования. При РДА наблюдаются стойкие аграмматизмы.
У детей с ОНР произносительные возможности улучшены, есть нарушения в произношении сложных по артикуляции звуков У детей с ЗРР звукопроизношение нарушено. Формирование звукопроизношения у слабослышащих протекает со значительными отклонениями от нормы из-за не-полноценности речеслухового анализатора. Не имея возможности воспринять тот или иной звук речи на слух или отдифференцировать его от сходных звуков, ребенок не может самостоятельно овладеть и правильной его артикуляцией. Выделяют 3 группы нарушений звукопроизношения: замена одних звуков речи другими (шуба – суба – жуба); искаженное звучание звуков (картавое «Р», межзубное или боковое «С»); смешанная форма произношения. При ЗПР нарушено произношение свистящих, шипящих и сонорных звуков. При У.О. нарушены артикуляторно-сложные звуки (свистящие, шипящие, сонорные). В речи присутствует большое количество замен, поставленный звук может не всегда произноситься в словах. У детей с РДА нерезко выраженные артикуляционные нарушения в единичных случаях. Для детей с ОНР характерно отставание фонематических процессов от нормы, задания на фонематический анализ и синтез дети выполняют после обучения и при помощи логопеда. У детей с ЗРР отсутствуют смешения в понимании значений слов, имеющих сходное звучание. При нарушениях слуха присутствует невозможность дифференцированного восприятия на слух близких по звучанию слов и нечеткость восприятия безударных частей слова (суффикса и окончания). У детей с ЗПР недостаточно сформирован фонематический слух и восприятие. Низкий уровень ориентировки в звуковых действиях речи. Слабая дифференциация звонких и глухих звуков. Низкая способность к проведению звукового анализа. У у.о. детей несформированы слуховые и кинестетические операции, а также операции выбора фонем. У детей с ЗРР выраженных фонетических расстройств не наблюдается. Нарушение слоговой структуры у детей с ОНР выражено не грубо, касается многосложных слов и трудных случаев в плане лексики. У детей с ЗРР слоговая структура слова не нарушена. У детей с нарушениями слуха имеются искажения в слоговой структуре - сохраняется контур слов или ударный слог, как наиболее слышимый. Слоговая структура слова у детей с ЗПР также нарушена. Наблюдаются перестановки букв и слогов, могут быть лишние буквы при стечении согласных. У детей с у.о. искажения звуко-слоговой структуры слова проявляются в нарушениях количества последовательности слогов, а также структуры отдельного слога. Более характерными являются искажения структуры отдельного слога со стечением согласных. У.о. дети часто заменяют один из согласных стечения фонетически сходным звуком. Как правило, заменяется первый звук (цветы – светы, артист – алтист). Искажения структуры отдельного слога проявляются и в перестановках звуков соседних слогов ( кипарис – пикарис). Искажения слоговой структуры на уровне слова проявляются в большинстве своем в пропусках слогов (санитар – сатар, колбаса – баса). Пропуски слога наблюдаются в основном в середине слова (медвежонок – межонок) или в начале слова (аптечка – течка). Искажения слоговой структуры слова проявляются только начиная с 3-5 сложных слов, чаще в словах со стечением согласных. Дети с ЗРР легко воспроизводят серии слов. Повторение слов и предложений нарушается из-за отсутствия контакта, из-за проявления негативизма. У детей с ОНР развернутая фразовая речь, нос элементами лексико-грамматического и звукового недоразвития. Ребенок затрудняется или не умеет строить сложные предложения. Фразовая речь детей с ЗРР соответствует уровню развития нормального ребенка, но младшего по возрасту. У детей с нарушениями слуха степень нарушенности фразовой речи зависит не только от степени тяжести дефекта, но и от времени его проявления и от условий развития ребенка. Для овладения фразовой речью требуется значительно большая сохранность слуха, чем для понимания речи окружающих. Для детей с ЗПР характерно более позднее развитие фразовой речи. Эти дети часто употребляют простые конструкции, что связано с бедностью их смысловых связей. Фраза детей с у.о. бедная, при составлении рассказа они пропускают главные члены предложения. У детей с РДА может быть быстрое скачкообразное развитие фразовой речи без этапа общения с помощью отдельных слов. При почти полном отсутствии речи наблюдается монологическая форма высказываний без определенного адресата.