Дошкольная группа «Радуга» при МБОУ «Яйская основная общеобразовательная школа №1» Учитель логопед Рощенко А.Г.
Подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука [Л] в речи «Звук Л в гостях у Белоснежки и гномов» Задачи : • Закрепить правильное произношение звука [Л] в речи детей • Развивать фонематический слух • Развивать мелкую моторику рук • Обогащать словарный запас • Учить правильно употреблять слова при словоизменении • Развивать логическое мышление, память, внимание Оборудование: массажные шарики «Су-джок», гранёные карандаши, массажные цветы, схема артикуляции звуков, предметные картинки, разрезные картинки, скороговорки в картинках. Ход занятия: 1.Сообщение темы занятия Сегодня Белоснежка и гномы приглашают нас в гости. Пойдёт вместе с нами и звук[ Л], а мы будем чётко и правильно произносить его в словах, фразах, предложениях. 2. Активизация БАТ, развитие мелкой моторики рук А) Массаж «Су-джок» Л звучит в волне, улыбке И в волненье, и в слезах Л -лужайка, лист, лоза Л запомни без ошибки. Б) Перекатывание в ладонях гранёного карандаша. Гномик, гномик хочет спать, Гномик, гномик лёг в кровать, Гномик, гномик спит весь день, А работать ему лень. 3. Артикуляция звука [Л]. Изолированный звук -Ребята, вспомните, как правильно произносить звук [Л]. Расскажите правило, опираясь на схему. (губы в улыбке, зубы разомкнуты, язык у верхних зубов, звук [Л ] звонкий) Позовите звук - Л-Л-Л-Л-Л-Л-Л А вот и он (картинка). А теперь полетели в гости к Белоснежке на самолётах. Руки в стороны. Пилот отправляет самолёт л-л-л-л-л-л-л (дети бегают по комнате, произнося звук, садятся за рабочие столики) 4.Автоматизация звука [Л ]в слогах - Мы приземлились на полянке перед домом гномов. Чем же занята Белоснежка? Белоснежка собирает цветы на полянке и поёт песенки. Повтор слогов со звуком [Л] с использованием массажных планшетов или коврика «Травка» (на каждый слог дети надавливают пальцами на массажёр, меняют руки) Ла-ло-лу-лы ; Ал-ол-ул-ыл; Ала-оло-улу-ылы; Мал-мол-мул-мыл; пал-пол-пул-пыл; дал-дул-дыл-дол Пла-пло-плу-плы; вла-вло-влу-влы; кла-кло-клу-клы Лна-лно-лну-лны; лда-лдо-лду-лды; лма-лмо-лму-лмы 5.Автоматизация звука [Л] в словах А) В домике у гномов много разных вещей. Назовите их. Правильно произносите звук [ Л]. (дети называют предметные картинки ) Б) Вещи были волшебные и постоянно пропадали со своих мест. Подскажите, какая картинка пропала. Игра « Чего не стало?» 6. Развитие фонематического слуха -Звук [Л] тоже решил поиграть в прятки и спрятался в словах. Хлопните в ладошки, когда услышите звук [Л] в словах. Лодка, стол, ночь, вилка, палка, сок, лось, галоши, дом, шум, лук, лапа, луч. 7.Составление предложений по картинкам. Закрепление звука в предложениях. Когда игра закончилось, то все заметили, что в комнате страшный беспорядок. Помогите Белоснежки и гномикам убрать вещи на свои места. Составьте предложения по картинкам, что куда нужно положить. (парные картинки: ложка- стол; платок- стул; полка –лампа, салат - холодильник) 8.Автоматизация звука [Л] в чистоговорках -В гостиной комнате гномики устроили настоящий концерт. Они играли на музыкальных инструментах, а звук [Л]с Белоснежкой пел песенки. Ла-ла-ла- Алла в лодочке плыла Ло-ло-ло- на улице тепло Лу-лу-лу- гном нашёл пилу Лы-лы-лы- нам галошики малы Ал-ал-ал- гном поехал на вокзал Ол-ол-ол- сели мы за стол Ул-ул-ул- ветер сильно дул Ыл-ыл-ыл-гном по морю в лодке плыл 9. Автоматизация звука [Л] в самостоятельной речи. А)В дремучем лесу гномики нашли клад, но пока они его везли на тележке по кочкам, все предметы сломались. Соберите предметы из частей . Составьте предложения. (дети собирают разрезные картинки, составляют по ним предложения) Б)Звуку [Л ]пора возвращаться домой. На прощанье он подарил своим друзьям весёлые скороговорки в которых есть звук [Л]. Повторим скороговорки, чётко проговаривая звук [Л.] (демонстрация картин к скороговоркам)
Лиса по лесу ходила, Лиса голосом вопила. ******** Козёл- мукомол муку молол ******** Белка ниточки вязала, И клубочки продавала. ****** Алла купила лопатку, Пилу, юлу, шоколадку. 10. Итог Что делали на занятии? Зачем выполняли задания и упражнения?