занятие с детьми старшего дошкольного возраста "Автоматизация звука Ш"
02 Ноя 2013, 22:14
Подгрупповое логопедическое занятие для детей старшего дошкольного возраста
Тема: Автоматизация звука «Ш». Цель: закрепить правильное произношение звука «Ш» в изолированном виде, в слогах, словах со звуком «Ш» в середине слова, чистоговорках, предложениях. Задачи: Коррекционно-обучающие: 1. уточнить артикуляцию звука «ш», отработать правильное произношение звука в изолированном виде, в слогах, в словах, чистоговорках, предложениях. 2. совершенствовать направленную воздушную струю. 3. совершенствование фонематического восприятия. 4. упражнять в употреблении предлогов: около, под, над, рядом, между. 5. упражнять в составлении предложений по сюжетной картинке и согласовании слов в роде и падеже. Коррекционно-развивающие: 1. развитие слухоречевой памяти, внимания, мышления, наблюдательности. 2. развитие речевого дыхания. 3. развитие общей, мелкой моторики пальцев рук, координации движения.. Коррекционно-воспитательные: 1. прививать навык самоконтроля при выполнении упражнений, артикуляции звука. 2. воспитывать желание говорить красиво, правильно. 3. воспитывать усидчивость на занятии, доброжелательные отношения.
Оборудование: 2 мягкие игрушки мышки (большая и маленькая), схемы произношения звука «Ш», игра-пазл «собери мышонка», рабочие карты с изображением сыра, картинки со звуком «Ш», материал к игре «мышиная дорожка», прищепки, карта с домашним заданием (по количеству детей), подносы.
Ход занятия.
Этап занятия, материалы Содержание занятия Цель этапа 1. Организационный момент. Игра – пазл «Собери картинку». - «Каждый день, всегда, везде: на занятиях, в игре. Верно, четко говорим. Никуда мы не спешим. 1-2-3-слушай и смотри! 3-2-1-начинаем мы сейчас!» - Сегодня к нам в гости пришел один зверек. И, чтобы узнать, кто это, нужно отгадать загадку: «Серенький комочек в подполе живет - сухую корочку грызет. Песни распевает – нам спать мешает!». Кто это? - Поможет нам игра-пазл «Собери картинку». Разучить рифмовку для концентрации внимания, создание положительного настроя, пробуждение интереса к занятию. 2. Сообщение темы занятия. - Это мышонок Шуршик. Как вы думаете, почему его так нназвали? Правильно, он живет в подвале и шуршит. Покажите, как он шуршит. (ШШШШ…). - какой звук произносит при этом мышонок? (Ш). - Мы с вами уже умеем приносить этот звук. Это любимый звук Шуршика. Он предлагает нам поиграть сегодня с ним, со звуком «Ш». Пробуждение интереса к занятию, направление внимания к изучаемому звуку. 3. Характеристика звука по его артикуляционным признакам. Упражнение на развитие дыхания «Что под листочками?» - Что делают губы (язык, зубки), когда произносим звук «Ш»? Какой воздух выходит изо рта: теплый или холодный? (схемы). - Кто еще издает такой звук? (гусь, змея, осенний ветер). - Мышонок что-то спрятал под листочками. Подуйте на листочки и узнайте, что это. (кусочки сыра) 4. Произношение звука в слогах и слоговых сочетаниях. Пальчиковая гимнастика. - Мышка очень любит сыр. И Шуршик предлагает нам собрать кусочки сыра. На каждом кусочке есть задание: произнести песенку Шуршика столько раз, сколько нарисовано листочков.Молодцы! - Какие песенки мы произносили со звуком «Ш»? (произнести слоги + пальчиковая разминка с разной интонацией и мимикой). Развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, интонационной выразительности, мимики 5. Произношение звука в словах. Зрительная гимнастика - Наш мышонок большой шалун. Я принесла вам сегодня картинки со звуком «Ш». а Шуршик перепутал их с другими картинками. - Я назову вам все картинки, а вы внимательно слушайте и запоминайте картинки, в словах которых услышите звук «Ш». - Отметьте с помощью прищепки все картинки со звуком «Ш». - Назовем картинки со звуком «Ш». - игра «Что спрятал мышонок?» и зрительная гимнастика: «Глазки закрываем. До 5 считаем. 1-2-3-4-5 – открываем их опять». Игра «Где находится …» (употребление предлогов: около, между, рядом). Игра «Доскажи словечко». Развитие фонематического восприятия. Овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования. Употребление предлогов: около, между, рядом.Развитие слухового внимания и зрительной памяти. 6. Динамическая пауза. «Наш мышонок потянулся, Раз – нагнулся, два – нагнулся. Никого он не нашел, И домой к себе пошел.» 7. Произношение звука в чистоговорках. Развитие координации движения и речь. 8. Произношение звука в предложении. «Дорожка Шуршика» -Мышонок Шуршик любит путешествовать. - Расскажите, что увидела мышка по дороге. - Начинать свой рассказ надо с фразы «Шла мышка по доро(ш)ке и увидела…» и скажите, что делает герой. Установление лексико-грамматических отношений между членами предложения. Формирование связности и четкости высказывания. 9. Итог занятия, д/з - Итак, нам пора прощаться с Шуршиком. Ему очень понравилось играть с вами. Он очень доволен, что вы умеете произносить его любимый звук «Ш».На память Шуршик дарит вам свою открытку. Можно раскрасить его изображение и выучить чистоговорку. - вам понравилось занятие? Что вам понравилось? Что было самых трудным? До свидания! Подведение итогов занятия, определение его положительной результативности, оценка деятельности детей.