Логопедический массаж
Логопедический массаж - активный метод механического воздействия, который
изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического
речевого аппарата. Логопедический массаж представляет собой одну из
логопедических техник, способствующую нормализации произносительной стороны
речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.
Логопедический массаж входит в комплексную медико-педагогическую систему
реабилитации детей, подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями.
Массаж используется в логопедической работе с лицами, у которых диагностированы
такие речевые расстройства, как дизартрия, в том числе ее стертые формы,
ринолалия, заикание, а также нарушения голоса. В целом массаж применяется в коррекционной
педагогической работе во всех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.
Самомассаж — это
массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим
речевой патологией.
Самомассаж
является средством, дополняющим воздействие основного массажа, который
выполняется логопедом.
Целью
логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция
кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого
аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных
мышц.
В
практике логопедической работы использование приемов самомассажа весьма полезно
по нескольким причинам. В отличие от логопедического массажа, проводимого
логопедом, самомассаж можно проводить не только индивидуально, но и фронтально
с группой детей одновременно. Кроме этого самомассаж можно использовать
многократно в течение дня, включая его в различные режимные моменты в условиях
дошкольного учреждения. Так, самомассаж может проводиться детьми после утренней
гимнастики, занятия по релаксации (аутогенной тренировки), дневного сна.
Самомассаж также может быть включен в логопедическое занятие, при этом приемы
самомассажа могут предварять, либо завершать артикуляционную гимнастику.
Надеваем
браслеты.
Цель:. Улучшение крово- и лимфотока.
Ход: Одной рукой изображаем «надетый браслет» (все
пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кисти к
локтю двигаем «браслет», прокручивая его влево – вправо, - выполняем по 2
раза на каждой руке.
|
Мы браслеты надеваем,
Крутим, крутим, продвигаем.Влево
– вправо, влево – вправо,
На другой руке. Сначала.
|
|
Гвозди.
Цель: Нормализация произвольных движений.
Ход: Загибаем пальцы внутрь, и затем разгибаем
наружу, потряхиваем ими:
Бом, бом, бом, бом,
По гвоздям бьем молотком.
Гвозди не вбиваются,
Только загибаются. (Загибаем пальцы)
Значит, клещи надо взять,
Будем гвозди вынимать.
Я тянул, тянул, тянул,
Все я гвозди разогнул.(Потряхиваем, разгибаем и потягиваем пальцы)
|
|
|
|
Утюг.
Цель: Расслабление мышц, подготовка их к следующим
массажным приёмам.
Ход: Поглаживание руки от кончиков пальцев к локтю.
|
Гладит,
гладит он прилежно
Для
семьи своей одежду.
Этот
самый утюжок
Очень
близкий мой дружок.
|
|
Мыши.
Цель: Улучшение динамического праксиса.
Ход: Разминаем каждый палец от ногтя к запястью, также
прорабатываем каждый сустав.
|
Мышь полезла в первый раз (второй,
третий…),
Посмотреть который час
Вдруг часы пробили «Бом!»
Мышь слетела кувырком… (движение от
запястья к ногтю); И так прорабатываем каждый палец.
|
|
|