Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: Дифференциация [С]-[Ш] Подготовила учитель-логопед: Метельская Елена Михайловна
Дифференциация [С]-[Ш] в речи (старшая группа)
Цель: Закрепить навыки различия и правильного произношения звуков [C] - [Ш] в речи Задачи: закреплять акустико-артикуляторные характеристики звуков Ш и С с опорой на различные виды контроля формировать самоконтроль за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль учить чётко, разграничивать звуки "С" и "Ш" в любых ситуациях речи учить выделять данные звуки в словах развивать фонематический слух совершенствование умений работы с деформированным текстом развитие мелкой моторики рук Ход занятия 1. Организационный момент (перед зеркалом). "Ну-ка, зеркальце, смотри, Всё нам верно повтори. Сяду я перед тобой, Повторяй-ка всё за мной" 2. Артикуляционная гимнастика. 2. Самомассаж. НАШИМ ПЛЕЧИКАМ И ШЕЕ С ФИЗКУЛЬТУРОЙ ВЕСЕЛЕЕ Данные упражнения: • снимают напряжение мышц шеи и плеч; • вызывают прилив крови к речевым органам; • являются подготовкой к артикуляционной гимнастике.
Стихотворение здесь выступает не только организатором ритма движений, но и подсказывает сами движения. ВВЕРХ И ВНИЗ, ВВЕРХ И ВНИЗ (движения головой вверх и вниз). ЭТО, МАМА, НЕ КАПРИЗ! ВПРАВО-ВЛЕВО, ВПРАВО-ВЛЕВО (повороты головы направо и налево): ПОСМОТРИ, КАК КОРОЛЕВА. ПОКИВАТЬ ПО СТОРОНАМ (наклоны головы к плечам) НУЖНО НАМ, ТАК НУЖНО НАМ. ГОЛОВОЮ ПОКРУТИТЬ (вращения головой) . НЕ ЗАБЫТЬ, НЕ ЗАБЫТЬ. И НЕЗНАЙКАМИ ПОБЫТЬ (пожимание плечами): ПЛЕЧИ ВВЕРХ И ОПУСТИТЬ. И ПЛЕЧАМИ ПОВРАЩАТЬ (вращение плечами вперёд и назад) — НУЖНО ПЛЕЧИКИ РАЗМЯТЬ. ВПЕРЁД-НАЗАД, ВПЕРЁД-НАЗАД (плечи вперёд и плечи назад) - И ВСЕ ДЕЛА ПОЙДУТ НА ЛАД. 4. Сравнение звуков С и Ш по артикуляции. Давай сравним наши звуки, где прячется наш язычок когда произносит С и Ш • Давай посвистим как ветерок "С-с-с-с-с"? • Где находиться язычок, когда мы произносим звук (Внизу) • А теперь пошипим как змейки "Ш-ш-ш-ш-ш" • Где находится кончик языка? (Вверху). • А что нам помогает в образовании этих звуков? Вывод ребенка: В образовании этих звуков участвуют зубы, язычок и ветерок (воздушная струя). 5. Автоматизация звуков "С", "Ш" в чистоговорках. Повторяем чистоговорки и эмитируем движения руками, показывая, где должен быть язычок, (на Ш, руки складываем чашечкой, на С, руки в виде лопатки, вытянуты ровненько) (Имитация руками «Чашечка») ши-ши-ши - Наши уши хороши, (Имитация руками «Лопатка») са-са-са - Укусила нос оса, (Имитация руками «Чашечка») шу-шу-шу - Я письмо пишу, (Имитация руками «Лопатка») са-са-са - Уходи домой, лиса. 6. На что похожи наши буквы (ребенку показываются картинки с буквами С и Ш интересно оформленными)
7. Закончи стихи, правильно подобрав слова, близкие по звучанию и по смыслу. Давай повторим вместе. Живёт на свете Саша. Во рту у Саши….. Уронила белка шишку, Шишка стукнула….. Прицепившись к задней шине Мишка едет на………. 8. Пальчиковая гимнастика «Краб» ВЕТЕР Ветер дует, задувает, Пальму в стороны качает. Ветер дует, задувает, Пальму в стороны качает.
А под пальмой краб сидит И клешнями шевелит. А под пальмой краб сидит И клешнями шевелит.
Чайка над водой летает И за рыбками ныряет. Чайка над водой летает И за рыбками ныряет.
А под пальмой краб сидит И клешнями шевелит. А под пальмой краб сидит И клешнями шевелит. Под водой на глубине Крокодил лежит на дне. Под водой на глубине Крокодил лежит на дне.
А под пальмой краб сидит И клешнями шевелит. А под пальмой краб сидит И клешнями шевелит. Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы). Раскачиваем руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти. Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями. Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелим ими.
Ладони соединены большими пальцами, остальные пальцы сжаты, разведены в стороны (крылья); "машем" ими в воздухе. Ладони сомкнуты и чуть округлены; выполняем волнообразные движения.
Ладони основаниями прижаты друг к другу; пальцы согнуты (зубы). Лёжа на тыльной стороне одной из рук, "открываем и закрываем рот" крокодила. Перевернув руки на другую сторону, повторяем движения. 9.«Скажи правильно» Рассмотри картинки и назови их, не путая звуки [С] и [Ш]. Картинки: солнышко, пастушок, машинист, шахматист, штангист, сушки. 10.«Посчитай-ка» Давай посчитаем от одного до шести, используя названия картинок. Слова: старушка, пастушок. 11. «Путаница» А теперь послушай, правильно ли я буду говорить, только слушай внимательно и исправляй мои возможные ошибки. • -Миса и Маса лежали в коляске, Были они, безусловно двойняски • Лежали на улице свежие доски На них отдыхали ленивые коски 12.Рассмотри картинки. Из первых звуков (букв) составь слово, напечатай его из разрезной азбуки. • сыр, ведро, ежевика, червяк, ананас • шапка, апельсин, шлем, кот, абрикос 13.Дидактическая игра «4й лишний» (Вначале выполняем с опорой на презентацию, а затем только на слух) • Шапка, шарф, сарафан, шуба. • Свёкла, апельсин, абрикос, груша. • Ложка, чашка, шкаф, миска, • Сапоги, шуба, маска, квас. • Собака, кошка, лошадь, лиса. • Шапка, сапоги, шуба, шорты. • Сосна, ромашка, осина, берёза. • Картошка, капуста, груша, кабачок. Итог занятия: С какими звуками мы работали? Звуки Ш и С - друзья, Ш - шипит, а С - свистит. Не забудем никогда!
|