План-конспект логопедического занятия по коррекции аграмматической дисграфии: "Слова, обозначающие признак предмета"
01 Мар 2013, 17:06
Тема: Слова, обозначающие признак предмета Цели: - познакомить детей с именами прилагательными; - учить подбирать признаки к предметам; - учить согласовывать прилагательные с существительными; - отработать навык составления словосочетание типа: прилагательное+существительное;
I. Организационный момент - Ребята, мы уже познакомились со словами, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы Кто? или Что? - Сегодня на занятии мы познакомимся со словами. Которые обозначают признак предмета и отвечают на вопросы, которые записаны на доске. Прочтите эти вопросы. Запись на доске: Какой? Какая? Какое? Какие?
II. Основная часть o Подбор признаков к предметам. Логопед выставляет на доску предметные картинки: кот, девочка, солнце, конфеты. -Посмотрите, на картинки. Нам необходимо подобрать к каждому слову на картинке вопрос и признаки. - Какой вопрос мы подберем, чтобы определить признаки кота? Какой? Какая? Какое? или Какие? - Кот какой? (пушистый, ласковый, рыжий) - Запишем в тетрадь. - Какой вопрос мы подберем, чтобы определить признаки девочки? - Девочка какая? (красивая, веселая, смешная) - Запишем в тетрадь. - Какой вопрос мы подберем, чтобы определить признаки солнца? -Солнце какое? (яркое, круглое, теплое) - Запишем в тетрадь. - Какой вопрос мы подберем, чтобы определить признаки конфет? - Конфеты какие? (шоколадные, вкусные, сладкие) - Запишем в тетрадь. o Дифференциация прилагательных и других частей речи Логопед выставляет на доску карточки со словами: синий, цветок, лист, бежит, стол, круглый, счастливая, медведь, яркое, лает, кружевные, разноцветная, ручка, хлопает, милый, черепаха, прилежный, маленькие. Так же на доске карточки с вопросами прилагательных: какой, какая, какой, какие. - Посмотрите на карточки. Какие из слов обозначают признак предмета? Подберите к каждому признаку свой вопрос. Перенесите слова признаки под вопрос, которому они соответствуют. - Какой? Синий - Какой? Круглый - Какая? Счастливая - Какое? Яркое - Какие? Кружевные - Какая? Разноцветная - Какой? Прилежный - Какие? Маленькие Физкультминутка (на усмотрение логопеда) o Согласование существительных и прилагательных в словосочетаниях. На доске записаны две колонки слов. В первой колонке существительные: шар, погода, ночь, лакомство, весы, цыпленок. Во второй колонке записаны прилагательные: теплая, темная, вкусное, воздушный, точные, желтый - Посмотрите на доску нам необходимо к каждому слову из первого столбика подобрать слово из второго столбика. - Шар (какой?) воздушный - Погода (какая?) теплая - Ночь (какая?) темная - Лакомство (какое?) вкусное - Весы (какие?) точные - Цыпленок (какой?) желтый
o Согласование существительных и прилагательных в предложениях. Логопед выставляет на доску карточки с предложениями. -У нас осталось последнее задание. На доске карточки с текстом. Этот текст нам понятен, но эму не хватает слов-признаков, чтобы стать еще лучше. Давайте вместе подберем эти слова и вставим их в пропуски.
Предложения на доске: Наступила весна. Был ______день. ______ зайчонок выглянул из своей ______норки и пошел погулять. По дороге ему встретился______ медвежонок, ______ лисица и ______ белки. Все звери радовались ______ солнышку.
III. Итог занятия. - С какими словами мы сегодня работали? - На какие вопросы отвечают слова признаки? - Устно придумайте словосочетания, чтобы в них было два слова, одно из которых обозначает предмет, а второе признак предмета.