Цели: упражнять в определении родственных слов, находить общую часть – корень. Тренировать в подборе однокоренных слов. Развивать интонационную выразительность речи. Развивать у детей наблюдательность, умение анализировать и делать выводы. Закрепить у учащихся представление о характерных признаках весны. Активизировать словарь по теме «Весна». Воспитывать интерес и любовь к природе. Способствовать воспитанию самостоятельности и самоконтроля на письме. Развитие общей и мелкой моторики. Формирование самооценки.
Оборудование: компьютер; календарь природы; карточки с цветами на обратной стороне; карточки с текстом; Толковый словарь Ожегова; плакат родственные слова; плакат с текстом; «таблички - ступеньки» для самоконтроля.
Ход занятия: I. Организационный момент. Зима недаром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора. И всё засуетилось, Всё нудит зиму вон, - (заставляет зиму уйти; нудит - вынуждает) Ёи жаворонки в небе Уж подняли трезвон. Зима ещё хлопочет И на весну ворчит. Та ей ыв глаза хохочет И пуще лишь шумит… (Ф.И. Тютчев).
- О каком времени года говорится в стихотворении? - А как вы думаете какая она весна? - Я желаю, чтобы ваш день тоже был тёплым, добрым. Давайте возмёмся за руки и подарим друг другу частичку тепла. - какие весенние месяцы вы знаете? - на Руси названия месяцев отличались от современных, и было это связано с описанием наиболее характерных явлений. Март (березол) Апрель (цветень) Как вы думаете почему так назывались месяцы? Май (травень) - А какой сейчас месяц? Какой день недели? А какой день недели будет завтра? А какой был вчера? А какое сегодня число? (Работа с календарём природы). Откройте свои тетради и запишите число. - А ещё в старину весну закликали (зазывали). Давайте и мы зазовём весну. (Слайды № 1-5) Сна – сна – сна – к нам пришла весна. Сне – сне – сне – рады мы весне! Пели – пели – пели – звонкие капели. Ели – ели – ели – птицы прилетели. Очки – очки – очки – распустились почки.
(Слайд № 6) – А вот и весна к нам пожаловала.
II. 1. Зима на прощанье приготовила для нас загадки. Давайте их отгадаем, запишем отгадки. Зимой на ветках яблоки, Скорей их собери! И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это … (снегири) (Слайд № 7)
Что за звёздочки сквозные На пальто и на платке, Все сквозные, вырезные, А возьмёшь вода в руке. (снежинки) (Слайд № 8)
Он слетает белой стаей И сверкает на лету, Он звездой прохладной тает На ладони и во рту. (снег) (Слайд № 9)
Жил я посреди двора, Где играет детвора, Но от солнечных лучей Превратился я в ручей. (снеговик) (Слайд № 10)
Внучка с дедом бородатым Каждый год среди зимы Дарит радость нам, ребятам, С ними веселимся мы. (Снегурочка) (Слайд № 11)
Снегири, снежинки, снег, снеговик, снегурочка. - Какое правило встретилось в этих словах? - Какие это слова? Все они имеют общую часть снег. Слова, которые имеют общую (одинаковую) часть и сходны по смыслу, называются родственными. Общая часть родственных слов называется корнем. Поэтому родственные слова называют также однокоренными. (Плакат).
- сегодня мы сваи продолжаем работать с однокоренными словами. Будем учиться находить общую часть родственных слов – корень. Тренироваться в подборе однокоренных слов.
Они слова похожие, Как родственники схожие. Они живут одной семьёй, И дружить хотят с тобой!
- Какой лесной цветок развивается под снегом и расцветает сразу после его таянья? Подснежник. (Слайд № 12) - давайте допишем это слова к нашим словам. А как вы думаете, будет ли это слово родственным с этими словами?
2.Орфогрфическая минутка. Устно.( Текст на доске.) Солнце землю согревая, Гонит с нашей речки лёд. Тает баба снеговая И ручьями слёзы льёт. (Г. Ладонщиков) - Объясните написание выделенных букв. - Вот как весна вступает в свои права.
3. – Что ещё происходит в природе с приходом весны? - Давайте хором прочитаем четверостишие на ваших карточках. Каждый год с погодой вешней Все гостей крылатых ждут. Только вынесли скворечник, А скворцы уж тут как тут. (С. Михалков) - Найдите однокоренные слова (родственные). Запишите эти слова, выделите корень. - Как вы понимаете слова погода вешняя (Слайд № 13); крылатые гости (Слайд № 14); скворечник (Слайд № 15). ВЕШНИЙ, -яя, -ее. О времени, погоде состоянии природы: весенний. Вешние деньки. Вешние воды. СКВОРЕЧНИК. Маленькая деревянная будочка для скворечьего гнезда, укрепляемая на шесте или на дереве недалеко от дома.
4. Физкультминутка и пальчиковая гимнастика. (под музыку) (Слайд № 15) Каплями забулькала, (Стучать пальцами по столу) Плакала сосулька: «Кап – кап – кап!» А вот и долгожданное тепло к нам пришло. На земле лужи. (Присесть) На реке тресну лёд, плывут льдины. (Ударять кулаками друг о друга) На опушке берёза - вот её ствол. (Поднять руки вверх, потянуться) Лопаются почки на деревьях. (Вытянуть напряжённо пальцы, широко расставить и коснуться по очереди друг друга) За зиму звери похудели. (Обнять руками лицо и плавно повернуть голову влево, вправо) Наши алые цветки раскрывают лепестки. (Раскрыть цветок «Чашечкой») Наши алые цветки закрывают лепестки. (Закрыть цветок) И тихонько спать легли. (Положить руки под щёку) Тихо засыпают головками качают. (Качать кулачками вперёд – назад)
5. Цветы расцветут и вас на парте, если выполните правильно следующее задание весны. Прочитайте. Найдите однокоренные слова. Списать только однокоренные слова. выделить корень. (Каждая пара слов на отдельной карточке). Пара слов, которая не является однокоренными отложить в сторону. А однокоренные слова выложить столбиком: сверху вниз. Груз – грузчик, плясать – танцевать, рыбка – рыбачить, гриб – рыжик, коза – козлёнок, стол – столб, стол – столовая, вода – подводник. Каждую строчку столбика перевернуть – получились первоцветы. Как вы понимаете это слово? Назовите свои цветы. (тюльпаны, ландыши, нарциссы, одуванчики) – вывешиваются на доску.
6. Гимнастика для глаз. (под музыку) Расцвели первые цветы и появились насекомые. На наши цветы прилетел шмель. Давайте проследим, как он перелетает с цветка на цветок.
7. Прочитаем текст ещё про одного насекомого. (карточка) Ожил под тёплым весенним солнцем огромный лесной дом – муравейник. Весь день хлопочут муравьи, тащат в муравейник то травинку, то сосновую иголочку. - Про какого насекомого вы прочитали? Что такое муравейник? (слайд №16) Спишите текст. Выделите корень в однокоренных словах.
8. Упражнение на дыхание. С приходом весны всё в природе оживает. Становится теплее, но ветерок ещё холодный. Давайте мы с вами покажем как он дует. Я подую высоко, (поднять руки вверх, тянуться вслед за ними и дуть.) Я подую низко, (наклониться вперёд и дуть) Я подую далеко, (руки на пояс, наклониться вперёд и дуть) Я подую близко. (положить ладони на грудь, прижать к ним подбородок)
9. Устно. Из текста к данным словам подберите однокоренные слова. (слова на доске). Жить - … , весна - …, лес - …, трава - …, сосна - … .
III. Итог занятия. Рефлексия. - С какими словами мы сегодня работали? - Как называется общая часть родственных слов? (слайд № 17) У весны есть ещё один вопрос для вас: как каждый из вас сегодня работал? На какой ступеньки лестницы вы стоите. (Слайд № 18) На занятии мне было. (слайд №19) - За вашу работу на занятии весна дарит вам самое главное, что есть у неё – солнышко. (слайд №20) Она очень рада за вас, что вы все её задания выполнили. Молодцы!