Задачи: Образовательные: учить различать звуки [Г] - [К]; выделять звуки [Г] - [К] в ряду других звуков, слогов, слов; уточнить акустико – артикуляционные характеристики данных звуков, провести сравнительный анализ; у чить определять позицию звука в слове; учить дифференцировать буквы Г – К на письме.
Развивающие: развивать навыки владения операциями фонематического анализа и синтеза; развивать зрительное восприятие, мышление, слуховую и зрительную память.
Оборудование: карточки – символы, карточки с письменным заданием на каждого ребёнка, тетради, ИКТ.
Ход занятия:
I.Организационный момент. (Слайд 1) Дыхательная гимнатика. Сообщение темы занятия. Отгадайте загадки: Звук [К]: Я пеструшка, я хохлатка. Куд-куда! - кричу я кратко. Кричу, и слышит улица: Снесла яичко ...(Курица)
Звук [Г]: Норовит щипнуть за ноги, Я гоню его с дороги: "Прочь! Тебя я не боюсь!" "Га-га-га!" – смеётся… (гусь) На какие звуки начинаются слова?
II. Основная часть. (Слайд 2) 1. Уточнение акустико-артикуляционных характеристик звуков [Г] - [К]. Скажите, звук [Г] согласный или гласный? Почему? Звонкий или глухой? Почему? А звук [К] согласный или гласный? Почему? Звонкий или глухой? Почему? Значит звуки [Г] - [К] являются парными.
2. Дифференциация звуков на уровне слога: (Слайд 3)
Работа в тетради (задание 1,2): (Смотреть приложение к конспекту) Определите, какой символ, к какому звуку относится? Найдите все буквы Г и К. Подчеркните звонкий согласный звук Г – двумя чертами, глухой согласный звук К – одной чертой. - Угадайте слоги, составленные при помощи гласных и символов, назовите их. - Слоги: А Е И Ю О А
Игра с мячом. Логопед кидает мяч ребенку, называет слог со звонким звуком. Ребенок должен вернуть мяч логопеду и назвать слог с глухим согласным звуком. Га – ка, го – ко, гу – ку, ги – ки… итд.
Игра «В магазине». (Слайд 4) Гном пошел в магазин. Помогите ему купить только те вещи, в названиях которых есть звуки Г – Г’. Запишите слова.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА
3. Дифференциация звуков на уровне слова:
Игра «Улей»
Друг Гнома медвежонок Гоша разводит пчел, помогите пчелам отыскать свой улей. (Работа в тетрадях).
Вставить пропущенный слог ГА или КА. Запиши в тетрадь. (Слайд 5)
4. Дифференциация звуков на уровне словосочетания. Работа по карточкам Составьте вместе с Гномом словосочетания из слов первого и второго столбика, спишите, подчеркните буквы Г и К:
КРАСНЫЙ КОЛБАСА ГОЛОСИСТЫЙ ГОРА ВЫСОКАЯ ГАЛСТУК КОПЧЕНАЯ ПЕТУШОК ПРОВЕРЬ СЕБЯ (СЛАЙД 7)
ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА
5. Дифференциация звуков на уровне текста. Прочитайте текст, вставьте пропущенные буквы. Спишите текст, подчеркните буквы Г и К. (Слайд 8). Собака грызет …ости. В четверг к нам придут …ости. Гриша любит хлебную …орку. В понедельник весь класс ходил на …орку. Во дворе шла интересная и…ра. Очень полезная черная и…ра. В саду цветет …алина. Катину подругу зовут…алина.
III Итог занятия. С какими звуками мы работали сегодня на уроке? Дайте характеристику данным звукам.