Конспект группового занятия с учащимися 2 класса (логопедическое заключение: недостатки чтения и письма, обусловленные фонематическим недоразвитием речи)
Оборудование: доска, мел, тетради, ручки, картинки загадок, карточки со словами-отгадками, «Светофорчики», цветные квадраты-символы, цветные таблицы со словами, карточки с записанными предложениями и словами, картинки-подарки (лось).
Программное содержание: Задачи: а) образовательная: формировать умения у обучающихся обозначать мягкость согласного звука на письме мягким знаком, способствовать развитию и обогащению словарного запаса; закреплять обобщающие понятия; работать над употреблениями в речи слов-паронимов; формировать орфографическую зоркость, навыки звуко -буквенного анализа; б) коррекционная: развивать фонематический слух, зрительное внимание и восприятие, мелкую моторику, логическое мышление, память; в) воспитательная: воспитывать интерес к художественному слову, умение работать самостоятельно в коллективе.
План занятия: I. Оргмомент. Установка на занятие. II. Основная часть. 1. Знакомство с темой: а) «Отгадай загадку»; б) «Прочитай слово по первым звукам названий картинок»; в) «Договори словечко»; г) «Назови недописанные буквы и прочитай слово». 2. Работа по теме: а) знакомство со стихотворением о мягком знаке; б) запись слов. 3. Игра «Светофорчик». 4. Работа со словами- паронимами. 5. Физкультминутка: «Глаз- путешественник» 6. Работа с предложениями. III. Подведение итогов.
Ход занятия:
I. Оргмомент. Установка на занятие. - Ребята, давайте подарим улыбку друг другу. А теперь произнесем слова, о которых постарайтесь не забывать на уроке.
-Сегодня мы продолжим слушать, правильно произносить звуки, слова, обозначать звуки на письме нужной буквой.
II. Основная часть. 1.Знакомство с темой. -А сейчас откройте тетради, отгадайте загадки и запишите слова-отгадки.
а) «Отгадайте загадку». Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец. Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Олень).
б) «Прочитайте слово по первым звукам названий картинок»
(Гусь).
в) «Договори словечко». Лесники ее котят Взять домой не захотят, Ей не скажешь: «Кошка, брысь», Потому что это… (рысь).
г) «Назовите недописанные буквы и прочитайте слово»
(Лось).
-Прочитайте записанные слова, назовите последний звук в каждом слове. Какой звук повторялся в словах? Какая буква показывает мягкость этих согласных звуков на письме?
2.Работа по теме. -Послушайте стихотворение о мягком знаке, постарайтесь запомнить, что узнаете о нем.
Мягкий знак- хитрый знак Не назвать его никак. Он не произносится, Но в слово часто просится. Нарисуем мягкий знак Нежно капелькой Вот так! Букву капелька смягчит- Слово мягко прозвучит.
-Нарисуйте в воздухе мягкий знак. -Ребята, расскажите, что вы узнали из стихотворения о мягком знаке. Давайте повторим и запомним, какое значение имеет мягкий знак: "Мягкий знак звука не обозначает, а служит для смягчения согласных!" (хоровое, индивидуальное проговаривание). -Подчеркните в записанных словах согласные буквы перед мягким знаком. Каким цветом вы их подчеркнете? Почему зеленым? (повторение правила). -Кто заметил, есть ли среди этих слов лишнее слово? Почему оно лишнее?
3.Игра «Светофорчик». -Выполнить следующее задание нам поможет светофор, который лежит на парте у каждого из вас. Кто подскажет, почему он имеет два цвета? -Я буду называть слова, а вы показывать синий сигнал светофора, если последний звук в слове твердый. Если последний звук в слове мягкий, то покажите сигнал зеленого цвета. (Слова: дом, мак, конь, суп, соль, дым, лоб, шаль, руль, мост, сок, шмель, дверь, зверь).
4.Работа со словами-паронимами. -Ребята, а сейчас посмотрите, как изменит значение слов мягкий знак. Запишите следующие слова: хор- хорь. Сколько звуков в слове хор? (запись над словом). Сколько звуков в слове хорь? (запись над словом). Сколько букв в слове хор? (запись над словом). Сколько букв в слове хорь? (запись над словом). Чем похожи эти слова? (в них одинаковое количество звуков). А чем отличаются эти слова? (в слове хорь 4 буквы). Какой можно сделать вывод о роли мягкого знака? (повторение правила). -Кто может объяснить лексическое значение слов? (Аналогичная работа проводится со словами: шест- шесть, ел- ель, мел-мель. Ребята записывают слова на доске и в тетрадях, подчеркивают согласную букву с мягким знаком).
5.Физкульминутка: «Глаз- путешественник». -Ваши глаза много работали, им помогут отдохнуть цветные квадраты, которые есть у каждого из вас. -Послушайте внимательно задание: не поворачивая туловища, с помощью головы и глаз вам нужно найти в кабинете табличку такого же цвета, как ваш квадрат, прочитать про себя и запомнить это слово. А теперь сядьте те, чье слово записано правильно. А почему не все сели? Какая ошибка есть в ваших словах? (В слове двер- нет мягкого знака, в слове слонь- мягкий знак лишний). -Назовите слова, которые были написаны правильно. Вы согласны друг с другом?
6.Работа с предложениями. -Ребята, перед вами на столе карточки с предложениями. Впишите в эти предложения вместо точек подходящие по смыслу слова. -Прочитайте получившиеся предложения. Почему вы записали именно так? Что же сделал мягкий знак со словами? (он изменил значение слов).
Предложения: Слова: Маше ..... лет. шест - шесть Гимнаст держит ..... .
На сцене поет ..... . хор - хорь Под домом появился ..... .
-Переверните карточки. В этих предложениях уже вписаны слова. Прочитайте и скажите, правильно ли звучат предложения? Давайте исправим ошибки и запишем в тетрадях предложения правильно.
Петя ель грушу. Около дома высокая ел.
-Подчеркните слово, в котором мягкий знак изменил свое значение.
III. Подведение итогов.
-Ребята, вы были очень внимательными и старательными, поэтому справились со всеми заданиями.
Наступил прощанья срок, Прозвенит вот-вот звонок. Кто же вспомнит наш урок И слова припомнит в срок? Дети читают стихотворения.
1-ый ученик: Что меняет «шест» на «шесть», Слово «ест»- на слово «есть»? 2-ой ученик: Что в словах изменит роль: «Мел»- на «мель», а «хор» на «хорь»? 3-ий ученик: Мягкий знак- ты поверь: Слово «ел» изменит в «ель»!
-Какие слова с мягким знаком вы еще запомнили? -Давайте еще раз повторим, для чего нужен мягкий знак. -Вы хорошо поработали, и я приготовила для вас подарки- картинки. В свободное время обведите по точкам и раскрасьте картинку, и тогда вы узнаете имя героя, а также вспомните тему нашего сегодняшнего занятия.