Задание: вставить в предложения пропущенные местоимения.
1) Это змея. У ... нет лап. ... умеет извиваться, поэтому ... лапы не нужны. 2) Это заяц. У ... длинные уши, поэтому ... хорошо слышит. ... важно хорошо слышать, чтобы вовремя убегать от хищника. 3) А это какое-то странное существо.... еще не известно науке: раньше ... никто не видел. ... еще не придумали названия.
Упражнение . Склонение личных (А) и притяжательных (Б) местоимений.
Задание: вставить в предложения пропущенные местоимения. Ведущий показывает на человека или предмет, о котором идет речь. Ребенку надо закончить предложение, подобрав соответствующее местоимение. Образец. Ведущий говорит: «Здравствуйте, это ...» (указывает на себя). Ребенку надо закончить предложение словами «я» или «это я». В случае затруднения можно задать наводящий вопрос: «Это кто?» А) Личные местоимения
1) Здравствуйте, это ... (кто?). 2) Эта книга для ... (кого?) 3) Передай её ... (кому?). 4) Теперь она у ... (кого?). 5) Не смейся надо ... (над кем?)! 6) Думай обо ... (о ком?)!
Б) Притяжательные местоимения
1) Эта книга ... (чья?). 2) Видишь, как много картинок в этой книге, в ... (в чьей? ). 3) Уже очень много лет этой книге, ... (чьей?) книге. 4) Не пачкай, пожалуйста, ... (чью?) книгу! 5) Ты доволен (довольна) ... (чьей?) книгой? 6) Ты вспоминаешь о ... (чьей?) книге?
Упражнение. Образование личных форм глагола настоящего времени и повелительного наклонения с использованием личных местоимений.
Задание: поставить глагол в нужную форму. При письменном выполнении задания личные окончания глагола следует выделить (подчеркнуть или обвести).
Образец: Хочется играть, и я играю, ты играешь и т. д. Надо гулять — и я ..., и ты ..., и он ... , и она … все мы ... , и вы ... , и они ... . Так что ты иди, …! И вы идите, …!
Упражнение. Различение личных местоимений в косвен¬ных падежах и возвратного местоимения «себя».
Задание: заменить при необходимости личные местоимения на возвратное местоимение «себя». Предварительно надо объяснить ребенку, что «себя» — это когда кто-то сам для себя что-то делает.
Образец: Мы нашли тебе игрушку, и ты нашел тебе игрушку. — Мы нашли тебе игрушку, и ты нашел себе игрушку. 1) Я люблю тебя, и он любит тебя! 2) Я люблю тебя, а ты любишь тебя! 3) Таня купила для Коли книгу, которую Маша не смогла купить для него. 4) Таня купила для Коли книгу, которую он не смог купить для него. 5) У мамы порвалась сумка, и папа купил ей новую. 6) У мамы порвалась сумка, и она купила ей новую. 7) У него никого не было, и поэтому о нём заботилась соседка. 8) У него никого не было, и поэтому он заботился о нём сам.
Упражнение. Образование собирательных числительных.
Задание: образовать собирательные числительные от количественных по словообразовательной модели.
Образец: четыре — четверо. Пять — Шесть — Семь — Восемь — Девять —
Упражнение. Склонение числительных «оба» и «полтора».
Задание: вставить в нужной форме слова «оба», «полтора» (одно из двух или и то, и другое). Для легкости и с целью запоминания используется рифмовка.
Образец: Мне не нравятся ... сугроба. — Мне не нравятся оба сугроба. 1) Мне не нравятся ... сугроба. 2) Занятия идут с утра часа .... 3) ... девочек не было на обеде. 4) ... быков закрыли на засов. 5) ... минут не хватит на маршрут. 6) ... девушкам подарили цветы. 7) ... полковникам подарили по половнику. 8) ... килограммам груш предпочли полкило черешни. 9) Жора выпил ... литра кефира. 10) Подбили ... парохода. 11) Этой особе из этих книжек я куплю ...! 12)... минутами тут не обойдёшься! 13) Большая комната жёлтыми обоями обклеена ... друзьями. 14) Детская комната белой краской покрашена ... подругами. 15) О ... килограммах похудания не нужно мечтать! 16) Дед беспокоился об ... девочках. 17) Он заботился и об ... Бобиках.
Упражнение. Усвоение разрядности чисел.
Задание: подобрать по предложенной модели числительное. 1) Образец: один — одиннадцать. два — ..., три — ..., четыре — ..., пять — ..., шесть — ..., семь — ..., восемь — ..., девять — ... 2) Образец: два — двадцать. три — ..., четыре — ..., пять — ..., шесть — ..., семь — •-., восемь — ..., девять 3) Образец: два — двести. три —..., четыре —..., пять —..., шесть —..., семь —.. восемь —..., девять —...
Упражнение. Понятие о счетных словах.
Задание: подобрать счетные слова для неисчисляемых существительных, составить предложения с ними.