Упражнение. Изображение антонимов жестами. Примеры:
большой –– маленький высокий –– низкий широкий –– узкий длинный –– короткий тяжёлый ––лёгкий прямой — кривой глубокий –– мелкий твёрдый –– мягкий
Упражнение. Подбор антонимов к заданным словам. Ребенку предлагается закончить предложения, которые читает ведущий.
Задание: закончить предложение, используя антонимы. Образец: летом тепло, а зимой — холодно.
Слон большой, а крот —….. Ночью темно, а днём —…. Вечером все засыпают, а утром — …. Внизу— подвал, а вверху —…. Подушка мягкая, а камень — … Река широкая, а ручеёк —….. Улитка ползёт медленно, а заяц бежит ––…. Птицы летают высоко, а мухи —…. Сначала ёжик потерял фонарь, а потом его ––….
Упражнение. Различение предметов по противоположным признакам с использованием антонимов.
Задание: объяснить, чем, каким признаком различаются похожие предметы, объединенные в пары. Образец: Пушинка и камень (лёгкий — тяжёлый). — Пушинка лёгкая, а камень тяжёлый.
1) Шкаф и тумбочка (большой— маленький; высокий —низкий) 2) Плед — платок (большой — маленький) 3) Дерево — куст (высокий — низкий) 4) Миска — тарелка (глубокая — мелкая) 5) Канат — нитка (толстый — тонкий) 6) Шар — круг (объёмный — плоский)
Упражнение. Подбор антонимичных глаголов и предлогов.
Задание: вставить пропущенные предлоги (А) или пропущенные приставки (Б), чтобы получились слова с противоположным значением.
А) Подберите правильные предлоги: 1) Фокусник положил часы ... карман, а достал их ... портфеля. (в\из) 2) Когда родители вернулись ... работы, дети пошли ... улицу. (на\с) 3) Кошка подкралась ... окну — и попугай тут же отлетел ...окна. (к\от) 4) Кошка легко забралась ... шкаф, но с трудом выбралась ...него. (под\из-под) 5) Малыш спрятался ... буфетом, а потом неожиданно появился ... буфета, (за\из-за)
Б) Подберите правильные приставки: 1) Птица ...летела в клетку, а потом ...летела из клетки. (в\вы) 2) Мальчик ...лез на дерево и не может ...лезть с него. (за\с) 3) Осенью птицы ...летают, а весной — ...летают обратно. (при\у) 4) Чтобы ...браться из лужи, мальчик сначала ...брался в неё. (вы \за) 5) Собака ...бежала к сумке, но быстро ...бежала от неё. (под\от)
Упражнение. Усвоение различий в значении и словоупотреблении синонимов
Задание: ребенку предлагается объяснить, какая разница между синонимами; в каком случае надо употреблять один синоним, а в каком случае — другой; всегда ли может один синоним заменить другой. Надо придумать разные предложения или словосочетания с каждым словом из синонимической группы, попробовать подставить одно вместо другого и посмотреть, всегда ли это возможно. Образец: Можно ли сказать «Человек спешит»? А «Лошадь спешит» ? «Машина спешит» ? «Время спешит» ? «Часы спешат» ? И т.д.
1) Спешить — торопиться, бежать, мчаться, нестись. Предложения с ними: «Человек спешит, торопится, бежит, мчится, несется»; «Лошадь бежит, несётся»; «Машина мчится, несётся»; «Время бежит»; «Часы спешат». В каждое предложение по очереди подставляются все синонимы из данной группы. 2) Добрый — незлой, хороший, мягкий, приветливый, дружелюбный. Словосочетания с ними: «добрый человек», «доброе утро», «добрые глаза», «приветливая улыбка». 3) Веселый — радостный, счастливый. Словосочетания с ними: «весёлое лицо», «радостная улыбка», «счастливый случай». 4) Страшно — опасно, ужасно, жутко. Предложения: «Ёжику стало страшно»; «Стоять на большой высоте опасно». 5) Глупый — неумный, дурацкий, нелепый, непонятливый, бестолковый. Словосочетания: «глупый человек», «дурацкий ответ», «нелепый вид», «бестолковый рассказ».
Упражнение. Подбор синонимичных предлогов и глаголов с синонимичными приставками.
Задание: вставить в предложение синонимичные предлоги (А); подобрать подходящие приставки, чтобы получились синонимичные глаголы (Б).
А) Вставьте все возможные варианты предлогов в соответствии с падежом существительного. Предлоги: возле, у, рядом с, рядом со
Стул стоит ... стола. Стул стоит ... столом. Стол стоит ... окна.
Б) Вставьте все возможные варианты приставок. Попробуйте объяснить небольшую разницу в значениях глагола в зависимости от изменения приставки. В комнату ...летела ворона. (в\при\за) Мальчик ...лез под кровать. (за\под\про) Из зоопарка ...бежал слон. (у\с\вы) Пёс ...бежал к хозяину. (при\под)
Упражнение Вопросы по тексту и подбор местоимений из текста.
Задание: следует задать ребенку вопросы по тексту, которые помогут закрепить правильное употребление местоимений. При возможности — использовать соответствующую иллюстрацию.
Образец. Ведущий произносит: «Ёжик надевает шляпку и говорит: «Эта шляпка ...» (пауза). Ребенку надо закончить фразу, подобрав притяжательное местоимение «моя». В случае затруднения следует подсказать, задав соответствующий наводящий вопрос («Эта шляпка — чья?»).
1) Ёжик надевает шляпку и говорит: «Эта шляпка — ... чья?» (моя) 2) А вот ёжик сшил себе плащ и произнес: «Этот плащ — ... чей?» (мой) 3) Ёжик стал подбирать все шляпы и цеплять их на ... кого? (на себя) 4) Грибы обиделись и сказали: «Ты отобрал эти шляпки у ...кого?» (у нас) 5) У каждого грибка была ... шляпа (чья? — своя). 6) Листья сказали ёжику: «... не валяемся!» (кто? — мы). 7) Ёжик промок и ... (кому?) стало холодно (ему).