Тема: Дифференциация о - а в слогах, словах. Цель: научить учащихся дифференцировать буквы в о – а слогах, словах.
Задачи: развивать моторные навыки написания букв о, а с опорой на кинетические ощущения; обогащать и активизировать словарный запас по теме «Флора»; развивать межполушарные связи; развивать зрительную и слуховую память, мышление; воспитывать любовь к окружающему миру.
Ход занятия
I Вводная часть Входной билетик: Назовите последний звук в названии картинки. (логопед – показ) шарф – Ф, стол – Л, ведро – О, сыр – Р, груша – А.
II Основная часть. 2.1 «Соберите слово» - Посмотрите на свои картинки, произнесите звуки в заданном порядке (флора) - Что такое флора? (Флора – растительный мир; в древне-римской мифологии – богиня цветов и весеннего цветения.) - Назовите гласные, которые встретились в этом слове (о , а) - Кто догадался, какие буквы мы будем учиться различать? (о , а) - Прежде чем начать работу обратите внимание на доску. Флора просит нас помочь, собрать весеннюю картинку. Чтобы это сделать необходимо постараться справиться со всеми заданиями.
2.2 И первое задание: выполнить артикуляционную гимнастику (артикуляционные упражнения – совместные движения рук и артикуляционного аппарата). 2.2.1 1 «Улыбочка» - «Трубочка» 2 «Трубочка вперед – направо – вперед – налево» 3 « Качели» 4 «Лошадка» 2.2.2 Воспитание интонационной выразительности ПОСЛЕ РОСЫ РОСЛИ РОЗЫ. - чтение логопедом; - хоровое чтение; - прочитайте, выделяя слово, которое указывает, что растет после росы; - прочитай так, чтобы было понятно, что делали розы; - прочитайте так, чтобы было понятно, когда росли розы. - Прочитаем с различным настроением - радость, злость, удивление, грусть (каждый ребенок вытягивает карточку и читает скороговорку с нужным настроением, все остальные должны догадаться, какое настроение изобразили). -Вы хорошо выполнили это задание, наши язычки готовы четко, правильно говорить и мы получили право перевернуть первый пазл.
2.3 Сопоставление звуков О – А по артикуляции. -Теперь красиво произнесем звук [о], звук [а]. - Опишите артикуляцию этих звуков ( о - губы «рисуют» букву О, а – широко раскрывается рот). Сравнение букв о – а . - Что общего в буквах (элемент овал). - Чем отличаются (о – один элемент, а - два – овал и наклонная линия с закруглением внизу). Буква о как бы «прячется» в букве а. Вывод: Буквы имеют сходство, поэтому их надо учиться различать.
2.4 Пальчиковая гимнастика - Проверим, как вы слышите звуки [о], [а] и знаете слова на тему «Флора». - Для этого если услышите в слове [о] – покажите жестом колечко, если [а] – раскройте ладонь. ШипОвник, кАктус, мимОзы, фиАлки, игрушки, листвА, трАвы, ствОл, глАдиОлус. - Какое слово лишнее? Почему? (два варианта ответов)
2.5 Запись числа в тетрадь. - Флора приглашает вас на ягодную поляну, где мы потренируем память. Упражнение «Вишневые бусы» (работа в тетради) - Запомните последовательность букв и дорисуйте бусы по памяти.
- У вас получились очень красивые бусы, вы можете открыть еще один пазл.
2.6 Упражнение «Слоговые листья» - Ветер принес листья. С каких деревьев эти листья? (назвать дерево и лист).
Дуб – дубовый. Клен – кленовый. Береза – березовый. Каштан – каштановый. - С помощью этих листьев Флора хочет проверить насколько вы внимательные. Подчеркните заданный слог, укажите сколько раз он встретился (на задание дается 1 минута).
Взаимопроверка.
2.76 «Укрась елочку». - Назовите хвойные деревья, которые вы знаете? Вспомните, какие у них шишки: ель – еловые сосна – сосновые кедр – кедровые -Чтобы на нашей елочке появились шишки, соберите слова-рассыпушки и повесьте на елку. С о - наверху, а - посередине, о , а - внизу. (каждому индивидуально, разной сложности: грибной, малина, весна, масленок,*- кабачок) Показ логопеда на слове – природа.
- Глядя на слова – «шифровки» назовите название гриба, ягоды, овоща, время года, имя прилагательное.
2.8 Физ.минутка - Флора приглашает отдохнуть и размяться. Проговариваем буквы верхней строки, буквы нижней строки обозначают движения руками. (п –вправо, л – влево, в-ввер). Одновременно.
а о у э ы
п л в п л
2.9 «Цветочные клумбы» (работа в тетради). - Я показываю цветок, вы его называете и «садите» - записываете его на нужную клумбу (пионы, маки, розы, флоксы, астры, тюльпаны). Подчеркните в словах букву о – одной чертой, а – двумя.
- Прочитайте, какие цветы вы посадили на первую клумбу (с буквой-о ), на вторую ( с буквой - а). - Как изменить слово РОЗЫ, чтобы в нем появилась буква а. (поставить слово в единственное число). 2.10 «Соберем урожай». Выбрать карточки с названным логопедом растением. Составить из слов предложения. Обвести о - синим цветом, а - зеленым. Чеснок – Наступила радостная весна. Груша – Под снежком зажурчал звонкий ручей. Лимон – На ветках появились почки. Баклажан – Трогательные подснежники распустились на проталине. * Записать в тетрадь.
- Что заметили? (все предложения о весне). - На какие группы можно разделить ваши карточки (овощи, фрукты).
III заключительная часть. 3.1 Подведем итог нашего занятия. - Какие буквы научились различать? - Что понравилось выполнять больше всего? - Какие задания дались легко? 3.2 - Посмотрите, наша картина собрана. Как называются цветы изображенные на ней? (подснежники) - Флора благодарит вас за помощь. Она надеется что вы научились не только различать буквы, но и беречь растительный мир.