Цель: Совершенствование навыка дифференциации букв и - у
Задачи: • развитие зрительной, слуховой и тактильной памяти; • уточнение пространственной ориентировки; • выработка слуховых и зрительных дифференцировок; • различение звуков и букв и - у; • совершенствование фонематического слуха, навыков звуко-буквенного и слогового анализа и синтеза; • совершенствование грамматических форм речи (согласование «числительное + существительное» в Р.п.); • активизация словарного запаса, развитие связной речи; • формирование навыков самоконтроля, интереса к занятиям.
Оборудование: разрезные карточки, зеркало, элементы букв И-У на карточке, «буквы-осязатели» бархатные, слайды-презентация Power Point, предметные картинки, игра «Слоговое колесо», слоговые схемы, карточки с заданиями, магниты, цифры 2 и 5, тетрадь, ручки, карандаши.
Ход занятия: 1. Вводная часть Представляются две разрезанные на части картинки.
- Собери картинки и выдели гласные звуки в словах в словах гриб, лук. - Переверни карточки. Какие буквы написаны? Почему? (звук «И» на письме обозначается буквой И, звук «У» обозначается буквой У).
Сообщение темы занятия. Сегодня на занятии мы продолжим различать звуки и буквы И –У.
2. Основная часть. 2.1. Сопоставление звуков И – У по артикуляции. -Теперь красиво произнесем звук [и], звук [у]. - Опишите артикуляцию этих звуков ( и - губы «улыбаются», у – губы вытянуты вперед). Сравнение букв и – у . - Что общего в буквах (элемент - линия с закруглением внизу). - Чем отличаются (и – два элемента линия с закруглением внизу, у - два –наклонная линия с закруглением внизу и петелька). Вывод: Буквы имеют сходство, поэтому их надо учиться различать.
2.2. Работа по карточке «Соедини элементы букв».
2.2.1.Обведи контур буквы, проговаривая ее вслух «Прочитай руками букву». (работа с бархатными буквами).
2.3. Упражнение «Кисточка» -работа со слайдами: У тебя на носу – «кисточка» …(после выполнения учащимся задания появляется «написанная» буква) напиши букву «И» в правом верхнем углу, произнося звук [И]; обведи пальцем, кулачком букву «У», произнеси звук [У]
2.4. Игра «Обозначь цветом звук». Работа у доски. Назови, что изображено на картинке, определи какой звук «спрятался» и обозначь: [и] – зелёным [у] – синим [и], [у] – жёлтым Автобус, сани, автомобиль, грузовик, лифт, троллейбус.
2.5. Пальчиковая гимнастика «Алладин» Жил на свете Алладин У него был в лампе джин, Чтоб позвать наружу джина, Трём мы лампу Алладина.
2.6. Игра «Слоговое колесо» Перед ребёнком, выставляется рисунок «колеса». Логопед: Я произношу слова (пират, карусель, губы, шуба, краски, такси),а ты должен выделить и записать в сектор «колеса» те слоги, которые содержат букву И или У. А затем из полученных слогов составить слова. (Слова: пишу, руки, гуси).
2.7. Гимнастика для глаз. (слайды)
2.8. Работа по карточке: а) Вставь букву вместо символа, прочитай слова. – и, - у.
БЛ Н Л К М Р ГРУШК ТР С
АРБ З СТАР ШК КЕФ Р Ж К ПАВЛ Н
б) Игра «Складушки» с логопедом: Я называю слово, а ты подбираешь к нему рифму (блин – павлин, лук – жук, мир – кефир, игрушки - старушки, трус – арбуз). Проверка - слайды. в) Прочитай слова, обозначающие живые предметы. г) Грамматическая игра «два и пять». (согласование «числительное + существительное» в Р.п . Например: Два арбуза, пять арбузов)
2.9. Работа с текстом (по карточке). Прочитай, выбирая нужную букву. Придумай заголовок текста. Спиши 2-3 предложения. Подчеркни буквы И, У. ________ Свистит за окошком ветер. Ночью поднялась сильная метель. К утру всё стихло. Все деревья и к_сты в снегу. На дворе гл_бокие с_гробы. Дет_ выбежали во двор. Они играют в снежк_ ,везут санк_, несут лыжи. Как весело зимой!
3. Заключительная часть. Чему научились на занятии? Ты сегодня очень хорошо работал, успешно выполнил все задания. Оценка за работу: карточка «УМНИЦА»
Радько Анна Юрьевна Учитель –логопед МБОУ СОШ «Успех» г.Хабаровск