Учитель-логопед: Бунина Ольга Владимировна
МБДОУ ДС № 76 «Подснежник»
г. Нижневартовск
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Сказка о Веселом Язычке для мам и пап»
Цель:
- Познакомить родителей с артикуляционной гимнастикой
- Создать положительный эмоциональный настрой к логопедическим занятиям
- Развивать творческие умения и навыки родителей
Оборудование:
- Индивидуальные зеркала
- Интерактивная доска (для показа артикуляционных поз)
- Буклеты с описанием артикуляционных упражнений
Методические рекомендации:
Проводить мастер-класс рекомендуется в группе по 8-10 человек (небольшой группы) в целях снятия напряжения, повышения эффективности и качества предлагаемой работы
Ход:
Логопед приветствует родителей, объявляется тема мастер-класса. В круг пускаем цветок и просим передавая цветок назвать друг друга ласково. Цветок возвращается логопеду.
«Как ласково и красиво вы друг друга назвали! За красивую и правильную речь отвечают органы артикуляции, которые активно развиваются у ребенка в первые 5 лет жизни. Поэтому именно в этом возрасте артикуляционный аппарат следует активно развивать. А как это можно делать не только на логопедических занятиях, но и в домашней обстановке, мы сегодня с вами попробуем научиться».
«Обратите внимание на слайд (показ слайда), в котором указаны основополагающие правила проведения артикуляционной гимнастики:
- проводить следует ежедневно, в целях закрепления навыков (2 раза в день)
- соблюдать последовательность в движениях
- проводим вначале в более медленном темпе, затем можно ускорить
- упражнения с ребенком проводятся перед зеркалом в игровой форме
- удерживать артикуляционную позу следует 5-10 секунд, постепенно увеличивая время
- следить за четкостью и правильностью выполнения
- не допускать переутомления ребенка
- артикуляционная гимнастика не должна надоедать ребенку и быть интересной
« Артикуляционных упражнений достаточно много, и для того чтобы их запомнить послушай сказку о Веселом Язычке, которая поможет не только вам и но вашим детям с интересом и легкостью проводить упражнения для язычка».
Просим родителей взять в руки зеркала.
«Все упражнения которые мы будем выполнять будут транслироваться на слайде, основная задача – следить за правильностью выполнения позы в индивидуальное зеркало». Логопед выполняет вместе с родителями, в случае необходимости поясняет.
В одном красивом домике (открываем широко рот) жил Веселый Язычок (показываем его). Рано утром он просыпался и выглядывал из окошка (показ слайда). В доме у Язычка был пол и потолок (показ слайда), и он очень любил прыгать от пола до потолка (показ слайда). Однажды Язычок решил покрасить потолок в красный цвет (упр. «Маляр», показ слайда). В один прекрасный солнечный день Язычок пошел с друзьями играть в футбол (Упр. «Футбол», показ слайда) и мяч попал в забор (упр. «Заборчик», показ слайда). За забором паслась лошадь (упр. «Лошадка», показ слайда), которая испугалась удара мяча и очень быстро ускакала ( упр. «Лошадка» в быстром темпе). Веселый Язычок починил забор и пошел качаться на качелях (упр. «Качели», показ слайда). Возле качели росла большая ель, которая была вся в колючих иголках (упр. «Иголочка», показ слайда). Язычок боялся уколоться, поэтому решил прокатиться с горки (упр. «Горка», показ слайда). Возле горки Язычок заметил небольшой грибок (упр. «Грибок», показ слайда), а под ним спала змейка (упр. «Змейка», показ слайда). Но солнышко спряталось за тучки, наступил вечер и Язычок решил, что пора идти домой. Дома он налил в чашку (упр. «Чашечка», показ слайда) вкусный малиновый чай. Чай был очень горячий и Язычок подул на него (упр. «Чашечка и выдох», показ слайда). Он съел сладкую трубочку (упр. «Трубочка», показ слайда) с вареньем (упр. «Вкусное варенье», показ слайда) и усталый (упр. «Лопата», показ слайда) пошел спать. Вот такая сказка!
Попробуйте с ребенком придумать свою сказку о жизни Веселого Языка из предложенных в буклете.
Артикуляционные упражнения
1. «Улыбочка».
Губы растянуты (улыбка), видны со¬мкнутые зубы. Удерживать губы в та-ком положении следует 10—15 секунд.
2. «Трубочка».
Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 се¬кунд.
3. «Хоботок».
Губы плотно сомкнуты и с напряже¬нием вытянуты вперед как можно даль-ше. Удерживать губы в таком положе¬нии следует 10 секунд.
4. «Лопаточка».
Расслабленный широкий кончик язы¬ка положить на нижнюю губу и удер-живать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверх-ности языка.
5. «Иголочка».
Узкий копчик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10.
6. «Сердитая кошечка».
Рот приоткрыт, кончик языка упира¬ется в нижние передние зубы, спинка языка приподнята, а боковые края при¬жаты к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10.
7. «Желобок».
Высунуть широкий язык изо рта, его боковые края загнуть вверх. Плавно дуть на кончик языка. Выполнять 3—4 раза по 5—7 секунд.
8. «Парус».
Рот широко раскрыть, широкий кон¬чик языка поставить за передние верх-ние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удержи¬вать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2—3 раза.
9. «Чашечка».
Рот широко раскрыть, широкий кон¬чик языка поднять, подтянуть его к верхним зубам (но не касаться их), бо¬ковые края языка прикасаются к верх¬ним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10 Выполнять 3—4 раза.
10. «Заборчик».
Зубы плотно сжаты, губы в положе¬нии улыбки. Выполнять 5—6 раз по 10—15 секунд.
11. «Лошадка».
Присосать кончик языка к небу. По¬щелкивание производится с изменени¬ем темпа (медленно — быстрее — очень быстро). Выполнять 10—15 раз.
12. «Грибок».
Широко открыть рот. «Присосать» поверхность языка к небу, при этом сильно оттянуть вниз нижнюю че¬люсть. Выполнять 5—6 раз.
13. «Маляр».
Широко открыть рот. Широким кон¬чиком языка проводить по небу от верхних зубов до ували (маленького язычка) и обратно. Выполнять в мед-ленном темпе 5—6 раз.
14. «Дятел».
Широко открыть рот. Языком с си¬лой ударять в бугорки за верхними зу-бами. При этом ребенок произносит звук <д», подражая дятлу: д-д-д-д-д (15—20 секунд).
15. «Прогони комарика».
Верхняя и нижняя губы прикасаются к высунутому кончику языка. Сильная воздушная струя, направленная на кон¬чик языка, приводит его в движение — язык дрожит.
16. «Покусывание кончика языка».
Губы в положении улыбки. Покусы¬вание кончика языка производится 8-10 раз.
17. «Качели».
Рот широко открыт. Кончик языка находится за верхними зубами на бу-горках , затем опускается за нижние зу¬бы. Выполнять 15—20 раз.
18. «Катание шарика».
Губы сомкнуты, язык делает круго¬вые движения (как бы вокруг губ) с внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала по часовой стрелке (5—6 кругов); затем против часовой стрелки (5—6 кругов). Ско-рость движения языка можно менять.
19. «Часики».
Рот приоткрыт. «Узкий» язык дви¬жется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет педагога или сопровождается словами: тик-так, тик-так, тик-так. Время вы¬полнения — 20 секунд.
20. «Вкусное варенье».
Широким кончиком языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Вы¬полнять 5—6 раз.
21. «Змейка».
Рот открыт. Язык высунуть вперед как можно дальше, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально вы¬двигать и убирать в глубь рта. Движе-ния производятся в медленном темпе, выполнять 5—6 раз.
|