Региональный институт педагогического образования и дистанционного обучения.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ.
Методическое пособие.
2013г.
РЕЦЕНЗЕНТ: Старший преподаватель кафедры СПП и ПМ Бородина В.А Составитель: учитель-логопед Багаутдинова А. Ф.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ.
Одним из важнейших условий успешного развития личности является правильная речь. Мы предлагаем комплекс игровых упражнений, направленных на формирование речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, в том числе и звукопроизношение. Пособие состоит из: комплекса артикуляционных упражнений, игровых упражнений, чистоговорок и скороговорок, игр направленных на постановку, автоматизацию и дифференциацию основных групп звуков. • Книга адресована учителям-логопедам, педагогам коррекционно-развивающегося обучения, студентам дефектологических факультетов и родителям. В нашем пособии использован материал авторов: А.И. Максакова, Г.А. Тумаковой, В.В. Коноваленко, В.Н. Черняковой.
Комплекс упражнений, вырабатывающий правиль-ный артикуляционный уклад звуков (с-сь-з-зь-ц) 1. Лягушка Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до пяти. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед.
2. Хоботок Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удерживать их в таком по¬ложении на счет до пяти. Свои губы прямо к ушкам Растяну я, как лягушка. А теперь слоненок я, Хоботок есть у меня.
3. Лопаточка Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно следить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык лопаткой положи И под счет его держи: Раз, два, три, четыре, пять! Язык надо расслаблять!
3 Игра «Собери букет». Цель: тренировать детей в составлении слов из заданных букв. Оборудование: стилизованные картинки с изображением цветов разной формы и окраски, в центре каждого цветка - буква. Ход игры. Логопед раскладывает цветы разной формы и окраски на ковре. Затем каждому из детей дается образец (включает три-четыре стилизованных изображения цветов), в соответствии, с которым он выбирает «букет». Дети свободно передвигаются по ковру, выбирая цветы. После того как дети соберут букет (из 3-4 цветов), они должны составить слово из букв, изображенных в центре каждого цветка. Таким образом, разнообразные виды игр и их фрагменты, отдельные игровые ситуации и действия могут быть использованы логопедом на разных этапах фронтальных занятий. В отдельных случаях (чаще всего в процессе занятий по закреплению, обобщению изучен¬ного, детьми материала) в течение всего занятия создается так называемое «игровое поле». При этом нередко единая сюжетная линия проходит через все этапы занятия. Фронтальные логопедические занятия такого рода вызывают огромный интерес у детей, вызывают у них оживление, радость и способствуют оптимизации процесса коррекционного обучения в группе детей дошкольного возраста с нарушениями речи. Подарки лесным зверюшкам Воспитатель рассказывает: «Крокодил Гена в этом году отдыхал в Африке. Из Африки он привез своим друзьям; лесным зверюшкам, много разных подарков. Каждому он подарил игрушку или предмет, который начинается с такого же 40 «Назови первый звук в слове» Наглядный материал. Игрушка Буратино. Воспитатель показывает Буратино и говорит: «Буратино скоро пойдет в школу, а сегодня он пришел к нам на занятие, чтобы научиться узнавать в словах первый звук. Буратино, с какого звука начинается твое имя?» Буратино машет головой (инсценировка). Педагог: «Ты не знаешь, с какого звука начинается твое имя? Дети, скажите, с какого звука начинается имя Буратино. После ответов воспитатель предлагает определить, с какого звука начинаются имена их звуки надо произносить четко (нельзя произносить слог зе в слове Зоя, вэ в слове Вадик). «Назови последний звук в слове» Наглядный материал. Картинки: автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот. Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. Просит двух - трех детей четко повторить звук в слове. («Это что?» - показывает картинку. «Дверь», - называют дети. «Какой последний звук в этом слове?» Дети: «Звук [р']».) Воспитатель обращает внимание на четкое произношение изолированных звуков, четкое дифференцирование твердых и мягких согласных. («В слове дверь последний звук [р'], а не (р]».) Когда все картинки будут разложены на фланслеграфе, воспитатель предлагает детям отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую - те, которые заканчиваются на мягкий. Детям, у которых произношение звуков еще недостаточно четкое, воспитатель предлагает отчетливо произнести согласные звуки в конце слова. 39
Лягушка
Хоботок
4 4. Накажем непослушный язычок Положить широкий язык между губами и «пошлепать» его «пя-пя-пя».
5. Киска сердится Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упи¬раясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Копчик языка при этом не дол¬жен отрываться от нижних зубов, рот не закрывается. На скамейке у окошка Улеглась и дремлет кошка. Кошка глазки открывает, Кошка спинку выгибает.
6. Упрямый ослик Губы в улыбке, рот приоткрыть. С силой произ¬носить сочетание ИЕ. Копчик языка при этом упи¬рается в нижние зубы. Ослик был сегодня зол. Он узнал, что он осел.
7. Трубочка Открыть рот, свернуть язык трубочкой. Длитель¬но подуть в эту трубочку.
Язык сложим в трубочку – На дудочку похоже. Подудеть на дудочке Без дудочки мы можем. 5
38
возможности сюжетно-ролевой игры в процессе занятий по звукопроизношению и развитию лексико-грамматических средств речи. При этом надо обратить внимание детей на необходимость выполнения определенных игровых действий, составляющих сюжет игры, в соответствии с той или иной ролью. Особенностью использования сюжетной игры в процессе фронтальных занятий, является то, что ход игры более регламентирован, чем в свободной игровой деятельности детей. Чаще всего это связано с реализацией детьми в контексте игры речевых высказываний которые инициируются логопедом в соответствии с коррекционными целями занятия. К примеру, в игре «Ателье» ребенок, делая заказ закройщику, сообщает: «Я хочу заказать платье из шелка»; получив «готовое» платье (в карточку-конверт с вырезанным по контуру силуэтом платья «закройщиком» вставляется образец соответствующей ткани), ребенок говорит: «У меня шелковое платье». Нередко в занятия включаются фрагменты сюжетной игры, что связано с реализацией коррекционных задач логопедического занятия. Так, например, в игре «Строители» каждый из детей участвует в строительстве дороги из брусков, выбирая столько брусков, сколько слогов в слове-названии предложенной логопедом предметной картинки. По окончании «строительства» дороги логопед предлагает детям построить гараж для машин и поиграть в свободное время. В игре «Разные билеты» дети «кассиры» выдают проездные билеты необычным пассажирам - животным; звуковые схемы слов, изображенные на билетах, должны соответствовать названиям животных. При планировании логопедических занятий важно предусмотреть возможности выбора детьми разных вариантов речевых высказываний в контексте выполняемой роли.
37
Лопаточка
Иголочка
6 8. Чистим нижние зубы Улыбнуться, приоткрыть рот. Копчиком языка «по¬чистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево. Нижняя челюсть при этом не двигается.
9. Качели
Улыбнуться, открыть рот. На счет 1-2 поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Нижняя челюсть при этом неподвижна.
10. Посчитай нижние зубки
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упи¬раться по очереди в каждый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была непод-вижна. С языком случилось что-то, Он толкает зубы! Будто хочет их за что-то Вытолкнуть за губы!
7 Ход игры. Логопед просит детей помочь зайчику перейти через болото. Для этого им предлагается хлопать в ладоши, когда услышат звук 3. Далее логопед произносит изолированные звуки, при правильно сделанных хлопках игрушечный зайчик «перепрыгивает» с одного «камешка» (кубика) на другой. Если дети делают ошибки, зайчик воз-вращается на предыдущий кубик. Игра продолжается, пока зайчик не перейдет через «речку». Игра «Вставь нужную букву» Цель: тренировать детей в выполнении операций по звукобуквенному анализу слов. Оборудование: карточки с написанными на них словами; игрушка Дед Буквоед. Ход игры. Логопед показывает детям карточки с написанными на них словами, в которых пропущены буквы. Он объясняет детям, что некоторые буквы в словах съел Дед Буквоед. Дети отгадывают, какие буквы «съел» Дед Буквоед в каждом из слов. Игра «Придумай слово» Цель: тренировать детей в выборе слов с заданным звуком. Оборудование: Робот (игрушка). Ход игры. Логопед знакомит детей с Роботом. Сообщает, что он любит слушать, и произносить слова со звуком Р. Дети подбирают слова с указанным звуком. Если слово подобрано, верно, у Робота на голове зажигается лампочка. Особое значение для общего психического развития детей старшего дошкольного возраста имеет сюжетно-ролевая игра. При благоприятных педагогических условиях сюжетно-ролевая игра детей данного возраста достигает достаточно высокого уровня. В логопедических группах специальную работу по развитию сюжетной игры проводит воспитатель. Логопед использует 36
35
Качели
Трубочка 8 Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков (ш-ж-щ-ч)
1. Лягушка – хоботок 2. Лопаточка
3. Накажем непослушный язычок
4. Чашечка
Улыбнуться, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, боковые края языка загнуть в форме чашечки. Удерживать на счет до пяти. Нижняя губа не должна обтягивать нижние зубы. Язык широкий положи, А края приподними. Получилась чашка, Кругленькая чашка.
9 Игра «Найди ошибку» Цель: упражнять детей в определении количества слогов в слове Оборудование: поезд с тремя вагончиками, на каждом из которых слоговая схема слова (одно-, двух- и трехсложные слова); предметные картинки. Ход игры. Логопед знакомит детей с маленьким необычным поездом. У поезда три вагончика с соответствующими эмблемами (слоговыми схемами слов). В каждом из вагончиков «едут» картинки. Однако поезд отправляется до следующей станции только в том случае, если названия картинок соответствуют эмблемам (слоговым схемам слов). Логопед сообщает, что поезд не едет, значит надо искать ошибки. Дети под руководством логопеда находят ошибки и исправляют их (перемещают картинки). Игра «Собери игрушки» Цель: тренировать детей в определении места звука С в слове. Оборудование: набор игрушек, три коробки с прикрепленными к ним схемами звукового состава слов. Ход игры. Детям предлагается внимательно рассмотреть и назвать набор игрушек. Затем логопед просит детей разложить игрушки по трем коробкам в соответствии со схемами звукового состава слов, наклеенными на коробках. Примечание. Возможно проведение игры в форме соревнования двух команд детей. Игра «Помоги зайчику перейти через речку». Цель: упражнять детей в слуховом различении изолированного звука 3 в ряду других звуков. Оборудование: игрушечный зайчик, кубики.
34 согласовывая существительные с числительными, например: «Один карандаш; три кош¬ки; пять мешков и т.д. Как вариант: можно поочередно брать каждую картинку цепочки и, пе¬ремещая её из одного пустого окошка в следующее, называть словосочетания (один мешок; три мешка; пять мешков).
«Выбери картинку и составь предложение»
Ход игры: Ребёнку предлагается выбрать из каждого «подъезда» домика по одной картинке и составить с ними предложения. Проанализировать каждое составленное предложение: сколько слов; какое слово первое, какое второе и т.д.
Игра «Волшебный мешочек» Цель: тренировать детей в различении звуков С и Ш на вербальном уровне. Оборудование: «волшебный» мешочек, игрушки небольшого размера, названия которых включают соответствующие звуки. Ход игры. Логопед предлагает детям по очереди достать игрушки из «волшебного» мешочка, назвать их и - определить наличие звука С или Ш в ее названии. Победителями являются те дети, которые правильно выполнили задание. Примечание. Усложненный вариант игры может быть связан с тем, что дети опознают игрушку посредством осязания (в «волшебном» мешочке), затем проверяют себя, доставая ее и показывая другим детям. Затем продолжают выполнение задания.
33
Накажем непослушный язычок
10
5. Бублик Выполнить упражнение «Хоботок». Затем округлить губы так, чтобы были видны зубы. Следить, чтобы зубы были сжаты. Удерживать губы в таком положении на счет до пяти.
6. Фокус Положить на самый кончик носа маленький кусочек ватки. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним губам. Нужно сдуть ватку с кончика носа.
7. Лошадка
Улыбнуться, открыть рот. Пощелкать кончиком языка, как цокают лошадки. Рот при этом открыт, язык должен быть широким. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Едем, едем на лошадке По дорожке гладкой.
8. Маляр Улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка погладить нёбо от зубов к горлу. Нижняя челюсть не должна двигаться. Красить комнаты пора. Пригласили маляра. Челюсть ниже опускаем, Маляру мы помогаем.
11 разложить все картинки «цепочки слов» по своим «квартирам». Затем взрослый просит назвать все слова-картинки, в которых звук в начале слова; в середине слова; в конце слова. «Домик»
Ход игры: Ребёнку показывают таблицу-домик, состоящую из трёх «подъездов». В каждом «подъезде» - по 3 «этажа», а сверху (на «чердаке»), находится графическая схема, показываю¬щая место автоматизируемого звука в слове (звук в начале, в середине и в конце слова). Ребёнок должен
«Угадай, чего не стало»
Ход игры: Ребёнок закрывает глаза, взрослый накрывает любую картинку пустой карточкой. Ребёнок должен вспомнить и назвать накрытую картинку.
«Вспомни и назови»
Ход игры: Ребёнок отворачивается, взрослый переворачивает любые 3 картинки, например, со звуком в начале слова, и просит ребёнка вспомнить их и назвать и т.д.
«Подружи слова».
Ход игры: Ребёнок должен составить как можно больше пар из данных картинок, обосновывая свой выбор. Например: ландыш и артишок - это растения; карандаш и кошка - эти слова начинаются на звук «К» и т.д.
«Посмотри и назови»
Ход игры: Взрослый предлагает рассмотреть карточку с цифрами и подста¬вить в пустые окошки рядом с цифрами любые картинки из «цепочки»; назвать картинки, пра-вильно 32
31
Чашечка
12
9. Вкусное варенье
Улыбнуться, открыть рот, Языком в форме чашеч¬ки облизывать верхнюю губу сверху-вниз (можно по¬мазать ее вареньем). Нижняя губа не должна обтяги¬вать зубы (можно оттянуть се вниз рукой).
10. Грибок
Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – нож¬ка. Кончик языка не должен подворачиваться, губы – в улыбке. Если ребенку не удастся присосать язык, то можно пощелкать языком, как в упр. «Лошадка». В по-щелкивании улавливается нужное движение языка. Я стою на ножке тонкой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шляпкой С бархатной подкладкой.
11. Гармошка Положение языка как в упр. «Грибок», губы в улыб¬ке. Не отрывая языка, открывать и закрывать рот. На гармошке я играю, Рот пошире открываю, К нёбу язычок прижму, Ниже челюсть отведу.
13 красном платье (гласный звук) и мальчик в синей рубашке (согласный твердый звук)
«Звуки я вас различаю» (автоматизация звуков) Цели: многократно ребенок произносит слова с автоматизируемым звуком; учить определять и называть звуки, стоящие в начале и в конце слова, определять место автоматизируемого звука в слове; тренировать память, внимание, логическое мышление и активизировать словарь; составлять и анализировать словосочетания и предложения; учится составлять слова по начальным, по конечным звукам слов и анализировать их звуковой состав.
Ход игры: Перед ребенком в произвольном порядке раскладывают 9 картинок со звуком, например: «Ш» и ему нужно: назвать картинки, четко и длительно произнося автоматизируемый звук «Ш» в начале и в конце слова; ответить на вопросы взрослого по картинкам (например: назови все живое; все, что сделал человек; все, что растет и т.п.) «Цепочка слов» Ход игры: ребенок находит и называет картинку, отмеченную значком-звездочкой. Это – первое звено «цепочки». Затем определяет последний звук этого слова – картинки. С него начнется следующее звено «цепочки слов» (ребенок находит следующую картинку, которая начинается на последний звук предыдущего слова и укладывает ее рядом с первой картинкой и т.д.). Постепенно все картинки раскладываются по кругу и «цепочка» замыкается. Ребенок еще раз называет все картинки построенной «цепочки слов», четко произнося автоматизируемый звук, например «З». 30 Звуки [3] - [Ж] У Зины много забот, заболел у зайки живот. У маленькой Зины медвежонок в корзине. Задрожали зайки, увидев волка на лужайке. Звуки [Ц] - [Ч'] У цапли цыпленок, у зайки зайчонок. Очень часто бьются у Танечки блюдца. Ученица-озорница получила единицу Звуки [Л] - [Р] ([Л'] - [Р']) Король - орел, орел - король. Лара у Вали играет на рояле. Морская волна сильна и вольна. Прибыл Клим из Клина в Крым. Рыбу ловит рыболов. Весь в реку уплыл улов. Вез корабль карамель. Наскочил корабль на мель. И матросы три недели карамель на мели ели. Взял Валерка тарелку, Взял Валерка поднос, - мне тарелку Валерка на подносе принес.
Речевые игры и упражнения
«Какой звук?»
Цели: определение первого звука в слове закрепление понятий гласный, согласный твердый, согласный мягкий звуки.
Ход игры: В центре цветка помещается карточка с изображением мальчика в зеленой рубашке (согласный мягкий звук). Дети выкладывают на лепестки картинки с изображе-нием предметов, название которых начинается с мягкого согласного звука, обосновывая свое решение. Аналогично обыгрываются картинки, на которых изображена девочка в 29
Грибок
Вкусное варенье
14 Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков (л-ль)
1. Лягушка – хоботок 2. Лопаточка
3. Накажем непослушный язычок
4. Вкусное варенье 5. Качели
Описание всех этих упражнений впереди
15 Звуки [Р] - [Р'] Ра-ра-ра - Кате спать пора. Ро-ро-ро - на полу стоит ведро. Ры-ры-ры - летают комары. Ри-ри-ри - на ветке снегири. Ор-ор-ор - подмели мы двор. Арь-арь-арь - на стене висит фонарь. Три вороны на воротах. Трое трубачей трубили в трубы. На горе, на горке горько ревет Егорка. Во дворе юрка, под горкой норка. В этой норке крот норку стережет. В аквариуме у Харитона четыре рака да три тритона. Привез Пров Егору. Во двор дров гору. На осинке росинки засверкали утром перламутром. Звуки [С] - [3] ([С'] - [3']). Соня Зине принесла бузины в корзине. Сеня незнайка, а Зина зазнайка. Идет с козой косой козел. Звуки [С] - [Ц]. Синицы - веселые птицы. Стоит воз овса, возле воза - овца. Из соседнего колодца целый день водица льется. Звуки [С] — [Ш]. Саша любит сушки, а Соня ватрушки. Купила Саша сушку? Купила Саша сушку. Сшила Саша Сашеньке шапку. Саша шапкой шишки сшиб. Шла Саша по шоссе.
28 живут ежи. Лежит ежик у елки, у ежа иголки. Зажужжала муха, дожужжалась паука. Заржавел железный замок? Заржавел железный замок. Звук [Ч']. Ча-ча-ча - горит в комнате свеча. Чу-чу-чу - молоточком я стучу. Оч-оч-оч - наступила ночь. Шубка овечки - теплее любой печки. У Пети тачка, а у Паши печенья пачка. Пекарь пек калачи в печи. Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая. Ученик учил уроки. У него в чернилах щеки. Звук [Щ']. Ща-ща-ща - мы несем домой леща. Ащ-ащ-ащ - мы наденем плащ. Волки рыщут, пищу ищут. Щипцы да клещи - вот наши вещи. Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи. Щенок жалобно пищит, тащит он тяжелый щит. Щетинка у чушки, чешуя у щучки. Звуки [Л] - [Л']. Ло-ло-ло - на улице тепло. Лу-лу-лу - стол стоит в углу. Ул-ул-ул - у нас сломался стул. Оль-оль-оль - мы купили соль. У елки иголки колки. Иголка, иголка, ты остра и колка. На мели мы налима ловили. В уголок Аленка села, У Аленки много дела. Мама Милу мыла мылом, Мила мыло не любила. Галка села на палку, Палка ударила галку. Наш Полкан попал в капкан. Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку. Лена искала булавку, А булавка упала под лавку. Под лавку заглянуть было лень, Искала булавку весь день. 27
Маляр
16
6. Пароход Приоткрыть рот и длительно на одном выходе произносить звук «Ы-Ы-Ы». необходимо следить, чтобы кончик языка был опущен и находиться в глубине рта.
7. Индюк Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не от¬рывать язык от губы, как бы поглаживая ее. Темп уп¬ражнения постепенно убыстрять, затем добавить го¬лос, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следите, чтобы язык не сужался, он должен быть широким. Индюку И лучший друг Честно скажет: — Ты - индюк!
8. Маляр 9. Посчитай зубки
8. Поймаем звук «Л»
Улыбнуться. Во время произнесения звука а широ¬кий кончик языка закусить зубами. Постепенно убы¬стряя темп движения, вы услышите звук л.
17
Заснул - и свалился во сне. Если б он не свалился во сне, До сих пор бы сидел на сосне. Звуки [3] - [3'] За-за-за - уходи домой, коза. Зу-зу-зу – моем. Катю мы в тазу. У зайки Бубы заболели зубы. У маленькой Зины бузина в корзине. Зойного зайку зовут Зазнайкой. Видит волк козу, забыл и грозу. Звенит звонок, звонок зовет. И Зоя в класс к себе идет. Звук [Щ] Цо-цо-цо - на руке кольцо. Цы-цы-цы - поспели огурцы, Ец-ец-ец - очень вкусный огурец. У кольца нет конца. Бегают две курицы прямо по улице. Цыпленок цапли цепко цеплялся за цепь. Цапля, стоя на крыльце, Написала букву Ц. Стоит цапля у болотца, Улыбается, смеется. Нагнись в корытце напиться водицы. Звук [Ш] Ша-ша-ша - мама моет малыша. Шу-шу-шу — я письмо пишу. Аш-аш-аш - у Вовы карандаш. Тише, мыши, кот на крыше. Нашей Маше дали манной каши. Не найду я ушки у нашей лягушки. Леша и Клаша едят пшенную кашу. Яшка в фуражке едет на черепашке. На окошке крошку мошку ловко ловит лапой кошка. Маше каша надоела, Маша кашу не доела. Маша, кашу доедай, Маме не надоедай! Звук [Ж] Жа-жа-жа - есть иголки у ежа. Жу-жу-жу - молоко дадим ежу. У ежа ежата, у ужа ужата. Не живут ужи, где 26 Упражнения на постановку сонорных звуков. [Л] [Р] Губы открыты, Зубы не сжимай, Они разомкнуты, видны, Посмотри со стороны. Язык вверх поднялся, К бугоркам прижался, По бокам у нас щель! Это нужно, поверь. Чрез нее мы воздух дуем, Нужный звук мы образуем. Чтоб звук [р] получился, Ты с ним долго не возился, выполняй все, как я Все получится, друзья! Ротик свой мы открываем, язычок приподнимаем, В бугорочки упираем, Краешки к зубам прижмем, Да и сильно дуть начнем.
Чистоговорки и скороговорки Используя чистоговорки и скороговорки, взрослый закрепляет правильное произношение детьми звуков (в основном наиболее трудных: [с], [з], [ц], [ш], [ж], [ч'], [щ']; [л], [р]). Звуки [С] - [С']. Са-са-са - в лесу бегает лиса. Со-со-со - у Вовы колесо. Су-су-су - было холодно в лесу. Ас-ас-ас - у нас свет погас. Ос-ос-ос - на поляне много ос. Усь-усь-усь - на лугу пасется гусь. У осы не усы, а усики. Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой. У маленькой Сани сани едут сами. У Сени и Сани в сетях сом с усами. Везет Сеня с Саней Соню на санях. Сидел воробей на сосне, 25
Посчитай верхние зубки
Посчитай нижние зубки
18 Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков (р-рь)
1. Качели 2. Маляр 3. Посчитай верхние зубки
4. Лошадка 5. Грибок 6. Гармошка
7. Барабан Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетли¬во произносить звук д-д-д. Язык упирается в верхние зубы при произнесении этого звука, рот не должен зак¬рываться. Очень часто при выполнении этого упраж-нения рот у ребенка закрывается. Чтобы этого не про¬исходило, можно зажать зубами палочку шириной примерно 1 см или ручку детской зубной щетки прямоугольной формы (ручка не должна быть толстой, она должна быть прямой, как линеечка). В барабан мы сильно бьем И все вместе мы поем: «Д-д-д-д-д-д!»
19 Упражнения на постановку шипящих звуков
[Ш] [Ж] Произносим мы звук [ш], Губы тянутся уже. Их слегка лишь округлили, Зубы сблизить не забыли. Широкий кончик языка Вверх мы подняли пока. Посредине языка Есть воздушная река: Теплый воздух создает. Ну, а голос не звучит, Потихоньку лишь шипит. Произносим мы звук [ж], Точно так, как и звук [ш]. Только голос подключаем – Звонкий [ж] мы получаем.
[Ч] [Щ] Чтоб звук [ч] произносить, Нужно губки округлить, Выдвинуть вперед слегка, Как у буб-ли-ка. Зубки сблизить и пока Ждать удара языка. Широкий кончик его В нёбо упирается, И воздушная река снова получается. Короткая и теплая, - Это точно знаю я. Говорить шипящий [щ] Мы научимся сейчас. Но для этого, друзья, Улыбаться нам нельзя. Губы вновь округлены, Зубки сближены, видны. Язычок вверху у нас, Делай так же сей же час. Широкий копчик языка В «кочки» упирается, Ну, а теплая струя слабо выдувается.
24 8. Комарик Улыбнуться, открыть рот. Поднять язык за верхние зубы, длительно произнести звук з (если ребенок умеет его правильно произносить). Если у ребенка закрыва¬ется рот при выполнении этого упражнения, можно воспользоваться механической помощью, как и в уп¬ражнении «Барабан». Вдруг откуда ни возьмись Маленький комарик, И в руке его горит Маленький фонарик
9. Моторчик Основное упражнение. Во время длительного про¬изнесения звука д-д-д или з-з-з (за верхними зубами, см. упр. «Барабан» и «Комарик») быстрыми движе¬ниями плоской ручки чайной ложки, деревянным шпа¬телем, соской или просто чистым!!! прямым указательным пальцем самого ребенка производить частые колебательные движения из стороны в сторону. Язычок у нас — мотор. Заводи его, шофер!
21
Барабан
22 Упражнения на постановку звуков. Упражнения на постановку свистящих звуков. [С] [3] [Ц] Наш широкий язычок На солнышке лежал, Под лучами загорал. В дом его мы занесем, Краешки к зубам прижмем, Кончик в нижние упрем. Зубки мы прикроем, (Совсем не закроем). В улыбочке губки – Показывают зубки. Воздух выдувается, Звук [с] получается. Звук [з], как и [с], получаем, Лишь только голос подключаем И нисколько не скучаем. Идет узкая струя, Ох, холодная она. Голос наш дрожит и льется, Словно песенка поется. Звук [ц] ставим мы от [с] и [з]. Воздух сильно выдуваем И струю, мы получаем. Надо нам края прижать, Язычок внизу держать.
23
Часики
Киска сердится
20 звука, как и название зверюшки. Например, зайчику. С какого звука начинается слово зайчик? Правильно, со звука [з]. Он подарил з-з-звоночек, С какого звука начинается з-з-звоночек? (Со звука [з].) Итак, з-з-зайчику он подарил з-з-звоночек. Л-л-лисенку-... С какого звука начинается это слово? Правильно, со звука [л']». Если кто-то из детей скажет, что слово начинается со звука [л], воспитатель повторяет слово, предлагая внимательно послушать и определить, какой в этом слове первый звук: [л] или [л']. «Какой же подарок приготовил крокодил Гена лисенку?» Если в названии игрушки или предмета, подобранного детьми, слова будут начинаться с твердого согласного, то лисенок подарка не принимает. Воспитатель говорит, что этот подарок был предназначен для другого животного: например, если кто-то назовет в качестве подарка лопаточку, то лисенок предлагает этот предмет подарить лосенку, так как слово л-л-лопаточка начинается со звука [л], а лисенку больше подойдет такой подарок, как ленточка. Педагог предлагает детям назвать, какие подарки мог подарить крокодил Гена белочке, барсучонку, медвежонку, волчонку, лягушонку, сороке, вороне и пр., а также своему близкому другу Чебурашке. Потом воспитатель может предложить детям подобрать подарки домашним животным: козленку, ягненку, жеребенку, щенку, ослику, котенку, верблюжонку.
41 Содержание
Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков (с-сь-з-зь-ц)…………………3 Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков (ш-ж-щ-ч) …………………..9 Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков (л-ль)………………………..15 Комплекс упражнений, вырабатывающий правильный артикуляционный уклад звуков (р-рь)………………………..19
Упражнения на постановку звуков………………………..23 Упражнения на постановку свистящих звуков………………..23 Упражнения на постановку шипящих звуков…………………24 Упражнения на постановку сонорных звуков…………………25