Артикуляционная гимнастика свистящие «Покусаем язык» Цель: Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улуч¬шения иннервации (нервной проводимости). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: 1. Покрывать кончик языка. 2. Покусывать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его посте¬пенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произ¬ношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку в выполнении упражнения. Обратите внимание! 1. Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы. 2. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в артикуляци¬онной гимнастике. Выполняя это упражнение, ребёнок осуществляет самомассаж языка.
«Кусаем боковые края языка» Цель: Преодолевать спастичность (напряжённость) языка путём самомассажа (покусывания боковых краёв языка), способствовать прилеганию краёв языка к нижним боковым зубам. Описание: Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) — и, не меняя положения язы¬ка, покусывать его края боковыми зубами 10—15 раз. Обратите внимание! Выполнение упражнения осложняется тем, что рот почти закрыт и ребёнок не может зрительно контролировать себя. Если возникают трудности в выполне¬нии упражнения, то необходимо показать ребёнку, какую часть языка нужно покусывать. Попросите ребёнка высунуть язык и проведите соской по краям языка, от корня к кончику. Можно предложить ребёнку покусать соску боковыми зубами с одной и с другой сто-роны, что поможет понять, какими зубами нужно покусывать края языка.
«Чистим зубы снаружи» Цель: Отрабатывать произвольные движения языка, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка. Описание: Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной стороны зубов, имитируя чистящее движение. Так же «чистим» наружную сторону нижних зубов. Обратите внимание! 1. Язык двигается из стороны в сторону, стараясь «почистить» весь верхний, а затем нижний ряд зубов. 2. Губы неподвижны. «Лопаточка» Цель: Вырабатывать умение удерживать язык в свободном, лежащим на нижней губе. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на ниж¬нюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Обратите внимание! 1. Губы растянуты в улыбке. 2. Не подворачивать нижнюю губу внутрь. 3. Не высовывать язык далеко — он только накрывает нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны касаться уголков рта. 5. Если это упражнение не получается, то надо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку»
«Горка» («Мостик») Цель: Научиться удерживать язык в положении, необходимом для произношения свистя¬щих звуков. Развивать мускулатуру языка, укреплять кончик языка. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, кончик языка поставить за нижние зубы, широкий язык установить «горкой». Удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Обратите внимание! Если ребёнок затрудняется выполнить данное упражнение, пред¬ложите ему пропеть звук «и»: «и-и-и» — и язык примет нужное для «горки» положение. Чистим нижние зубы» (С внутренней стороны) Цель: Научиться удерживать кончик языка за нижними зубами. Укреплять кончик язык развивать подвижность языка. Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны. Обратите внимание! 1. Губы неподвижны, растянуты в улыбке. 2. Двигая кончиком язы из стороны в сторону, нужно следить, чтобы он находился у дёсен. 3. Упражнение рекомендуется выполнять как можно чаще при «межзубном произношении свистящих», в процессе речи язык ребёнка находится между зубами
Катушка Цель: Развивать подвижность языка и укреплять его мускулатуру. Описание: Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы. Широкий язык «выкатывать» вперёд и убирать в глубь рта. Упражнение повторить 8—10 раз в спо¬койном темпе. Обратите внимание! Кончик языка постоянно остаётся у нижних зубов. Артикуляционная гимнастика шипящие
«Чашечка» Цель: Научиться удерживать язык в форме чашечки наверху, у верхних зубов. Укреплять мускулатуру языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки. Обратите внимание! 1. Если «чашечка» не получается, то необходимо вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку» (№ 19), распластать язык на нижней губе и слег¬ка надавить на середину языка. При этом края языка поднимаются вверх, и язык принима¬ет нужную форму. 2. Можно также распластать язык похлопыванием по нему губами, за¬вернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальчиками. 3. При выполнении упражне¬ния края языка находятся у верхних зубов.
«Вкусное варенье» Цель: Отрабатывать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Можно продолжить движение и убрать язык в рот, не разрушая «чашечки». Обратите внимание! 1. Нужно следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх — она должна быть неподвижной (можно придержать её пальцем). 2. Язык широкий, в форме чашечки. 3. Если упражнение не получается, то нужно ( вернуться к упражнению «Шлёпаем губами по языку», распластать язык, а потом завернуть его на верхнюю губу, придерживая края пальцами (с бинтом).
«Фокус» (дуем с чашечки) Цель: Направлять воздушную струю по середине языка и вверх, удерживая язык в форме чашечки на верхней губе. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верх¬нюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был небольшой жело¬бок. Затем плавно подуть вверх, на нос. Усложнение: На кончик носа прикрепить кусочек ватки и сдуть его — он летит вверх. Чтобы ватка легко прикрепилась к носу, нужно её слегка увлажнить (провести по кончику языка ребёнка). Обратите внимание! 1. Нижние зубы не «подсаживают» язык вверх. 2. Не сжимать язы зубами. 3. Выдох плавный, длительный. Данное упражнение тренирует выдох, необходимый для произношения шипящих звуков «Чистим верхние зубы» (с внутренней стороны) Цель: Развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъём языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внут¬ренней стороны, делая движения из стороны в сторону. Обратите внимание! 1. Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. 2. Сле¬дить за тем, чтобы кончик языка не загибался внутрь, а двигался у корней зубов. 3. Ниж¬няя челюсть неподвижна, работает только язык.
Артикуляционная гимнастика звук Л «Парус» Цель: Удерживать язык за верхними зубами. Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, поставить язык за верхние зубы так, чтобы кончик языка крепко упирался в зубы. Удерживать 5-10 секунд. Обратите внимание! 1. Края языка могут не прилегать к верхним боковым зубам, как в упражнении «Чашечка» 2. Если вы предложите ребенку пропеть звук «ы»: «ы-ы-ы», слегка надавливая кончиком языка на верхние зубы, то может получиться звук «л».
«Иголочка» Цель: Научиться делать язык узким и удерживать его в таком положении. Описание: Открыть рот, язык высунуть как можно дальше, напрячь его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5-10. Обратите внимание! Язык не лежит на губе, а выдвигается вперёд.
«Маятник» Цель: Укреплять мышцы языка, отрабатывать его подвижность. Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз. Обратите внимание! 1. Двигается только язык — нижняя челюсть неподвижна. 2. Язык не облизывает нижнюю губу, а передвигается, не задевая её, от одного уголка рта к другому. «Змейка»
Цель: Развивать подвижность языка, попеременно выдвигая и убирая узкий язык. Описание: Открыть рот и производить узким языком движения вперёд-назад («жало змейки»). Обратите внимание! Язык не касается нижней губы, а выдвигается вперёд.
«Индюк»
Цель: Отрабатывать подъём языка и подвижность кончика языка. Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения кон¬чиком языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая её. Темп движений постепенно убыстрять, затем включить голос, пока не по¬слышится «бл-бл» (так «болбочет» индюк). Обратите внимание! Кончик языка загибается кверху. «Качели» Цель: Вырабатывать умение быстро менять положение языка, развивать его гибкость, подвижность. Развивать гибкость и подвижность кончика языка. Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за ниж¬ние зубы (с внутренней стороны), удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом под¬нять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3-5 секунд. Так, поочерёдно, менять положение языка 4-6 раз. Обратите внимание! Следите, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы ос¬тавались неподвижными. «Пароход» Цель: Отрабатывать положение языка, необходимое для постановки «л» (особенно при напряжённости языка и замене твердого «л» на мягкий «ль»). Описание: Слегка улыбнуться, высунуть язык, зажать его зубами и петь звук «ы»: «ы-ы-ы» («пароход гудит»). Обратите внимание! 1. Тёплый воздух выходит по бокам. 2. Если при пропевании зву¬ка «ы» получается мягкий звук «ль», попросите ребёнка ещё больше высунуть язык и зажать зубами не кончик, а среднюю часть языка. Артикуляционная гимнастика звук Р «Чистим верхние зубы» (С внутренней стороны) Цель: Развивать подвижность языка, укреплять кончик языка. Отрабатывать подъём языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внут¬ренней стороны, делая движения из стороны в сторону. Обратите внимание! 1. Улыбнуться так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. 2. Сле¬дить за тем, чтобы кончик языка не загибался внутрь, а двигался у корней зубов. 3. Ниж¬няя челюсть неподвижна, работает только язык. «Маляр» Цель: Укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Описание: Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («пото¬лок»), делая движения языком вперёд-назад. Обратите внимание! 1. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык («ки¬сточка»). 2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта. «Барабанщик» Цель: Отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука «р». Укреплять мышцы языка (особенно кончика языка). Описание: Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, звонко, отчётливо и многократно повторяя: «д-д-д». Темп убыстряется постепенно. Варианты: 1. Стучим кончиком языка за верхними зубами, произнося: «дын-дын-дын» («звоночек»). 2. Стучим и произносим: «т-д-т-д» («скачет лошадка»). 3. Многократно про¬износим: «а-д-д-д», «а-д-д-д», «а-д-д-д» («песенка»). Обратите внимание! 1. Рот открыт, губы растянуты в улыбке, нижняя челюсть неподвиж¬на, работает только язык. 2. Звук «д» носит характер чёткого удара, не «хлюпает». 3. Звук «д» нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная струя (дуем на кончик языка). «Лошадка» Цель: Отрабатывать подъём языка, подготавливать его к выработке вибрации, растяги¬вать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка. Описание: Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копы¬тами»). Обратите внимание! 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, а затем темп убыстряется («лошадка поскакала быстрее»). 2. Нижняя челюсть не двигается, рабо¬тает только язык. «Грибок» Цель: Отрабатывать умение удерживать язык наверху в положении, необходимом для звука «р». Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание: Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная связка была натянута («ножка гриба»). Удерживать в таком положении 5-10 секунд. Обратите внимание! 1. Если ребёнок затрудняется выполнить это упражнение, то необ¬ходимо вернуться к упражнению «Лошадка». Ребёнок щёлкает языком, постепенно замедляя темп («лошадка идёт медленно») и присасывает язык к нёбу. «Гармошка» Цель: Укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к нёбу, открывать и закрывать рот (как растягиваются меха гармошки). При этом растягивается подъязычная связка. Постепенно надо раскрывать рот всё шире и дольше удерживать язык в верхнем положе¬нии. Обратите внимание! 1. Если ребёнок не может присосать язык к нёбу, то нужно вернуть¬ся к упражнению «Лошадка» выполнять его в медленном темпе, дольше задержи¬вая язык наверху.