Профилактика дислексиий у дошкольников 6-7 лет с общим недоразвитием речи По разным данным несколько десятков процентов детей не могут овладеть школьными навыками по состоянию своего нервно-психологического здоровья. При этом у 2-10% учеников общеобразовательной школы препятствием для обучения становятся нарушения чтения. Дислексии особенно распространены у детей, обучающихся в специальных школах, однако, наблюдается они и у детей начальных классов массовой школы. Стойкие нарушения письменной речи могут возникнуть у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом, у которых имеются несформированность, некоторых частных психических процессов, которые могут ни как себя не проявлять в повседневной жизни, но создать серьезные препятствия для овладения чтением и письмом. Дислексии могут стать не только препятствием для обучения, но и отрицательно повлиять на психическое, речевое развитие ребенка, формирование его личности. Неудачи при овладении чтением способны вызвать и закрепить такие черты характера, как неуверенность в себе, робость тревожная мнительность или наоборот , озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям. Возникновение дислексий обусловлено задержкой в формировании отдельных функциональных систем в следствии вредностей, действующих на развитие ребенка в онтогенезе. Многие авторы среди причин выделяют наследственную предрасположенность. Дислексия является языковым расстройством, связанным с недоразвитием языковых общений(фонематических, лексических, морфологических), с несформированностью зрительно пространственных функций. Коррекция нарушений чтения наиболее успешна при раннем ее начале. Профилактика еще более эффективная мера, позволяющая предупредить развитие этих расстройств. Особенно часто предрасположенность к дислексиям встречается у детей с речевой патологией. В связи с этим нас заинтересовала проблема предупреждения нарушений чтения у дошкольников с общим недоразвитием речи. В ходе обследования было выяснено, что у большинства детей в анамнезе присутствовала перинатальная патология, обусловленная токсикозами, недоношенностью беременности, несовместимостью крови матери и плода по резус-фактору и т.д.. Многие воспитанники были соматически ослабленными, состояли на учете у невропатолога, психиатра. У детей была отмечена выраженная общая моторная недостаточность, недоразвитие мелкой моторике пальцев рук. У большинства дошкольников отмечались нарушения слоговой структуры слова, недостатки звукопроизношения, нарушения фонематического восприятия, неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза. Нарушения лексико- грамматического строя речи проявлялось в ошибках при словообразовании, словоизменении, неточным употреблением слов, отсутствие в речи синонимов, антонимов, обобщающих слов, пропусках или заменах предлогов, изменении порядка слов в предложении. Связанная речь дошкольников была развита не достаточно. Обследование, анализ деятельности детей выявили особенности развития высших психических функций: недостаточную концентрацию и устойчивость внимания, ограничение объема памяти, трудности в процессе восприятия, ослабленные мыслительной деятельности, нарушение ориентировки в «право-лево». В связи с тем, что у дошкольников были выявлены нарушения разного, характера нами было решено построить коррекцию работу таким образом, чтобы не только устранить речевые нарушения, но и скоррегировать нарушения психических функций и таким образом предупредить возникновение дислексии. Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте(Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина). Целью коррекционного обучения является воспитание у детей четкой, умеренно громкой выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи путем применения наряду с общепринятыми, специальных логопедических методов и приемов, направленных на коррекцию речевого дефекта. Логопедическая работа включает в себя формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. Программой обучения предусмотрены специальные занятия по развитию речи, по формированию произношения и обучению грамоте. Именно в эти занятия и были включены упражнения, направленные на развитие зрительно- пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, памяти, восприятия, внимания, мышления т.д. с целью предупреждения возникновения предупреждения дислексии. С целью профилактики нарушений чтения у дошкольников на занятиях по произношению и обучению грамоте проводится систематическая работа по: 1) Развитию языкового анализа и синтеза в следующих направлениях: А) развитие анализа предложения; Б) развитие слогового анализа и синтеза; В) формирование фонематического анализа и синтеза; 2) Развитию пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного восприятия и памяти в следующих направлениях: А) развитие зрительного восприятия и узнавания; Б) уточнение и расширение объема зрительной памяти; В) формирование пространственного восприятия и представителей; Г) развитие зрительного анализа и синтеза; 3) Развитию внимания, памяти, мышления; 4) Развитию понимания прочитанных: слов, предложений, текста. Использование отдельных приемов коррекционной работы При изучении букв на занятиях мы использовали следующие игры и задания 1) «Найди букву». Ребенок должен найти букву среди других на карточке, газетных заголовках и т.д. 2) «на что похожа буква?» 3) Определение правильно и неправильно написанных букв. 4) Называние букв, перечеркнутых дополнительными линиями. 5) Названия букв, наложенных друг на друга. 6) Дописывание букв. 7) Обведение контура букв, выполненного пунктиром. 8) Реконструирование букв: А) добавлением элементов; Б) убавление; В) изменение пространственного расположения элементов(например: из буквы Т болучить букву Г) 9) Нахождение нужных букв с закрытыми глазами(используя буквы магнитной азбуки). 10) Лепка буквы из пластилина, выкладывание из счетных палочек. 11) Изготовление буквы из проволоки, семечек, гороха , гречки и т.д.. 12) Письмо буквы в воздухе, пальцем на ладони, спине, колене. 13) Письмо буквы на запотевшем стекле, на песке… 14) Ниткография. Изображение буквы с помощью толстой шерстяной нитки или веревочки на куске фланели. На занятиях заучивались стихотворения о буквах(С. Маршака, С. Михалкова, А. Потаповой) Для закрепления зрительных образов букв буквы соотносились с каким- либо сходными по форме предметом: «О»-с обручем, «З»-со змеей и т.д.. С первого периода обучения мы начали работу по развитию у детей внимания, слуховой и зрительной памяти, зрительного восприятия, ориентировки в пространстве. С целью развития памяти предлагались следующие игры и задания: 1) «Запомни и назови». Ребенку предлагалось запомнить слоги и слова. 2) «Найди картинки». В ряду картинок ребенок находил те, которые называл логопед. 3) Запомните 3-5 фигур, букв или цифр, а затем отыскивание их среди других(7-10). 4) Раскладывание 3-4х картинок в той же последовательности, в какой они предъявлялись. 5) Раскладывание по памяти букв, цифр или фигур в предъявленной последовательности. 6) «чего не стало?». На столе раскладывались 5-6 игрушек, затем одна убиралась, дети отгадывали какая игрушка исчезла. 7) «Что изменилось?». Раскладывался ряд картинок, некоторые из них незаметно менялись местами, дети определяли,что изменилось. С целью развития зрительного восприятия использовались следующие задание и игры: 1) Название контурных изображений предметов. 2) Игра «Чей силуэт?». Название недорисованных контурных изображений предметов. 3) «Найди ошибки художника». 4) Выделение контурных изображений, наложенных друг на друга. 5) Распределение изображенных предметов по величине. 6) «Лужайки». Детям предлагались «лужайки» разного цвета, а также картинки с изображением предметов разного цвета. Давалась задание положить картинки на свои «лужайки» 7) «Геометрическое лото». Детям предлагалось разложить на большой карте, в центре которой была нарисована геометрическая фигура, картинка с изображением различных предметов. 8) Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников. 9) Нахождение различий в двух картинках. 10) Составление разрезанных на части картинок. 11) Дорисоывание симметричных изображений. Формирование пространственного восприятия и представлений началось с работы по дифферениации правых и левых частей тела. Использовались следующие виды знаний: 1) Показывание и названии руки, которой надо есть, писать, рисовать и т.д. 2) Показывание левой руки 3) Поднимание то левой, то правой руки показывание карандаша левой, правой рукой и т.д. 4) Показывание правой рукой левого глаза, уха, ноги, правой рукой- левого глаза, уха, ноги. Формирование ориентировки в окружающем пространстве мы начинали с определения пространственных соотношений предметов, находящихся рядом с ребенком. Детям предлагалась определить, какой предмет находится справа, а какой слева от них. Затем дети учились выполнять различные действия, например, положить карандаш справа или слева от себя и т.п.. Далее мы предлагали отвечать на такие, например, вопросы: «где находиться шкаф, окно, дверь?» и т.п. Затем мы работали над определением пространственных соотношений между 2-3мя предметами или изображениями. Сначала нами уточнялось расположение двух предметов, после предлагалось выполнить, например, такие действия: взять правой рукой тетрадь и положить ее около правой руки, а левой рукой книгу и положить ее около левой руки. После выполнения задания дети отвечали на вопросы: «где находиться книга, справа или слева от тетради?». В работе также использовались игры и задания: • «домик». Детям предлагался нарисованный домик, давалось задание дополнить рисунок, например, справа от него нарисовать забор, а слева- дерево. • Раскладывание на демонстрационном полотне по инструкции картинок слева и справа, например, от елки и т.п.. • Определение места соседа по отношению к себе. • Графический диктант. Детям давалось, например,