Особенности логопедической помощи детям с синдромом Дауна в ранних этапах
06 Дек 2012, 22:59
Особенности логопедической помощи детям с синдромом Дауна в ранних этапах
Одна из самых тяжелых проблем детей с синдромом Дауна – задержка речевого развития. И совершенно очевидно, что ни одно практическое руководство зарубежных специалистов помочь в данном случае не может, ибо обучение языку невозможно без учета его конкретной специфики. Обладание элементарными навыками разговорной речи у данных детей запаздывает. Довольно часто люди с синдромом Дауна не говорят вовсе или овладение речью настолько замедленно, что возможность их обучения посредством общения с другими людьми крайне затруднена, что мешает им как-то повлиять на события, происходящие в окружающем мире, больше узнать о нем. (слайд) Умение говорить развивается, как правило, позже умения воспринимать речь. Ребенку с синдромом Дауна свойственны трудности в освоении грамматического строя речи, а также семантики. Он долго не дифференцирует звуки окружающей речи, плохо усваивает новые слова и словосочетания. Фразовая речь может появиться как 6-7 годам, так и 10-12 годам. Взрослые, ясно представляющие себе, что включает в себя понятие «общение», отслеживающие каждый шажок ребенка и готовые к следующему шагу, могут оказать малышу колоссальную помощь. Оценка уровня развития малыша - это самый первый шаг, который необходим для него, чтобы правильно выбрать стратегию обучения и определить, чему именно его следует учить. (Слайд «Маленькие ступени») В этом вопросе родителям и педагогам может помочь программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии «Маленькие ступеньки» и (Слайд) программа «Обучение через игру» разработанный Санкт- Петербургским институтом раннего вмешательства. Не стоит забывать, что новые знания, ребенок с синдромом Дауна, усваивает крайне медленно, в результате многократных повторений. И только правильно составленная программа даст малышу возможности быстро добиться успехов. Переоценка возможностей ребенка приводит к составлению слишком трудной программы, а недооценка - к составлению слишком легкой программы, которой, вследствие простоты заданий, не будет хватать занимательности. Важное место при изучении и коррекции речевых нарушений занимают дидактические принципы: наглядность, доступность, сознательность, индивидуальный подход. (слайд) Дети различают звуки с самого раннего возраста, и в первые месяцы жизни ребенка взрослому важно четко повторять различные слоги долго протягивая гласные звуки. Это является основой для речевого развития на более поздних стадиях, поэтому необходимо стимулировать у них слушание речевых и неречевых звуков, а в дальнейшем фокусировать их внимание на различных источниках звуков.
Нужно играть со звуками - длинными и короткими, громкими и тихими, привычными и непривычными. Играть с «мелодиями» и вариациями тона голоса, когда общаемся с малышом. Стараться, чтобы выражение лица и поза соответствовали тону (слайд семья) И еще одно условие: с ребенком надо разговаривать о том, что находится в кругу его внимания. Во время кормления можно привлечь его внимание к чашке, ложке, тарелке. С детьми надо говорить только о том, что они сами видят, чем заняты. Помимо всего прочего, необходимо создавать такие условия, чтобы они просили взрослого о чем-то, чтобы желания не предупреждались прежде, чем дети успеют выразить их жестом или «словом». Каждый член семьи должен следить за своей речью, за правильностью и четкостью звукопроизношения, за ритмом и темпом речи. Не стоит непрерывно говорить с ребенком - это может его утомить. Очень важно использовать жесты, мимику, эмоции в общении с ребенком. Эмоциональное общение оказывает влияние на формирование всех сторон психики ребенка. Ребенок, наблюдая за действиями взрослого, в дальнейшем стремится подражать ему. Уже в раннем возрасте необходимо развивать слуховое внимание. Начиная с 7-8 месяцев, ребенок может определить направление звука - колокольчика, дудочки, погремушки. Малыш уже готов слушать музыку, и если внимательно понаблюдать за ним, можно определить, какая ему больше нравится. Нет детей, которые оставались бы равнодушными к звукам музыки. (Слайд артикуляция) После шести месяцев нужно заняться артикуляционной, то есть речевой моторикой. Также необходимо проводить логопедический массаж, пассивно-активную гимнастику мимических мышц и артикуляционного аппарата и пассивно-активную гимнастику на дистальные отделы. В работе можно использовать ручной вибратор, резиновый массажер, зубную щетку, массажную щетку для «пробуждающего» давления язычка. Логопедический массаж лучше проводить курсами. Количество сеансов зависит от степени выраженного дефекта. В работе с детьми используют следующие виды логопедического массажа (слайд) 1.Классический. 2.По биологически активным точкам. 3.С элементами метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко.
Пассивно-активная гимнастика: (слайд) 1.Пассивно-активная гимнастика мимических мышц и артикуляционного аппарата (элементы фонетической ритмики). 2.Пассивно-активная гимнастика на дистальные органы.
(слайд) В работе с детьми до 1,5 лет на первый план выступает развитие понимания речи взрослого. Детей учим понимать слова, обозначающие людей, предметы и элементарные действия, а также понимать простейшие фразы, с помощью которых взрослый раскрывает содержание сюжетов, дает поручения, учит понимать их и выполнять. Учиться разговорной речи ребенок может где угодно. В любом случае - планируем мы свои уроки, или нет - занятия, должны проводиться на фоне повседневной деятельности или в процессе игры. Научиться, говорить можно только, разговаривая. Все попытки заставить ребенка говорить ни к чему не приводят. Может пройти много времени, прежде чем малыш скажет свои первые даже не короткие слова, а кусочки слов, их фрагменты. Невозможно представить себе, как можно растить и обучать ребенка без книг. При обучении ребенка с синдромом Дауна, работа над книгой приобретает совершенно особое значение и занимает в этом процессе особое место. Многократное, от книги к книге, повторение одних и тех же слов позволит ребенку уже на первых порах освоить достаточно обширное их количество и, отрабатывая правильное произношение, закреплять его. Его первые книжки - это книжки-раскладушки, в них почти нет текста, зато картинки во всю страницу - крупные, яркие, привлекающие внимание малыша. Иногда лучше начать не с книг, а с карточек. Утром и вечером называть изображенный предмет. Постоянно дополнять рисунок деталями - у дома появляются окна, затем дверь, труба. Очень полезно дать ребенку некую отмычку, хорошо усвоенное слово-ключ, к которому прибавляем новые слова - они плотно примыкают к нему, составляя таким образом маленькую цепочку. Затем слово-ключ можно опускать. Необходимо вводить в разговор неоконченные предложения. Недоговаривая последнее слово фразы, мы даем ребенку понять, что чего-то от него ждем. Шевеля губами, проговаривать слово про себя, или произносить первый звук этого слова. Эти приемы хорошо срабатывают в тех случаях, когда ребенок пытается вспомнить слово или фразу и смотрит на нас, ища помощи. Если ребенок не отвечает на ваш вопрос, то можно попытаться ему помочь. Если он прореагирует на такую подсказку, нужно задать первый вопрос и дать ему шанс употребить нужное слово или фразу без помощи взрослого. Дальнейшая работа над развитием речи включает употребление глаголов, наречий, прилагательных, предлогов и т.д. Как можно раньше следует приступить к усвоению лексики. Работа с книгой поможет нам организовать работу над развитием речи, позволит, опираясь на зрительное восприятие, затрагивать огромное количество разнообразных тем и сюжетов, включая в себя расширение словаря - и, соответственно этому, постоянную коррекцию произношения каждого нового слова. Ребенок с синдромом Дауна не отвечает на вопрос не потому, что в голове у него пустота. Наоборот, он перегружен беспорядочной информацией, неорганизованной и бессистемной, его мозг не в состоянии самостоятельно ее обработать. Ребенка с синдромом Дауна мы обучаем говорить приблизительно так, как учат иностранному языку взрослого человека. Начиная с малого, переходя все более сложному, и переход должен быть очень последовательным и постепенным. Если обучение речи начинается достаточно рано, до того как с большим опозданием ребенок начинает говорить самостоятельно, то процессы психофизического и речевого развития проходят более или менее параллельно, а лучше сказать - они будут взаимосвязаны и взаимообусловлены. Обнаружив отставание у ребенка, не стоит опускать руки. Просто, нужно настроиться на медленный, постоянный процесс. Если поставить перед собой слишком большие задачи, можно легко разочароваться. Нужно начать с той ступеньки, на которой в данный момент находится ребенок, и постараться каждый день или каждую неделю понемногу продвигаться вперед. Большинство детей, в том числе, дети с серьезными отклонениями в умственном развитии, могут научиться говорить. В тех редких случаях, когда это оказывается невозможным, детей учат языку жестов и знаков.
(слайд) Вырастить из ребенка с болезнью Дауна трудолюбивого, разумного, пытливого, организованного человека - задача непростая. Это не совсем обычный ребенок, и, традиционные методы обучения здесь не вполне приемлемы, приходится прокладывать новые, никем еще не пройденные пути. Но главное, ребенка необходимо научить языку общения. Общение - это не только произнесение слов. Понятие «общение» предполагает также умение слушать, понимать, соблюдать очередность в разговоре, подражать и умение завязывать беседу. Речь может быть использована для удовлетворения многих потребностей. С помощью речи ребенок может выразить свои желания, попросить о помощи и повлиять на события, происходящие вокруг него. Для того чтобы научиться общаться с людьми так, как принято в обществе, ребенок с синдромом Дауна должен посещать детский сад, школу. Право детей с синдромом Дауна на максимальную социальную адаптацию есть, и посещение детских садов и школ в России закреплено законодательно. Ребенка с синдромом Дауна можно научить многому, что умеет делать обычный ребенок, но для этого нужно гораздо больше времени и усилий со стороны взрослых, и тогда он может достичь самых неожиданных результатов.